ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5751/20 от 28.09.2020 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-5751/2020

УИД 28RS0004-01-2020-008965-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующий судья Вискулова В.В.,

при секретаре Духанине М.И.,

с участием представителя административного ответчика - Восточно-Сибирского МУГАДН Девяткиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СтройАльянс» к Восточно-Сибирскому межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН) о признании незаконным отказа в выдаче копий процессуальных документов, оставлении заявления без рассмотрения, обязании выдать копи процессуальных документов,

установил:

ООО «СтройАльянс» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что постановлением № 8040/Ц, а так же постановлением № 8039/Ц общество было привлечено к административной ответственности инспектором Восточно-Сибирского МУГАДН в виде административного штрафа размером 30 000 рублей по каждому постановлению. Не согласившись с указанным постановлением, истцом через Восточно-Сибирское МУГАДН были поданы жалобы на каждое вышеуказанное постановление в Министерство транспорта РФ. Кроме того, истец, действуя через своего защитника Очкура О.Н., изъявил желание ознакомится с материалами дела об административных правонарушениях, а так же заявил начальнику органа власти о необходимости получения всех процессуальных документов по делам № 8039/Ц и № 8040/Ц об административных правонарушениях. Названное право лица, привлекаемого к административной ответственности на получение копий документов, прямо предусмотрено федеральным законом. Между тем, должностным лицом органа власти Восточно-Сибирского МУГАДН Девяткиной В.А. 27 марта 2018 года было отказано в выдаче копий процессуальных документов, которые подлежат выдаче лицу, привлекаемому к административной ответственности ООО «СтройАльянс» по делам № 8039/Ц и 8040/Ц, на основании процессуальных требований КоАП РФ. Указанные действия ВА существенно нарушают права лица, привлекаемого к административной ответственности, на получение копий процессуальных документов. При том, что выдача составленных процессуальных документов, протокола об административном правонарушении, определения о возбуждении дела об административном правонарушении, а также постановления, прямо предусмотрены процессуальными требованиями КоАП РФ. Истец располагает сведениями о обращении к начальнику организации ответчика 25 марта 2020 года с заявлением о выдаче копий процессуальных документов по вышеуказанным делам № 8039/Ц и 8040/Ц. Между тем названное заявление истца было возвращено в адрес истца с резолюцией руководителя организации ответчика «возвратить без рассмотрения». На самостоятельное обращение к инспектору МУГАДН 27 марта 2020 года к ВА представителю истца было отказано в выдаче всех вышеперечисленных копий процессуальных документов.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать действия ответчика незаконными, обязать выдать истцу копии процессуальных документов, копии которых предусмотрены к выдаче федеральным законом, по делам об административных правонарушениях в отношении ООО «СтройАльянс» № 8039/Ц, № 8040/Ц.

В судебном заседании представитель административного ответчика Восточно-Сибирского МУГАДН Девяткина В.А. возражала против удовлетворения требований административного иска, отметив, что 25 марта 2020 года защитник ООО «Стройальянс» Очкур Олег Николаевич обратился в Восточно-Сибирское МУГАДН с ходатайством о выдаче ему копий процессуальных документов, подлежащих выдаче лицу, привлекаемому к административной ответственности (постановления № 8039/Ц и 8040/Ц). Определением от 25 марта 2020 года в удовлетворении данных требований было отказано в связи с тем, что ходатайство от 25 марта 2020 года содержит в себе просьбу о выдаче копий процессуальных документов по нескольким делам (часть 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ и часть 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ); а в соответствии с требованиями статьи 24.4 КоАП РФ процессуальные ходатайства по каждому из дел об административных правонарушениях подлежат самостоятельной подаче в установленном названными нормами порядке. Кроме того, запрашиваемые процессуальные документы (протоколы и постановления №№ 8039/Ц, 8040/Ц) были ранее направлены по адресу регистрации лица, привлекаемого к административной ответственности. Действия должностного лица по отказу в удовлетворении ходатайства защитника ООО «Стройальянс» О.Н. Очкура было оформлено в виде определения по делу об административном правонарушении, в связи с чем, полагала, что обжалованию подлежат не действия должностного лица, а само определение от 25 мая 2020 года, и в силу части 5 статьи 1 КАС РФ не в порядке КАС РФ, а в порядке главы 30 КоАП РФ.

Представители административного истца ООО «Стройальянс» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, 07 августа 2019 года в отношении ООО «Стройальянс» государственным инспектором отдела КМАП составлен протокол № 8039/Ц по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.12.31.1 КоАП РФ. Поводом к составлению указанного протокола послужил факт выявления 10 июня 2019 года в 10 часов 40 минут на СПВГК, расположенном в Амурской области на км 124 федеральной автодороги ФАД-297 «Подъезд к г. Благовещенску» перевозки ООО «Стройальянс» груза автомобильным транспортом (седельный тягач Shacman, государственный регистрационный знак ***, прицепа TongyadaCTY9380TDP, государственный регистрационный знак ***) с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства, а именно: без проведения предрейсового медицинского осмотра (отсутствует путевой лист).

