2а-5757/2022
56RS0018-01-2022-006765-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2022 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Карамакановой Е.Ю.,
с участием представителя ответчика МУ МВД России «Оренбургское» - ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское», УМВД России по Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в базу данных,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с административным иском указав, что в отношении ФИО2 в 2015 году осуществлялось уголовное преследование ОП №1 по Ленинскому р-ну г. Оренбурга, в связи с подозрением в совершении преступления, квалифицируемого п.п. а, в ч. 2 ст. 158 УК РФ. Уголовное дело прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Согласно справке №... от 24.01.2022 года сведений об осуждении ФИО2 на территории Российской Федерации в ФКУ «ГИАЦ МВД России», ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ИЦ ГУ МВД России по Московской области, не имеется.
Так, в связи с тем, что никаких преступлений ФИО2 совершено не было, а также, в связи с тем, что уголовное дело было прекращено, он обратился с заявлением в отдел полиции № 1 МВД России по Ленинскому району г.Оренбурга о внесении изменения в базу данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ИЦ ГУ МВД России по Московской области и исключении сведения об уголовном преследовании.
Уведомлением от 12.05.2022 года ему было сообщено о том, что отсутствуют правовые основания для изъятия информации о судимости из банка данных.
Согласно Справке характеристике, предоставленной Ст. УУП ОМВД Росси по Соль-Илецкому городскому округу майором полиции ... зарекомендовал себя с хорошей стороны, за употреблением спиртных напитков и наркотических веществ не замечен, с лицами ранее судимыми, употребляющими алкоголь связи не поддерживает, жалоб в отношении истца н поступало.
Административный истец просил суд признать незаконным решение ОП №1 по Ленинскому р-ну г. Оренбурга об отказе во внесении изменений в базу данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», ЗПЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ИЦ ГУ МВД России по Московской области, посредством исключения сведений об уголовном преследовании ФИО2, в связи с прекращением уголовного дела.
Обязать ОП №1 по Ленинскому р-ну г. Оренбурга повторно рассмотреть вопрос внесения изменений в базу данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ИЦ ГУ МВД России по Московской области, посредством исключений сведений об уголовном преследовании ФИО2, в связи с прекращением уголовного дела.
Судом в качестве надлежащего административного ответчика определено МУ МВД России «Оренбургское», к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УМВД России по Оренбургской области.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
В судебном заседании представитель административного ответчика МУ МВД России «Оренбургское», действующая на основании доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебное заседание представитель административного соответчика УМВД России по Оренбургской области, не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, представителя административного соответчика, извещенных надлежащим образом.
Заслушав доводы представителя административного ответчика, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011г. №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее - постановление правительства) регламенты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении федерального министерства, самостоятельно осуществляющими нормативное правовое регулирование в установленной сфере, утверждаются приказами руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N152- ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).
Согласно пунктам 1-4 части 3 статьи 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления, о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках, данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.
Информация, содержащаяся в банках, данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Персональные данные, содержащиеся в банках, данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Согласно Типовому положению об информационном центре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 7 декабря 2012 г. N 1088, к основным функциям ИЦ отнесено ведение в установленном порядке банков данных (систем данных) оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации.
Порядок формирования, ведения и использования оперативно- справочных, розыскных, криминалистических учетов определен приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России, Генпрокуратуры России от 12.02.2014 года № 8 9 дсп/19 дсп/73 дсп/1 адсп/113 дсп/108дсп/75дсп/93 дсп/19дсп/324дсп/1 ЗЗдсп/бЗдс п/14/19дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Приказ).
Формирование и ведение банков, данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Внесению в банки данных подлежит информация:
1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
2) о лицах, осужденных за совершение преступления;
В соответствии с п. 15.1 Правил формирования, утвержденных Приказом, в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранится независимо от снятия и погашения судимости.
В соответствии с п. 7 Наставления, утвержденного Приказом, централизованные учеты выдуться путем формирования картотек и автоматизированных информационных систем.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных - регламентирован Правилами формирования, ведения и учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, утвержденных Приказом (далее- Правила).
В соответствии с п. 2.1, 4.5 Правил подозреваемые, обвиняемые и осужденные лица являются объектами пофамильного учета и ставятся на пофамильный учет независимо от состава преступления, избранной меры пресечения.
