ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5749/21 от 22.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-5749/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2021 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре Алейниковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ИФНС России по городу-курорту Геленджику об обжаловании решений и действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ИФНС России по городу-курорту Геленджику об обжаловании решений и действий.

В обоснование требований указано, что в сентябре ДД.ММ.ГГГГ получил налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о расчете и уплате налога на имущество физического лица в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 123 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 17216 руб. Объектом недвижимости является гаражный бокс, общей площадью 44,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, мкр. <адрес>, гаражный бокс . Административный истец является военным пенсионером, а также <данные изъяты>, предпринимательскую деятельность не ведет. Ранее уведомления об уплате налога не поступали, в связи с чем, на обращения в компетентные органы получил ответ, что указанный гаражный бокс включен в перечень объектов административно-делового центра на 2018, 2019 и 2020, в связи с чем, является административным зданием, в отношении которого предусмотрена уплата налога, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Считает действия ответчиков незаконными, просит признать недействующим (незаконным) решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края о включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером в перечень на 2018, 2019, 2020 объектов недвижимого имущества, указанных в положениях ст. 378 НК РФ. Обязать ИФНС по городу-курорту <адрес> приостановить взыскание налоговой задолженности, указанной в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и начисленной в отношении гаража с кадастровым номером до фактического исключения данной задолженности.

Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административные ответчики, будучи надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, предоставили письменные возражения на заявление.

Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес> в своих возражениях просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края в своих возражениях просил суд вынести законное и обоснованное решение.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся в судебное заседание сторон, принимая во внимание поступившие документы, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле документам.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения. Если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными ил иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Налог на имущество физических лиц/организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса (далее – НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Так, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» Закон краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О налоге на имущество организаций» дополнен статьей 1.1., определяющей особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Статьей 2 Закона -КЗ уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений наделен полномочиями по:

1) определению в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.1 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), направлению его в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещению его на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) определению в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений;

3) установлению в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О внесении изменений в статью 12 часть 1 и главу 30 части 2 НК РФ порядка установления вида фактического использования зданий ) (строений, сооружений) и помещений.

Соответствующие полномочия закреплены за департаментом подпунктами 3.52, 3.53 положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на каждый очередной налоговый период формируется из числа объектов недвижимого имущества, предназначенных в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета, для использования в целях, указанных в подразделе 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и объектов недвижимого имущества, вид фактического использования которых, определенный согласно Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункта 3 Порядка, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется департаментом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пунктов 1, 3, 4, 4.1 статьи 378 НК РФ, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в ЕГРН, или документы технического учета (инвентаризации).

В соответствии с пунктом 12 Порядка на основании положения комиссии приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» определен вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером «административно-деловой центр». Приказ размещен на официальном сайте департамента ДД.ММ.ГГГГ в разделе «деятельность/налогообложение от кадастровой стоимости/информация об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества».

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером включен в проект Перечня на 2018 год как помещение в административно-деловом центре – здании с кадастровым номером , включенном в проект Перечня на 2018 год на основании вида фактического использования, установленного Приказом .

Судом установлено, что в вышеуказанный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером - гаражный бокс, общей площадью 44,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, мкр. <адрес>, гаражный бокс .

Указанные нежилые помещения принадлежат на праве собственности ФИО1, что подтверждается копией выписки из ЕГРН, копией технического паспорта.

Аналогичным образом спорный объект включен в Перечни на ДД.ММ.ГГГГ годы.

Как следует из материалов дела, объекты включены в Перечень на основании информации, полученной по запросу уполномоченного органа из органов местного самоуправления, органов государственной регистрации, исходя из сведений о зарегистрированных правах и кадастровых сведениях об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях статьи 378.2 НК РФ. Актов фактического использования объектов недвижимости на момент формирования Перечня не составлялось.

Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, понятия административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ.

Административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях указанной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).

Согласно Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Порядок) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Уполномоченным органом (Департаментом имущественных отношений Краснодарского края) в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.1 НК РФ, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в ЕГРН, или документов технического учета (инвентаризации).

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведениях об использовании объектов недвижимого имущества, предоставляемых по запросу Уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в случае отсутствия указанных сведений вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется путем выездного обследования (п. 4 Порядка)

Согласно пункта 7 Порядка выездное обследование зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения вида их фактического использования проводят специалисты Учреждения.

В ходе проведения обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фотосъемка и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и (или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении, и (или) наименованиями обследуемых объектов (п. 8 Порядка).

В силу пункта 8 по результатам обследования составляется акт обследования объекта недвижимости с указанием необходимых реквизитов.

В случае отсутствия доступа к объекту составляется акт с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Все полученные в результате визуального осмотра зданий (строений, сооружений) и помещений, а также полученные по запросу Уполномоченного органа документы передаются на рассмотрение межведомственной комиссии, которая принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствующего пунктам 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.1 НК РФ, что является основанием для включения зданий (строений, сооружений) и помещений в Перечень.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект недвижимости с кадастровым номером имеет назначение – нежилое, расположено в здании с кадастровым номером , подходы (подъезды) к объекту с улицы отсутствуют, доступ свободный. В помещении общей площадью 44,3 кв.м. размещен гараж, что подтверждено техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом помещения, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленными фотоматериалами.

При этом, в деле отсутствуют доказательства проведения осмотра помещений, принадлежащих административному истцу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ годы. Из данных ЕГРН и документов технического учета (инвентаризации) возможно установить назначение, разрешенное использование и наименовании помещений, согласно которым ФИО2 принадлежит гараж в составе гаражно-строительного кооператива, сведения об осуществлении последним предпринимательской деятельности на указанной территории материалы дела не содержат.

По заявлению ФИО2 проведен осмотр помещений, о чем составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ. Данным актом подтверждено, что спорное помещение имеет назначение нежилое, используется под гараж.

Кроме того, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и фактического использования помещений.

Между тем, согласно выпискам из ЕГРН об объекте недвижимости, представленных административным ответчиком, категория земель для размещения гаража определена как земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации гаража.

Таким образом, административным ответчиком нарушен порядок отнесения зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения по статье 378.2 НК РФ, так как акты осмотра спорных объектов административным ответчиком не составлялись, фактическое использование помещений не устанавливалось, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ФИО2, критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в указанные Перечни, утвержденные приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, необоснованно, в связи с чем, требование административного истца подлежит удовлетворению.

Судом проверен довод административного ответчика о том, что ФИО1 не были поданы соответствующие заявления об исключении объекта недвижимого имущества из перечня, и отклоняется в виду того, что о включении принадлежащего административному истцу гаражного бокса последнему стало известно из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ при получении уведомления о начислении налога, осмотр занимаемых нежилых помещений в нарушение установленного Порядка не проводилось.

Принимая во внимание, что налоговый орган производит начисление и расчет налога на основании представленной регистрационным органом информации и не наделен полномочиями по проверке соответствия указанных действий, перерасчет производится на основании отдельного обращения, то требования к налоговому органу удовлетворению не подлежат.

При этом, административный истец вправе на основании судебного акта обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перерасчете или освобождении от уплаты налога.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом приведенных требований законодательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное заявление ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ИФНС России по городу-курорту Геленджику об обжаловании решений и действий –удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края о включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером в перечень на ДД.ММ.ГГГГ объектов недвижимого имущества, указанных в положениях ст. 378 НК РФ.

В остальной части в удовлетворении требований – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда будет изготовлено 22.07.2021 года и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: