ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5747/2015 от 17.02.2016 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело №2а-757/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2016 года г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Хижняк Н.Б.,

при секретаре Залетаевой С.В.

С участием административного истца Ахмедова Б.Г.о.,

Представителя административного ответчика Поролло А.А.,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ахмедова Бабек Гара оглы к Управлению федеральной миграционной службы России по Владимирской области о признании незаконными бездействия сотрудников УФМС РФ по Владимирской области, выразившихся в не проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, не установления наличия гражданства и не выдаче паспорта гражданина РФ, обязать провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, вынести заключение о наличии гражданства и выдать паспорт гражданина РФ,

Установил:

Ахмедов Б.Г.о. обратился в суд с уточненным административным иском к Управлению федеральной миграционной службы России по Владимирской области о признании незаконными бездействия сотрудников УФМС РФ по Владимирской области, выразившихся в не проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, не установления наличия гражданства и не выдаче паспорта гражданина РФ, обязать провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, вынести заключение о наличии гражданства и выдать паспорт гражданина РФ.

В обоснование заявленных требований указал, что с 1989 года проживал в городе Владимире. Заключением УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у административного истца Ахмедова Б.Г.о.ДД.ММ.ГГГГ г.р. наличия гражданства РФ. Для устранения данного обстоятельства он обратился в Октябрьский районный суд г. Владимира. Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания административного истца в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <...>. По достижении 45 летнего возраста административный истец обратился в соответствующее подразделение УФМС по Владимирской области для замены общегражданского паспорта. Им были совершены все формальные действия посредством подачи всех необходимых документов, однако в обмене паспорта было отказано. ДД.ММ.ГГГГ. Октябрьским районным судом г. Владимира вынесено определение которым разъяснено, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. установлен факт постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в <...>, <...>, <...>. ДД.ММ.ГГГГ. административный истец вновь обратился в миграционную службу с заявлением по вопросу выдачи паспорта, приложив копию названного определения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. УФМС по Владимирской области предложило обратиться с заявлением для проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у него гражданства. Полагает, что указанным ответом нарушены его права, истец является инвалидом <данные изъяты> группы, ему необходимы лекарства, они очень дорогие, он мог бы их получать бесплатно, но для этого нужен паспорт. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском. С учетом уточнений просит признать незаконным бездействие сотрудников УФМС по Владимирской области, выразившееся в не проведении на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ. проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, не установления наличия гражданства и не выдаче паспорта гражданина РФ, обязать УФМС по Владимирской области провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, вынести заключение о наличии гражданства и выдать паспорт гражданина РФ.

В судебном заседании административный истец, его представитель Аверин П.Н., допущенный к участию в деле по устному ходатайству истца, уточненный административный иск поддержали.

Представитель административного ответчика Поролло А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., административный иск не признал, указал, что исходя из требований, Ахмедов Бабек Гара оглы просит признать действия сотрудников УФМС не законными, а именно: бездействие при проведении проверки обстоятельств свидетельствующих о наличии, либо отсутствии у него гражданства, не установление гражданства, не выдача паспорта. Так же, он требует обязать провести проверку, вынести заключение о наличии у него гражданства РФ и выдать паспорт гражданина РФ. Заключением УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у Ахмедова Б.Г.о.ДД.ММ.ГГГГ г.р. наличия гражданства РФ. Ахмедов Б.Г.о. неоднократно в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменно обращался в УФМС России по Владимирской области. В соответствии с требованием указанного закона получал соответствующие ответы с разъяснениями и порядком действий. Данные действия Ахмедов Б.Г.о. решил не выполнять и обратился в суд. Согласно указанным нормам (ст.32 ФЗ от 31.05.2002 N 62 ФЗ «О гражданстве РФ», п.51-52 Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», п.15 Приказа ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ» гражданин должен лично обратиться с заявлением. Ахмедов Б.Г.о. лично с заявлением и с приложением необходимых документов в миграционную службу не обращался.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статьи 226 КАС РФ для признания действий (бездействия) незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены в Федеральном законе от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 62-ФЗ).

