ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5756/19 от 28.05.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2019-006689-88

Дело № 2а-5756/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 28 мая 2019 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» по вопросу внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка в части перевод из зоны Л-1 на зону Ж-2А, возложения на административного ответчика обязанности провести публичные слушания,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: г. ___, приобрела его для строительства жилого дома на основании договора купли-продажи в ____., на момент покупки земельный участок относился к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для строительства жилого дома. Ссылаясь на то, что правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» и Генеральный план городского округа «город Якутск» приняты без учета фактического использования земельного участка административного истцом, а также не обеспечивают ее права и законные интересы как правообладателя земельного участка, просила признать незаконным и отменить решение комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» по вопросу внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка в части перевод из зоны Л-1 на зону Ж-2а, возложения на административного ответчика обязанности провести публичные слушания.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, в предмет уточненного иска требования о признании результатов публичных слушаний не включены. Дополнительно пояснили, что административным ответчиком нарушена процедура рассмотрения заявления об изменении территориальной зоны, поскольку такое заявление подлежит рассмотрению в порядке публичных слушаний, а не в порядке заседания комиссии.

Представитель административного ответчика Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска ФИО3 в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании Правила землепользования и застройки должны соответствовать Генеральному плану, о чем было представление прокурора, земельный участок административного истца с кадастровым номером ___ находится в территориальной зоне Л-1, там же имеется зона экологического ограничения – водоохранная зона береговой полосы, также на выкопировке ИнГео отмечена территория подтопления, в связи с чем оспариваемый отказ в изменении территориальной зоны Л-1 на Ж-2А является законным. Также пояснил, что процедура рассмотрения заявления об изменении территориальной зоны не нарушена.

Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

____ г. ФИО1 подала в Управление архитектуры и градостроительной политики ОА г. Якутска заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» по вопросу внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка в части перевод из зоны Л-1 на зону Ж-2А.

____ г. Комиссия по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» отказала в удовлетворении заявления административного истца. Уведомление о данном решении с выпиской из протокола № ___ заседания комиссии направлено административному истцу ___

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое решение направлено ей ____ г., а административный иск поступил в суд ____ г.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности владеет земельным участком общей площадью ___ кв.м, с кадастровым номером ___ расположенным по адресу: ___ вид разрешенного использования данного земельного участка на момент приобретения земельного участка административным истцом был указан для строительства жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ____

Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Согласно ч. 14 ст. 31 ГрК РФ в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Из материалов дела установлено, что Генеральным планом городского округа «город Якутск» (в редакции решения Якутской городской Думы от 08.04.2015 № РЯГД-16-1 «О внесении изменений и дополнений в постановление городского Собрания депутатов города Якутска от 16.03.2005 ПГС-30-1 «Об утверждении Генерального плана городского округа «город Якутск»), Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от 25.12.2013 № 169-НПА (принятыми решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № РЯГД-5-9), в квартале, где расположен принадлежащий административному истцу земельный участок, предусмотрена территориальная зона Л-1: зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий. Данное обстоятельство подтверждается сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, данные сведения административным истцом не опровергнуты.

Согласно ч. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования. Пунктом 4 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план содержит в том числе карту функциональных зон городского округа.

Исходя из ст. 31 ГрК РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

Как установлено из материалов дела, указанная территориальная зона установлена в соответствии с требованиями федерального законодательства, порядок ее установления не нарушен, решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Согласно проекту планировки и проекта межевания территории квартала «100» городского округа «город Якутск», утвержденных распоряжениями ОА г. Якутска от 19.05.2016 № 796р и от 19.12.2017 № 2168р, данный земельный участок распложен в зоне индивидуальной жилой застройки. Вместе с тем проект межевания и проект планировки территории должны соответствовать генеральному плану городского округа «город Якутск», следовательно, в данном случае ввиду установления на этой территории зоны Л-1 на ней не должны находиться объекты индивидуальной жилой застройки.

Исходя из анализа приведенных выше норм градостроительного законодательства и установленных обстоятельств дела, оснований для изменения территориальной зоны вышеуказанного земельного участка по заявлению административного истца у ОА г. Якутска не имелось, решение является законным и обоснованным.

Оспариваемое решение об отказе в изменении территориальной зоны принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, порядок принятия его не нарушен. Доводы административного истца о нарушении порядка его принятия только через процедуру публичных слушаний судом отклоняются, поскольку в силу положений ст. 39 ГрК РФ на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в обязательном порядке подлежит рассмотрению заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, однако настоящее заявление административного истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны земельного участка под регулирование данной статьи не подпадает.

При таких обстоятельствах административным истцом не доказано, что оспариваемым действием (решением) нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, в связи с чем на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» по вопросу внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка в части перевод из зоны Л-1 на зону Ж-2А, возложения на административного ответчика обязанности провести публичные слушания – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь А. С. Готовцева

Решение изготовлено в окончательной форме 31 мая 2019 г.