Дело № 2а-5746/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 01 августа 2019 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе
судьи Скрипка О.В.,
при секретаре Мацко Г.И.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности № 23АА8778307 от 11.02.2019 г.,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № 8398/43 от 27.12.2018 г.,
представителя заинтересованного лица ФИО3 действующего на основании доверенности № 17655/29 от 29.12.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
Административный истец ФИО4 обратился в суд с административным иском к администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, в котором просит суд признать незаконным Уведомление администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара № от 23.01.2019г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, о недопустимости размещения ФИО4 садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородского округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>;обязать администрацию Карасунского внутригородского округа города Краснодара устранить допущенное нарушение и повторно рассмотреть Уведомление ФИО4 от 18 января 2019 года №43-148-П/19 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородского округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>.
Административный истец в обоснование своих требований указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 999 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации дачного некоммерческого объединения граждан – для дачного строительства, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>, на основании Договора аренды земельного участка № (л/с №) от 08 мая 2018 года и Договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18 мая 2018 года. Срок аренды земельного участка до 21.12.2056 года.
На земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородского округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>ФИО4 планирует построить для личного пользования садовый дом.
В соответствии с ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ административный истец направил в администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодара Уведомление №43-148-П/19 от 18.01.2019г. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, по форме установленной администрацией, с описанием планируемого к строительству садового дома.
23 января 2019 года администрация Карасунского внутригородского округа г. Краснодара вручила ФИО4 Уведомление № от 23.01.2019г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В Уведомлении от 23.01.2019г. № администрация Карасунского внутригородского округа г. Краснодара указывает о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородского округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>, поскольку - согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением Городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. №19 п.6 (далее – Правила) земельный участок с кадастровым номером № в ДНТ «Нижний казачий хутор», <адрес> в городе Краснодаре расположен в зоне возможного катастрофического затопления.
Административный истец считает данное Уведомление органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, а также нарушающим его законные права и интересы, в связи с чем, административный истец обратилась в суд.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в письменном возражении, просила в иске отказать.
В обоснование своих возражений административный ответчик указал, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. №19 п.6 (далее – Правила), земельный участок с кадастровым номером № по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ДНТ «Нижний казачий хутор», <адрес>, расположен в зоне возможного катастрофического затопления. На основании генеральной схемы инженерной защиты территории муниципального образования город Краснодар от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработанной ОАО ПИИ «Кубаньводпроект», в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (далее – ИСОГД) определена зона возможного катастрофического затопления от прорывной волны в случае гидродинамической аварии на Краснодарском водохранилище.
В соответствии со ст. 40 Правил в зоне возможного катастрофического затопления запрещается размещение новых населенных пунктов, жилых районов, строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий.
Административный ответчик считает, что в силу Федерального закона от 03.08.2018г. №342-ФЗ зона возможного катастрофического затопления установлена в соответствии с действующим законодательством, не смотря на то, что сведения в Едином государственном реестре отсутствуют.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в письменном возражении, просила в иске отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 999 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации дачного некоммерческого объединения граждан – для дачного строительства, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>, наосновании Договора аренды земельного участка № (л/с №) от 08 мая 2018 года, зарегистрированного в Росреестре29.05.2018 года и Договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18 мая 2018 года, зарегистрированного в Росреестре от 27.07.2018 года. Срок аренды земельного участка до 21.12.2056 года.
В целях размещения садового дома на данном земельном участке административный истец в установленном законодательством порядке 18.01.2019 года обратился в администрацию Карасунского внутригородского округа города Краснодара с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, предоставив необходимые сведения и документы.
Администрацией Карасунского внутригородского округа города Краснодара 01.04.2019 административному истцу выдано Уведомление от 23.01.2019г. № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородского округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>, в котором указано, что вышеназванный земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 №19 п.6, расположен в зоне возможного катастрофического затопления, в связи с чем, на данной территории запрещено размещение новых населенных пунктов, жилых районов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий.
Считает данное Уведомление органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, а также нарушающим законные права и интересы административного истца, в связи с чем административный истец обратилась в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ землепользователи обязаны направить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее по тексту - уведомление о планируемом строительстве).
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Исходя из буквального толкования указанной нормы в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
При этом, в силу части 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. То есть обязанность проведения защитных мер возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющее строительство садового дома.
В соответствии с частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 (далее - Правила) границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны.