Согласно ст. 10 Закона N 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Приказом ФМС России от 30.11.2012г. №391 утвержден «Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации".

Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено, что заявитель лично предоставляет в территориальный орган либо в многофункциональный центр заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное от руки или машинописным способом, с приложением необходимых документов.

Согласно п. 35 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче паспорта является: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; непредставление документов, указанных в пунктах 35, 36 Административного регламента, отсутствие квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины.

В соответствии со ст. 30 ФЗ "О гражданстве РФ", федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

В соответствии с п. 51 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного указом Президента РФ от 14.11.2002г. №1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Согласно п. 15 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного Приказом ФМС РФ от 19 марта 2008 года N 64, процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа. Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений. Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).

В соответствии с п. 15.1 Административного регламента заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель, согласно п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий.

Пунктом 15.2 Административного регламента определены сведения, которые должны содержаться в заявлении. Указано, что сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов. Имеющий юридическое значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации факт постоянного проживания до 6 февраля 1992 года и на указанную дату может быть установлен в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 27.3. Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием документов, рассмотрение материалов по вопросам гражданства, несет персональную ответственность за соблюдение порядка приема документов, соответствие копий документов оригиналам, правильность и полноту оформления документов, за качество и правильность оформления, проверки и согласования материалов, сроки их рассмотрения.

Судом установлено, что УФМС России по Владимирской области в ДД.ММ.ГГГГ. в порядке, определенном п.51 Положения №1325, инициировано проведение в отношении Ахмедова Б.Г.о. проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у него гражданства Российской Федерации. В ходе проверки не было установлено документов, указывающих на регистрацию Ахмедова Б.Г.о. на территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ. вынесено заключение в отношении Ахмедова Б.Г.о. об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о наличии у него гражданства Российской Федерации.

Названное заключение Ахмедовым Б.Г.о. обжаловано во Фрунзенский районный суд г. Владимира.

Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. по делу ###, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении заявления Ахмедова Б.Г.о. о признании незаконным вышеназванного заключения.

Указанным решением установлено, что Ахмедов Б.Г.о., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <...> ССР, до ДД.ММ.ГГГГ года проживал на территории Республики <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проходил военную службу по призыву. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работал на <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Ахмедов Б.Г.о. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: д. <...>.

ДД.ММ.ГГГГ. Ахмедов Б.Г. был документирован паспортом гражданина РФ серии ######, выданным ОВД <...>, в связи с обменом паспорта серии IX ###, выданного ДД.ММ.ГГГГ. ОВД <...>. Данным паспортом указано место жительства <...>, однако по данному адресу он зарегистрирован не был. Проверкой, проведенной УФМС России по Владимирской области не подтвержден факт проживания Ахмедова Б.Г.о. на территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Также установлено, что Ахмедов Б.Г.о. обращался в Октябрьский районный суд г. Владимира с заявлением об установлении факта его проживания на территории <...> по адресу: <...> период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Октябрьского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ. по делу ### установлен факт проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городе Владимире <...>Ахмедова Бабек Гара оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <...> ССР.

Определением Октябрьского районного суда г. Владимира от 08ДД.ММ.ГГГГ. разъяснено, что решением Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. установлен факт постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в <...>Ахмедова Бабек Гара оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <...> ССР.

ДД.ММ.ГГГГ. Ахмедов Б.Г.о. обратился в УФМС по Владимирской области с заявлением об определении наличия гражданства. Письмом от 15.06.2015г. №### России по Владимирской области разъяснило заявителю порядок рассмотрения вопросов гражданства.

Указанный ответ административным истцом не обжалуется.

ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом в канцелярию УФМС России по Владимирской области подано заявление о принятии мер, направленных на выдачу паспорта гражданина РФ с приложением копии определения Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. Названное заявление принято главным специалистом-экспертом отдела делопроизводства и режима ФИО7 Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.

