№ 2а-5741/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Лепетюх А.В.,
при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к административному ответчику – ДАиГ г. Ростова-на-Дону об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ответчику ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону было подано Заявление о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры № под офис, расположенной по адресу: <адрес>. К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы: нотариальная доверенность, протокол общего собрания собственников жилья - оригинал, проектная документация, что подтверждается выпиской из информационной системы МКУ «МФЦ». ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: несоответствие проектной документации, отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, согласие всех правообладателей жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в ДАиГ г. Ростова-на-Дону было повторно подано Заявление о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры № под офис, расположенной по адресу: <адрес>. К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы: паспорт гражданина, нотариальная доверенность, градостроительный план земельного участка, свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, проектная документация, кадастровый паспорт земельного участка, пояснительная записка, протокол общего собрания собственников жилья. ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: представленное согласие всех правообладателей жилого дома, в котором расположена реконструируемая квартира №, не может быть принято Департаментом, т.к. представлена ксерокопия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.04.2015г., а также оформление документов не соответствует требованиям ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону было в третий раз подано Заявление о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры № под офис, расположенной по адресу: <адрес>. К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы: паспорт гражданина, нотариальная доверенность, градостроительный план земельного участка, свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, проектная документация, пояснительная записка, протокол общего собрания собственников жилья, заверенный Управляющей организацией с приложением списка собственников участвовавших в голосовании.
ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. представлена без нотариального заверения, а также оформление документов не соответствует требованиям ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административный истец считает решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) незаконным, поскольку оно противоречит ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца. Заявитель представил в Департамент строительства и архитектуры все необходимые в соответствии с требованиями закона документы для выдачи разрешения на строительство. Представленный проект прошел негосударственную экспертизу. Протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома, представленный в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону заявителем, во-первых, отвечает требованиям Жилищного Кодекса РФ, заверен печатью Управляющей компании, обязанности нотариального заверения протокола общего собрания не предусмотрено. Кроме того, общее собрания собственников многоквартирного дома было проведено ДД.ММ.ГГГГ., а ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ была введена в действие 29.06.2015г. Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015г. Таким образом, заявителем был представлен полный пакет документов для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и оснований для отказа в выдаче разрешения не имелось.
На основании изложенного просит признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. N № об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство (реконструкцию) квартиры <адрес> под офис; обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
В судебное заседание явился представитель административного истца ФИО2, которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Явившаяся в судебное заседание представитель административного ответчика ФИО3 требования не признала, просила отказать.
Не явившиеся в судебное заседание лица надлежаще извещены о судебном разбирательстве, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 3 статьи 10 ГКР Ф в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону подавались заявления о выдаче разрешения на реконструкцию <адрес> под офис, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ., соответственно, административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием в первом случае на несоответствие проектной документации, отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, согласие всех правообладателей жилого дома; во втором – в связи с предоставлением ксерокопии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ., а также оформления документов не в соответствии с требованиям ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону было в третий раз подано Заявление о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры № под офис, расположенной по адресу: <адрес> К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы: паспорт гражданина, нотариальная доверенность, градостроительный план земельного участка, свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, проектная документация, пояснительная записка, протокол общего собрания собственников жилья, заверенный Управляющей организацией с приложением списка собственников участвовавших в голосовании.
ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. представлена без нотариального заверения, а также оформление документов не соответствует требованиям ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органы. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса); положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Таким образом, в п.п. 6.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в перечне документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов поименовано решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома.
Истец представил в Департамент копию данного документа, тогда как Градостроительный кодекс РФ содержит перечень документов без указания на предоставление копий.
Кроме того, в вышеуказанной норме имеется четкое указание на соответствие протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме жилищному законодательству.
Копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес>, проведенного в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, представленная истцом для получения разрешения на строительство не соответствует нормам жилищного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ (ред. от 31.12.2014 г.) в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Таким образом, к протоколу собрания, проведенного в форме заочного голосования необходимо приложить протокол, подтверждающий проведение очного собрания, которое не имело установленного законом кворума.
Однако истцом не представлены доказательства соблюдения требований Жилищного кодекса РФ о возможности проведения заочного голосования. Кроме того, представленная копия протокола вопреки требованиям законодательства не содержит информации о месте проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3.2 - 3.4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ в ред. от 31.12.2014 г.) в том числе относятся: принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания); принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений, предусмотренных пунктами 3.2 - 3.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, система используется для размещения сообщений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, итогов голосования, для хранения протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, для размещения электронных образов решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также для осуществления голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятые по результатам голосования с использованием системы, по вопросам, поставленным на голосование, автоматически формируются в форме протокола и размещаются в системе в течение одного часа после окончания такого голосования.
Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, сформированные с использованием системы общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, электронные образы решений собственников помещений в многоквартирном доме по поставленным на голосование вопросам, переданные администратору общего собрания, хранятся в системе.
В соответствии с требованиями ст. 48 Жилищного кодекса РФ (ред. от 31.12.2014 г.) голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса.
Однако истцом не представлены оформленные в письменной форме решения собственников по вопросам, поставленным на голосование (реестр голосования, который является неотъемлемой частью протокола или бюллетени голосования, где имеются подписи всех проголосовавших собственников многоквартирного жилого дома), как не представлено и доказательств проведения заочного голосования посредством использования информационной системы, что исключает наличие оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Представленный в качестве приложения к протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома список лиц, участвовавших в заочном голосовании (Приложение № 1) не позволяет идентифицировать его как подлинный документ, как то указывается истцовой стороной, так как выполнен в форме документа, распечатанного с электронного носителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ (ред. от 31.12.2014 г.) количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Как следует из п. 6.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению на получение разрешения на строительство (реконструкцию) должно быть приложено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, в приложении № 1 к протоколу общего собрания п. 3 не содержит информации о волеизъявлении собственника по вопросу, поставленному на голосование; при этом согласно протоколу в графе «сведения о документе, подтверждающем право собственности» указаны правоустанавливающие документы собственников многоквартирного дома, однако отражена неполная информация доле каждого из собственников в праве общей собственности на общее имущество, в связи с чем невозможно определить количество голосов, которым обладал каждый голосующий.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности доводов административного истца о незаконности решения административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) квартиры, так как представленные в ДаИГ г. Ростова-на-Дону документы, в частности протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, проведенного в форме заочного голосования с приложением к нему № 1, не отвечают требованиям законодательства для возможности принятия ДаИГ г. Ростова-на-Дону положительного решения по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) квартиры.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 219, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования ФИО1 к административному ответчику – ДАиГ г. Ростова-на-Дону об оспаривании решения, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 декабря 2016 года.
Судья Лепетюх А.В.