В силу пункта 5 данных Правил границы зон затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении карты (плана), которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов.
Пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит зоны затопления, подтопления к зонам с особыми условиями использования территорий, а пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указывает на то, что сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 21.03.2019 года о земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородского округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>, данные о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - отсутствуют.
В договоре аренды земельного участка № (л/с №) от 08 мая 2018 года и договоре о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18 мая 2018 года, также отсутствуют данные о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением Городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. №19 п.6 – не определены координаты (точки) зоны возможного катастрофического затопления, зона возможного катастрофического затопления не поставлена на кадастровый учет и не зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Из материалов дела следует, что вид разрешенного использования земельных участков расположенных в границах территории ДНТ «Нижний казачий хутор» Карасунского внутригородского округа города Краснодара установлен на основании Приказа №50 от 25.01.2011 года департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар – для организации дачного некоммерческого объединения граждан – для дачного строительства. Указанный приказ департамента №50 от 25.01.2011 года является действующим, не отменялся и не изменялся.
На основании решения городской Думы Краснодара от 18.12.2014г. №72п.3.территория ДНТ «Нижний казачий хутор» Карасунского внутригородского округа города Краснодара на карте функциональных зон территории МО г. Краснодар отнесена к зонам СХ.1 – зоны садоводческих товариществ.
Согласно п. 6.1.1. Правил землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар к основным видам разрешенного использования в зонах СХ.1 относятся, в том числе, и размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры, а также размещение хозяйственных строений и сооружений.
Кроме того, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар ДНТ «Нижний казачий хутор» выдано Разрешение на строительство газопровода №№ от 30.12.2014 года (протяженность стального газопровода высокого давления составляет 10 919 м. вдоль всего земельного массива товарищества). На сегодняшний день территория ДНТ «Нижний казачий хутор» полностью газифицирована, газопровод является действующий.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 26.08.2014 №6006 «Об утверждении проекта планировки (в составе проекта планировки и проекта межевания) территории в границах дачного некоммерческого товарищества «Нижний казачий хутор» утвержден проект планировки (в составе проекта планировки и проекта межевания) территории в границах дачного некоммерческого товарищества «Нижний казачий хутор». Утвержденный проект планировки территории предусматривает возведение садовых домов на земельных участках.
Как следует из выписки ЕГРН от 21.03.2019г. земельного участка, земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес> относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для организации дачного некоммерческого объединения граждан – для дачного строительства.
Согласно статье 32 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п.6, вышеуказанный земельный участок находится в территориальной зоне «СХ.1» - зона садоводческих товариществ, основными видами разрешенного использования которой являются, в том числе, размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры, а также размещение хозяйственных строений и сооружений.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, кроме прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту.
В связи с тем, что правовых оснований, подтверждающих наличие запрета на размещение садового дома на земельном участке, принадлежащем административному истцу, не имеется, уведомление администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара № от 23.01.2019г. является незаконным и нарушающим право административного истца на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования.
Ссылку административного ответчика на ст. 40 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, суд считает необоснованной, поскольку обязанность по проведению специальных защитных мероприятий возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющее строительство садового дома.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в материалы дела представлены сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, в которых указаны принятые нормативные акты, в соответствии с которыми, проводятся специальные защитные мероприятия по предотвращению аварий на Краснодарском водохранилище, это Генеральная схема инженерной защиты территории МОГК от воздействия ЧС природного и техногенного характера 2007г., генеральная схема – ОАО Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект», ООО ИКЦ «Промтехбезопасность от 25.03.2005г., решение Городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. №19 п.6 (в редакции решения городской Думы Краснодара от 20.11.2014г. №70 п.2).
Согласно ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, оценив указанные обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования, поскольку они являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч.2 ст.176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при этом обязанность доказывания оспариваемого решения возлагается на орган, наделенный государственными или иными властными полномочиями и принявший оспариваемое решение (ст. 226 КАС РФ).
Суд на основании ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО4 к администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным Уведомление администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара № от 23.01.2019г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, о недопустимости размещения ФИО4 садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородского округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>.
Обязать администрацию Карасунского внутригородского округа города Краснодара устранить допущенное нарушение и повторно рассмотреть Уведомление ФИО4 от 18 января 2019 года №43-148-П/19 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородского округ, дачное некоммерческое товарищество «Нижний казачий хутор», <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара О.В. Скрипка
О СУДЕОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2019 г.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара О.В. Скрипка