ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-574/18 от 03.10.2018 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-574/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи Фетисовой М.А.,

при секретаре судебного заседания Артазей Т.В.,

с участием помощника прокурора Боровлевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Комсомольского района Хабаровского края, в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц, к администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в результате проверок по обращениям ФИО и ФИО1 установлено бездействие административного ответчика, несоблюдение им требований законодательства о муниципальной собственности в части регистрации права муниципальной собственности на квартиры, расположенные в сельском поселении, по <адрес> и по <адрес>. Проверкой установлено, что в отношении указанных квартир административным ответчиком заключены договоры социального найма с ФИО и с ФИО1, после чего названные объекты недвижимости были исключены из реестра муниципального имущества и переведены на забалансовый счет. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения, расположенные в Ягодненском сельском поселении по <адрес> и по <адрес>; возложить на административного ответчика обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлениями о регистрации права муниципальной собственности на указанные квартиры, в срок до 01 мая 2019 года.

В судебном заседании помощник прокурора Боровлева В.П. на удовлетворении заявленных требований настаивала по обстоятельствам, приведенным в иске. Кроме того, пояснила, что до настоящего времени административным ответчиком не предпринято мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной собственности. Полагает, что административному ответчику для регистрации права собственности на перечисленные объекты недвижимости будет достаточно срока по 01 мая 2019 г., с учётом необходимости предусмотреть в бюджете на следующий финансовый год расходы на указанные цели.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Распоряжением главы Комсомольского муниципального района от 22.11.2005 № 961-р «Об утверждении перечней муниципального имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность поселений» утверждён перечень имущества, изымаемого из оперативного управления жилищно-коммунального хозяйства Комсомольского муниципального района и передаваемого в собственность Ягодненского сельского поселения (приложение 15), в который включены жилые дома, расположенные по адресу <адрес> и <адрес>.

Распоряжением главы администрации Ягодненского сельского поселения от 30.12.2016 № 49-р указанные жилые дома, среди прочих объектов жилого фонда, исключены из реестра муниципального имущества и переведены на забалансовый счет.

При этом в отношении жилого помещения по <адрес>, администрацией поселения 21.01.2013 г. заключен договор социального найма с ФИО, а в отношении жилого помещения по <адрес>, заключен договор социального найма от 01.06.2016 г. с ФИО1.

Указанные договоры социального найма действуют в настоящее время, администрация поселения, в качестве наймодателя, получала в 2017 г. и в 2018 г. от нанимателей ФИО и ФИО1 плату за пользование названными жилыми помещениями.

Согласно ст. 671 ГК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

По договору социального найма жилого помещения предоставляются жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, установлено, что администрация поселения осуществляет в отношении названных объектов права владения, пользования и распоряжения, что образует содержание права собственности, которое предусмотрено ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ.

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Исходя из требований ч. 1, 3 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В судебном заседании установлено, что ответчиком до настоящего времени не зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Хабаровского края право собственности на жилые помещения, расположенные в п<адрес> и по <адрес>.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для государственной регистрации права является заявление либо правовой акт о наличии, возникновении или переходе права, направленные в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, расположенные в <адрес> и по <адрес>.

В судебном заседании установлено, что указанные объекты недвижимости исключены из реестра муниципального имущества и переведены на забалансовый счет на основании Распоряжения главы администрации Ягодненского сельского поселения от 30.12.2016 № 49-р, то есть уже после заключения договоров социального найма с гражданами ФИО и ФИО1.

На основании ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план) и Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Согласно Единому плану на забалансовых счетах учитывается: имущество, полученное в пользование, материальные ценности на хранении, бланки строгой отчетности, задолженность неплатежеспособных дебиторов, материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению, задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности, награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры, путевки неоплаченные, запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных, обеспечение исполнения обязательств, государственные и муниципальные гарантии, спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками, экспериментальные устройства, расчетные документы, поступления и выбытия денежных средств, основные средства в эксплуатации, материальные ценности, полученные по централизованному снабжению, периодические издания для пользования, имущество, переданное в доверительное управление, имущество, переданное в возмездное пользование (аренду), имущество, переданное в безвозмездное пользование, материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам), представленные субсидии на приобретение жилья, расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц, акции по номинальной стоимости, активы в управляющих компаниях, бюджетные инвестиции, реализуемые организациями.

То есть имущество, учитываемое на забалансовом счете, фактически либо не является муниципальным имуществом, либо является имуществом, которое изначально не свободно от прав третьих лиц.

Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Ягодненского сельского поселения в части исполнения полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также препятствуют надлежащему осуществлению вопросов местного значения сельского поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации содержания муниципального жилищного фонда, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения»).

Указанное бездействие органа местного самоуправления противоречит интересам муниципального образования. Кроме того, отсутствие собственника жилого помещения препятствует его надлежащему содержанию, решению вопроса о пригодности либо ремонте жилого помещения.

Также непринятие ответчиком мер к государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, не имеющих в собственности жилых помещений либо пользующихся квартирой по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Комсомольского района Хабаровского края, в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц, к администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения, расположенные в Ягодненском сельском поселении Комсомольского муниципального района, Хабаровского края, по <адрес> и по <адрес>.

Возложить на администрацию Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлениями о регистрации права муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес> и на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, в срок до 01 мая 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 04 октября 2018 г.

Судья