Постановлением № 8039/Ц от 09 августа 2019 года ООО «Стройальянс» привлечено к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

Также, 07 августа 2019 года в отношении ООО «Стройальянс» государственным инспектором отдела КМАП составлен протокол № 8040/Ц по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.12.31.1 КоАП РФ. Поводом к составлению указанного протокола послужил факт выявления 10 июня 2019 года в 10 часов 40 минут на СПВГК, расположенном в Амурской области на км 124 федеральной автодороги ФАД-297 «Подъезд к г. Благовещенску» перевозки ООО «Стройальянс» груза автомобильным транспортом (седельный тягач Shacman, государственный регистрационный знак ***, прицепа TongyadaCTY9380TDP, государственный регистрационный знак ***) с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, а именно: без проведения предрейсового контроля (отсутствует путевой лист).

Постановлением № 8040/Ц от 09 августа 2019 года ООО «Стройальянс» привлечено к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

25 марта 2020 года от защитника ООО «Стройальянс» Очкура О.Н. в адрес Восточно-Сибирского МУГАДН поступило заявление о выдаче ему копии процессуальных документов, находящихся в делах № 8039/Ц, № 8040/Ц, подлежащих в соответствии с законом к выдаче лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе копии постановления; просит предоставить указанные документы для ознакомления. К указанному заявлению приложена копия доверенности, выданной Очкуру О.Н. на представление интересов ООО «Стройальянс».

Определением врио начальника отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН Девяткиной В.А. от 25 марта 2020 года ходатайство о выдаче копий процессуальных документов, подлежащих выдаче лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе копии постановления, оставлено без рассмотрения и возвращено Очкуру О.Н. Основанием к вынесению указанного определения должностным лицом послужило то обстоятельство, что заявление (ходатайство) Очкура О.Н. содержит в себе просьбу о выдаче копий процессуальных документов по нескольким делам (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ). Из системного толкования ст. 24.4 КоАП РФ следует, что процессуальные ходатайства по каждому из дел об административных правонарушениях подлежат самостоятельной подаче в установленном названными нормами порядке.

Выражая несогласие с отказом в выдаче лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе копий постановления защитнику ООО «Стройальянс» Очкуру О.Н., административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Рассматривая настоящие административные исковые требования, суд не соглашается с доводами ответчика о необходимости отказа в исковых требованиях по мотиву того, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.Административным истцом не оспаривается определение об оставлении без рассмотрения ходатайства по делу об административном правонарушении; оспариваются действия должностного лица Восточно-Сибирского МУГАДН Девяткиной В.А. по отказу в выдаче копий процессуальных документов, в связи с чем подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации (КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" указанный административный орган вправе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Согласно п.4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.

Восточно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Амурской области и Республики Саха (Якутия), осуществляет контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пп. 1, 6.4.6 Положения о Восточно-Сибирском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утв. Приказом Ространснадзора от 27.06.2017 г. № ВБ-536фс).

Пунктом 104Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры, утв. Приказом Минтранса России от 28.12.2017 г. № 542 предусмотрено, что Ространснадзор и (или) территориальный орган и их должностные лица обязаны не препятствовать заявителю в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 11.1Регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утв. Приказом Ространснадзора от 29.03.2019 г. № ВБ-261фс установлено, что в Службе подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан).

Обращение, поступившее в Службу в соответствии с ее компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п. 11.3 Регламента).

Письменные обращения граждан рассматриваются в Службе в течение 30 календарных дней с даты их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен руководителем Службы либо его заместителем, но не более чем на 30 календарных дней (п.11.6 Регламента).

Согласно положениями ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. По смыслу положений ст. 24.4 КоАП РФ, ходатайства заявляются лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, причем по каждому из дел об административных правонарушениях, и подлежат самостоятельной подаче.

Должностным лицом - начальником отдела КМАП ВА на основании обращения защитника ООО «СтройАльянс» Очкура О.Н., поданного в Восточно-Сибирское МУГАДН 25.03.2020 г., в тот же день было вынесено определение о разрешении поданного Очкуром О.Н. ходатайства в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ; ответ направлен заявителю 27.03.2020 г. почтовым идентификатором № 67597245481138; при этом, заявитель не был лишен возможности оспорить указанное определение в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Доказательств нарушений порядка Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должностным лицом Вочтояно-Сибирского МУГАДН ВА в отношении административного истца материалы дела не содержат.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия прав и законных интересов административного истца не нарушают, при этом, из материалов дела следует, что административному истцу ООО «Стройальянс» постановления по делам об административных правонарушения, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, а также протоколы об административных правонарушениях были направлены почтовыми отправлениями, что подтверждается накладной № 6759973800126847, сведениями о направлении почтового отправления с почтовым идентификатором 67597238547087, 67597238644649.

В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ООО «СтройАльянс» к Восточно-Сибирскому межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН) о признании незаконным отказа в выдаче копий процессуальных документов, оставлении заявления без рассмотрения, обязании выдать копи процессуальных документов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Вискулова В.В.

Решение суда в окончательной форме принято 12 октября 2020 г.

Председательствующий судья Вискулова В.В.