Мотивированное решение изготовлено 17.02.2016.Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 года город Первоуральск Свердловской области
Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Опалевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Логиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-575 по административному иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Первоуральской городской Думе о признании решения недействующим,
У С Т А Н О В И Л:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Первоуральский городской суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия решения Первоуральской городской Думы от 23.03.2012 № 482 «Об утверждении Генерального плана городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск Свердловской области» в редакции решения от 26.06.2014 № 155.
В обоснование заявленных требований в заявлении указано, что Первоуральской городской Думой принято вышеуказанное решение, текст которого опубликован 17.04.2012 в издании «Вечерний Первоуральск» № 28, а так же обнародован на официальном сайте Первоуральской городской Думы www.prvduma.ru.
Данный правовой акт является нормативным, так как издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для исполнения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем, указанное решение принято с нарушением действующего законодательства.
Ранее, постановлением Главы Администрации города Первоуральск № 1237 от 27.09.1994 на основании ст.ст. 5, 20 Земельного кодекса РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 № 1103-1, в административные границы поселка Билимбай был включен участок общей площадью 635,07 га, в том числе, 469,1 га из земель Билимбаевского лесхоза Билимбаевского лесничества. Этим же постановлением администрации рабочего поселка Билимбай было предложено произвести корректировку генерального плана поселка, который утвержден Распоряжением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов РСФСР № 1185р от 31.10.1977.
При этом вышеуказанное постановление Главы Администрации города Первоуральск № 1237 от 27.09.1994 было принято с нарушением действовавшего на тот момент законодательства, а именно, Администрация города Первоуральск при принятии данного постановления вышла за пределы своих полномочий, тем самым нарушила установленный порядок перевода земель из лесных в нелесные.
Так, в соответствии со ст.ст. 5, 20 Земельного кодекса РСФСР к компетенции местных Советов народных депутатов относилось установление границ территории земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов.
При этом, законодательство, действовавшее на тот период, предусматривало особый порядок распоряжения и перевода в другую категорию земель лесного фонда.
На основании п. 9 ст. 3, п. 2 ст. 5 Основ Лесного законодательства РФ, (утверждены Верховным Советом РФ 06.03.1993 № 4613-1) земли Билимбаевского лесхоза Билимбаевского лесничества относятся к лесному фонду, распоряжение которым осуществлялось Российской Федерацией совместно с республиками, краями и областями. Указанные земли лесного фонда используются для целей, связанных с ведением лесного хозяйства (ст. 2 Основа лесного законодательства РФ) и предоставляются в пользование, виды которого предусмотрены ст. 25 Основ лесного законодательства РФ. В случае предоставления участков лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, закон предусматривал:
- перевод лесных земель в нелесные,
- изъятие нелесных земель из лесного фонда (ст.ст. 22, 25 Основ лесного законодательства РФ, Постановление Правительства РФ от 23.10.93 № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом», Положение «О порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом», утвержденное приказом Рослесхоза от 29.03.94 № 69).
Установленный законом порядок перевода лесных земель в нелесные с последующим изъятием земельного участка Билимбаевского лесничества из лесного фонда при расширении границы рабочего поселка Билимбай не был соблюден. В связи с этим, постановление Главы Администрации города Первоуральск № 1237 от 27.09.1994 было принято с нарушением действующего на тот период законодательства.
Увеличение границы рабочего поселка Билимбай за счет земельного участка лесного фонда не повлекло изменение категории и прекращение права собственности на него со стороны Российской Федерации.
Признавая постановление Главы Администрации города Первоуральск № 1237 от 27.09.1994 правомочным в части включения земель Билимбаевского лесхоза в границы р.п. Билимбай, Администрация ГО Первоуральск разработала проект Генерального Плана городского округа Первоуральск Свердловской области за исключением города Первоуральск. При этом документы территориального планирования применительно к территории поселка Билимбай разработаны с учетом включенных ранее на основании постановления Главы Администрации города Первоуральск № 1237 от 27.09.1994 в границы поселка Билимбай земель лесного фонда, расположенных в настоящее время в кварталах 121, 131, 142, 112, 168, 170 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество». Общая площадь наложения на земли лесного фонда составила 481 га.
До принятия оспариваемого Решения Думы Администрацией городского округа Первоуральск во исполнение п. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ на проект Генерального Плана городского округа Первоуральск Свердловской области было получено положительное заключение Правительства Свердловской области № 02-09-10331 oт 24.11.2011. После чего, Первоуральской городской Думой принято вышеуказанное решение № 482 с изменениями, внесенными Решением Первоуральской городской Думы № 155, в соответствии с которым в границы территории населенного пункта поселок Билимбай включаются земли лесного фонда, расположенные в кварталах 121, 131, 142, 112, 168, 170 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество».