Из должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела делопроизводства и режима следует, что ФИО7 не уполномочена осуществлять прием заявлений по вопросам гражданства.

ДД.ММ.ГГГГ. УФМС России по Владимирской области в адрес Ахмедова Б.Г.о. направило ответ ###/### в котором указало, что ранее выданный заявителю паспорт серии ###### от ДД.ММ.ГГГГ. признан выданным в нарушение действующего законодательства и разъяснило порядок подачи документов для проведения проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, а также процедуру рассмотрения соответствующего заявления.

Принадлежность к гражданству Российской Федерации может подтверждать лишь законно выданный паспорт. В случае признания паспорта выданным в нарушение установленного порядка, учитывая, что паспорт подлежал изъятию, следует исходить из того, что надлежащий паспорт для замены Ахмедовым Б.Г.о. в миграционную службу предоставлен не был, само заявление Ахмедова Б.Г.о. от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствовало форме ###П, к нему не были приложены определенные Административным регламентом документы.

Учитывая изложенное, у Управления Федеральной миграционной службы России по Владимирской области не было оснований для рассмотрения заявления Ахмедова Б.Г.о. о выдаче нового паспорта в порядке, определенном Приказом ФМС России от 30.11.2012г. №391.

Не имелось оснований у территориального органа федеральной миграционной службы и для рассмотрения указанного заявления Ахмедова Б.Г. о. в порядке, определенном Приказом ФМС РФ от 19 марта 2008 года N 64, поскольку из данного заявления с достаточностью не следует, что заявитель просил провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, заявление подано не уполномоченному должностному лицу, необходимый пакет документов не предоставлялся.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1

Согласно п. 28.1 Административного регламента, в части досудебного обжалования заявители имеют право обратиться с жалобой лично (устно) (в установленные часы приема) или направить письменное предложение, заявление или жалобу по почте в адрес ФМС России или территориальных органов. При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения такого обращения не должен превышать 30 дней с момента его регистрации в подразделении делопроизводства соответствующего органа.

Таким образом, учитывая приведенные положения действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, установленные судом и подтвержденные материалами дела, в данном случае должностным лицом обращение Ахмедова Б.Г.о. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено в соответствии с требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, нарушений порядка и сроков рассмотрения таких жалоб не допущено.

Довод административного истца о том, что имеется вступившее в законную силу решение Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ., которым установлен факт постоянного проживания Ахмедова Б.Г.о. на территории Российской Федерации, также не может служить основанием для выдачи паспорта, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для документирования паспортом Российской Федерации без прохождения установленной законом процедуры установления наличия гражданства Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для при знания незаконным бездействия сотрудников УФМС РФ по Владимирской области, выразившихся в не проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, не установления наличия гражданства и не выдаче паспорта гражданина РФ.

Учитывая, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение Ахмедова Б.Г.о. дан с соблюдением требований Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суд не находит оснований для возложения на УФМС России по Владимирской области обязанности провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, вынести заключение о наличии гражданства и выдать паспорт гражданина РФ.

При этом суд принимает во внимание, что Ахмедов Б.Г. о. не лишен права инициировать проведение проверки в соответствии с установленной п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного указом Президента РФ от 14.11.2002г. №1325, п.п.15-15.13. Приказа ФМС РФ от 19 марта 2008 года N 64 процедурой.

Таким образом, требования Ахмедова Б.Г.о. суд признает не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ахмедова Бабек Гара оглы к Управлению федеральной миграционной службы России по Владимирской области о признании незаконными бездействия сотрудников УФМС по Владимирской области, выразившихся в не проведении на основании заявления Ахмедова Б.Г.о. от ДД.ММ.ГГГГ. проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, не установления наличия гражданства и не выдаче паспорта гражданина РФ, обязать провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, вынести заключение о наличии гражданства и выдать паспорт гражданина РФ – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья Н.Б. Хижняк

Мотивированное решение изготовлено 20.02.2016г.

Судья Н.Б. Хижняк