В соответствии с п.3 Правил пофамильные учеты осужденных лиц ведутся в ГИАЦ МВД России (федеральный уровень) и в ИЦ территориальных органов МВД России на региональном уровне (региональный уровень) путем формирования и ведения ручной пофамильной картотеки, а также АБД (автоматизированных без данных).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 27.09.2019 № 660 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 76 Административного регламента, в справке о наличии (отсутствии) судимости:
- в соответствующих графах делается отметка "не имеются" при отсутствии сведений об осуждении, о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;
- в графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" делается отметка "не имеются» при наличии сведений о прекращении уголовного преследования по следующим основаниям:
отсутствие события преступления;
отсутствие в деянии состава преступления;
примирение потерпевшего с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения;
отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе);
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение лица в качестве обвиняемого;
непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
Пунктом 40 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры №39, МВД РФ№1070, МЧС РФ №1021, Министерства юстиции РФ №253, ФСБ РФ №780, Минэкономразвития РФ №353, ФСКН РФ №399 от 29.12.2005 года «О едином учете преступлений» (далее - Приказ) предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
В пункте 43 Приказа указано, что снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора по следующим основаниям:
отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);
отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УГ1К РФ);
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению, неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, а также в случаях, когда не установлено событие преступления, подсудимый не причастен к совершению преступления, в его деянии отсутствует состав преступления либо в отношении него коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт (пп. 4 и 5 ч, 1 ст. 27, пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ);
отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп1, 3 - 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, пп. 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); непричастность подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
Согласно пункту 15.1 Правил формирования, ведения и учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, утвержденных приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, СВР России, ФТС России, ФМС России, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.02.2014 N 89дсп/19дсп/73дсп/1дсп/113дсп/108дсп/75 дсп/93 дсп/19дсп/324дсп/133дсп/ 63 дсп/14/95дсп от 12 февраля 2014 года «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Правила), в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
Сведения на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на основании акта об амнистии или помиловании хранятся до достижения ими 80-летнего возраста.
Судом установлено, что в МУ МВД России «Оренбургское» поступило обращение от ФИО2 об обязании внесении изменений в базу данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», ЗПЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ИЦ ГУ МВД России по Московской области, посредством исключения сведений об уголовном преследовании ФИО2, в связи с прекращением уголовного дела.
Согласно справке о результатах проверки в ... от 27.07.2022г. возбужденное в отношении ФИО2, ... ОП № 1 по Ленинскому району г. Оренбурга уголовное дело № ... было прекращено 12.07.2015г. по п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ (вследствие акта об амнистии), сведения были внесены в картотеку ИЦ УМВД России по Оренбургской области.
Согласно ответа на обращение от 12.05.2022 года № ... у Информационного центра УМВД России по Оренбургской области отсутствуют правовые данные для изъятии информации о судимости из банка данных.
Административный истец указывает, что сведения, содержащиеся в справке в отношении него по поводу уголовного преследования необходимо исключить из базы данных, без указания на правовые основания для совершения такого действия. Вместе с тем, сам факт уголовного преследования, которое осуществлялось в 2015 году, прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям ФИО2 не оспаривает.
Учитывая, что порядок ведения оперативных учетов информационными центрами органов внутренних дел определен ведомственными правовыми актами, в том числе названной инструкцией, доводы о нарушении охраняемых законом прав и законных интересов ФИО2 в судебном заседании не нашли своего подтверждения, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований для удовлетворения его исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным решения ОП №1 по Ленинскому р-ну г. Оренбурга об отказе во внесении изменений в базу данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», ЗПЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ИЦ ГУ МВД России по Московской области, посредством исключения сведений об уголовном преследовании ФИО2, в связи с прекращением уголовного дела и обязании ОП №1 по Ленинскому р-ну г. Оренбурга повторно рассмотреть вопрос внесения изменений в базу данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве, ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ИЦ ГУ МВД России по Московской области, посредством исключений сведений об уголовном преследовании ФИО2 в связи с прекращением уголовного дела - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.К.Месяц
Мотивированное решение по делу составлено 15 августа 2022 года
Судья: подпись О.К.Месяц