Но на момент согласования вышеуказанного проекта Правительством Свердловской области, а так же принятия Первоуральской городской Думой оспариваемого Решения и до настоящего времени вышеуказанный земельный участок из состава земель лесного фонда не исключен и в иную категорию не переведен. При этом положения ст. 8 ФЗ от 21.12.2004 № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов в связи с изменением границы населенного пункта, не применяются поскольку оспариваемое Решение принято с нарушением действующего законодательства.
Так, в соответствии с лесным планом Свердловской области (утвержден Указом Губернатора Свердловской области от 03.06.2013 № 279-УГ), Лесохозяйственным регламентом (утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 31.12.2008 № 1769), с данными государственного лесного реестра лесные участки, расположенные в кварталах 121, 131, 142, 112, 168, 170 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» входят в состав земель лесного фонда. В отношении вышеуказанных лесных участков проведено лесоустройство, использование данных участков осуществляется в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ органом, уполномоченным в области лесных отношений на территории Свердловской области - Департаментом лесного хозяйства Свердловской области.
Указанные лесные участки по информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области отнесены к категории защитных лесов - лесопарковая зона. В соответствии со ст. 105 Лесного кодекса РФ изменение границ лесопарковых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Лесные участки, расположенные в вышеуказанных кварталах Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» не поставлены на кадастровый учет: По информации территориального отдела № 10 Управления Росреестра по Свердловской области вышеуказанный спорный земельный участок поставлен на учет одновременно как два единых землепользования: с кадастровым номером №, относится к категории земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения лесного хозяйства, общей площадью 2272 га, и кадастровым номером №, относящийся к категории земли лесного фонда, с разрешенным использованием - для ведения лесного хозяйства, общей площадью 115537 га.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом непостановка на кадастровый учет земель лесного фонда не влияет на изменение их категории и не умаляет права собственности на них со стороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в него, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно требованию, установленному п. 8 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 того же Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Внесение изменений в генеральный план так же осуществляется с соблюдение указанной процедуры (ч. 17 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).
В силу положений п. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в то числе, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
На момент принятия оспариваемого Решения согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2005 № 40 «Об утверждении Положения и Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере градостроительства, являлось Министерство регионального развития РФ.
Приказом Министерства регионального развития РФ № 69 от 27.02.2012 предусмотрен порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Порядок № 69).
В соответствии п. 2.1 Порядка № 69 орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (в случаях, указанных в ч. 1 ст. 25 Кодекса).
Согласно п. 2.2 Порядка № 69 Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе.
В случае не поступления от федеральных органов по истечении 15 дней после окончания установленного срока в Министерство заключений на проект документа территориального планирования такой проект считается согласованным с указанными органами.
По результатам рассмотрения проекта Генерального плана территории ГО Первоуральск за исключением города Первоуральск Федеральное агентство лесного хозяйства РФ предоставило отрицательное заключение на данный проект (письмо № ИК-11-42/4901 от 22.05.2013).
Таким образом, в результате принятия оспариваемого решения изменились существующие границы земель лесного фонда, в связи с чем проект Генерального плана городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск Свердловской области в силу положения ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ подлежал обязательному согласованию с Министерством регионального развития РФ, а не с Правительством Свердловской области.
В силу ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» № 131-ФЭ от 06.10.2003 принимаемые в муниципальных образованиях муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Свердловской области.
В судебном заседании помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Темников В.Ю. настаивал на заявленных требованиях.
Представитель Первоуральской городской Думы ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д. 105), возражала против удовлетворения административного иска, представила письменные возражения (л.д. 172-174), в которых указано, что Решение Первоуральской городской Думы № 482 «Об утверждении Генерального плана городского округа Первоуральск Свердловской области, за исключением города Первоуральск» принято в пределах компетенции Первоуральской городской Думы. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. В соответствии с п. 1 ст. 22 Устава городского округа Первоуральск представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, является Первоуральская городская Дума. Согласно ст. 23 Устава городского округа к полномочиям Первоуральской городской Думы относится утверждение генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в него, по представлению главы местной администрации.
В соответствии с Регламентом Первоуральской городской Думы проект решения был рассмотрен на заседании комитетов Думы, вынесен для рассмотрения на заседание Первоуральской городской Думы, где был принят большинством голосов от установленной численности депутатов Думы. Решение «Об утверждении Генерального плана городского округа Первоуральск Свердловской области за исключением города Первоуральска» подлежало официальному опубликованию для введения нормативного правового акта в действие. Решение было опубликовано в газете «Вечерний Первоуральск» от 12.04.2012 № 482.
