ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5758/202313ОК от 13.10.2023 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-5758/2023 13 октября 2023 года

29RS0014-01-2023-004898-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Свепарской Т.Ю.,

при секретаре Ануфриевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Кирилюка Т. В. к Управлению по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа «Город Архангельск» о признании заключения незаконным, возложении обязанности выдать заключение о возможности быть усыновителем,

УСТАНОВИЛ:

Кирилюк Т.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа «Город Архангельск» (далее - орган опеки) о признании заключения незаконным, возложении обязанности выдать заключение о возможности быть усыновителем.

В обоснование иска указано, что <Дата>Кирилюк Т.В. обратился в орган опеки по <***> г. Архангельска с заявлением о предоставлении государственной услуги с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем с приложением всех необходимых документов. <Дата> органом опеки было дано заключение о невозможности быть усыновителем. Причина отказа – непредоставление психологического обследования и диагностики. С таким отказом административный истец не согласился, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Административный истец Кирилюк Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Полагал, что отказ ответчика является незаконным, поскольку административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые необходимо было приложить к заявлению. Психологическое обследование не входит в данный перечень документов, в связи с чем у ответчика не имелось оснований требовать указанный документ от истца. Не оспаривая факт прохождения психологического обследования, указал, что не желал и не желает предоставлять его ответчику, поскольку там содержатся сведения о членах его семьи. Полагал, что соответствует всем требованиям, которые предъявляются к усыновителю, просил признать решение ответчика от <Дата> незаконным, обязать ответчика выдать положительное заключение о возможности быть усыновителем.

Представитель административного ответчика Такшеева С.А. с заявленным иском не согласилась. Указала, что в соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, №423 от 18.05.2009 при обследовании условий жизни гражданина орган опеки должен оценить в числе прочего личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся в семье заявителя. Перечень документов, на основании которых можно оценить личные качества кандидата, предусмотреть невозможно. Формального подхода к вопросу о передаче ребенка под опеку быть не может. Также пояснила, что истец прошел диагностику, но вместе с тем отказался ее предоставить. В связи с чем ответчик лишен возможности объективно оценить личностные качества и мотивы кандидата и выдать положительное заключение истцу.

Заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено и следует из материалов дела, что <Дата>Кирилюк Т.В. обратился в орган опеки по <***> г. Архангельска с заявлением о предоставлении государственной услуги с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем с приложением всех необходимых документов.

<Дата> орган опеки дал заключение о невозможности Кирилюка Т.В. быть усыновителем. В заключении ответчиком рекомендовано предоставить результаты психологической диагностики, поскольку иначе невозможно оценить личностные качества и характеристики истца, выявить уровень семейных ресурсов для воспитания ребенка, психологического климата в семье, установления мотивов для принятия ребенка, относящегося к категории детей – сирот, в семью.

В соответствии с п.2 ст.146 Семейного кодекса Российской Федерации при назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 153 Семейного кодекса Российской Федерации подбор и подготовка приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также ст.146 СК РФ.

Порядок установления опеки и попечительства определяется Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Закон №48-ФЗ).

В силу п.10 ч.1 ст.8 Закона №48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относится подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном с приложением необходимых документов, указанных в пункте 3 Правил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Правила).

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном (пункт 8 Правил).

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения сложившиеся между членами семьи заявителя.

Таким образом, орган опеки и попечительства при решении вопроса о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) обязан установить наличие (отсутствие) обстоятельств, препятствующих гражданину выполнять указанные обязанности в силу прямого запрета, установленного нормами Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, и при их отсутствии проанализировать предоставленные гражданином и подтвержденные документально сведения о себе, своей семье, материальных и бытовых условиях жизни, которые позволили бы органам опеки и попечительства сделать заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном.

В соответствии с пунктом 9 Правил орган опеки и попечительства на основании сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.

Согласно требованиям п.6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 №275 (далее - Постановление №275) в орган опеки и попечительства истцом были поданы необходимые документы.

Представитель ответчика в обоснование своей позиции указывала на то, что основанием для принятия такого решения (заключения) явилось непредоставление кандидатом результатов психологической диагностики, поскольку без данного документа дать оценку личным качествам кандидата, а также мотивам, побудившим стать усыновителем, не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 8 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423, орган опеки и попечительства оценивает личные качества и мотивы гражданина, выразившего желание стать опекуном, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи. Орган опеки и попечительства при оценке личных качеств и мотивов граждан, выразивших желание стать опекунами, использует выводы и рекомендации уполномоченной на проведение обучения организации по результатам диагностики и психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан.

Принимая во внимание, что детство находится под особой защитой государства, а также то, что дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены любви и заботы кровных родственников, на органы опеки возложена фактически двойная ответственность за подбором кандидатов, выразивших желание стать опекунами, усыновителями.

Таким образом, административный истец, не предоставляя психологическую диагностику, лишил орган опеки возможности дать оценку его личностным характеристикам, а также мотивам, побудившим стать усыновителем.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания заключения <№> от <Дата> незаконным.

Вопреки мнению истца, предоставление кандидатом в усыновители полного пакета документов не влечет за собой принятие только положительного заключения. Более того, вопрос о выдаче положительного заключения является исключительной компетенцией органа опеки. В связи с чем требование о возложении обязанности совершить действия, направленные на выдачу положительного заключения, удовлетворению также не подлежит.

Вместе с тем административный истец не лишен возможности вновь подать заявление, приложив недостающие документы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Кирилюка Т. В. (<***>) к Управлению по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа «Город Архангельск» (ОГРН 1022900509147) о признании заключения незаконным, возложении обязанности выдать заключение о возможности быть усыновителем отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.Ю. Свепарская

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023 года.