То есть, требования по принятию нормативных правовых актов Первоуральской городской Думой соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, но ни в исковом заявлении, но в ходе судебного заседания до конца не установлено, каким образом данное решение нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Генеральный план городского округа Первоуральск Свердловской области за исключением города Первоуральск, разрабатывался на основании данных, представленных в том числе Росреестром.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, оформленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, отраженные в административном исковом заявлении земли относятся к землям населенных пунктов. Следовательно, земельные участки из земель лесного фонда в границы населенных пунктов, в том числе поселок Билимбай, не включались и согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти согласно ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса не требовалось.
Кроме того, указание на принятие постановления Главы Администрации города Первоуральск от 27.09.1993 № 1237 с нарушением действующего на тот момент законодательства является ошибочным. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 года к компетенции местных Советов народных депутатов относилось установление границ территории земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов, а также изъятие земельных участков для государственных нужд. В соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» данные полномочия осуществлялись соответствующими местными администрациями.
Постановление Главы Администрации города Первоуральск от 27.09.1993 № 1237 официально не признано противоречащим законодательству, ни кем не оспаривалось, следовательно подлежало применению. Кроме того, в период с 1993 года по настоящее время понятие земель лесного фонда не являлось неизменным и подвергалось в законодательстве постоянной корректировке.
Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, установленный Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1064, распространялся больше на договорные отношения. При расширении лесных поселков для строительства жилья перевод лесных земель в нелесные производится соответствующими органами местного самоуправления.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО7, действующий на основании доверенности (л.д. 158), не возражал против удовлетворения требований Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, пояснил, что не был соблюден порядок перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в связи с чем в Генеральный план городского округа Первоуральск включены территории, относящиеся к землям лесного фонда, что подтверждается плановым материалом по кварталам 121, 131, 142, 112, 168, 170 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» (л.д. 178-182).
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации городского округа Первоуральск ФИО8, действующая на основании доверенности (л.д. 160), возражала против удовлетворения иска по основаниям, представленным административным ответчиком.
Суд, выслушав представителей сторон, представителей заинтересованных лиц, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ на основании ст. 45 того же Кодекса.
С 15.09.2015 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ.
В соответствии с ч. 1 данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с ч. 2 той же нормы суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Постановлением Главы Администрации города Первоуральск № 1237 от 27.09.1994 в административные границы поселка Билимбай был включен участок общей площадью 635,07 га, в том числе, 469,1 га из земель Билимбаевского лесхоза Билимбаевского лесничества (л.д. 27). В соответствии со ст.ст. 5, 20 действовавшего на момент вынесения постановления Земельного кодекса РСФСР к компетенции местных Советов народных депутатов относилось установление границ территории земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов.
В соответствии со ст. 2 Основа лесного законодательства РФ распоряжение землями лесного фонда осуществлялось Российской Федерацией совместно с республиками, краями и областями. Земли лесного фонда используются для целей, связанных с ведением лесного хозяйства и предоставляются в пользование, виды которого предусмотрены ст. 25 Основ лесного законодательства РФ. В случае предоставления участков лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, закон предусматривал:
- перевод лесных земель в нелесные,
- изъятие нелесных земель из лесного фонда в соответствии со ст.ст. 22, 25 Основ лесного законодательства РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.10.93 № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом», Положением «О порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом».
Порядок изъятия 469,1 га из земель Билимбаевского лесхоза Билимбаевского лесничества не был соблюден. Увеличение границы поселка Билимбай за счет земельного участка лесного фонда без соблюдения установленного порядка не могло повлечь и не повлекло изменение категории и прекращение права собственности на него со стороны Российской Федерации.
В соответствии с лесным планом Свердловской области, Лесохозяйственным регламентом, по данным государственного лесного реестра лесные участки, расположенные в кварталах 121, 131, 142, 112, 168, 170 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» входят в состав земель лесного фонда. В отношении вышеуказанных лесных участков проведено лесоустройство, использование данных участков осуществляется в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ органом, уполномоченным в области лесных отношений на территории Свердловской области - Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (л.д. 47-66).
Указанные лесные участки по информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области отнесены к категории защитных лесов - лесопарковая зона. В соответствии со ст. 105 Лесного кодекса РФ изменение границ лесопарковых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Лесные участки, расположенные в вышеуказанных кварталах Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» не поставлены на кадастровый учет: По информации территориального отдела № 10 Управления Росреестра по Свердловской области вышеуказанный спорный земельный участок поставлен на учет одновременно как два единых землепользования: с кадастровым номером №, относится к категории земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения лесного хозяйства, общей площадью 2272 га, и кадастровым номером №, относящийся к категории земли лесного фонда, с разрешенным использованием - для ведения лесного хозяйства, общей площадью 115537 га.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Проект Генерального плана городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск применительно к территории поселка Билимбай был разработан с учетом включенных ранее на основании постановления Главы Администрации города Первоуральск № 1237 от 27.09.1994 в границы поселка Билимбай земель лесного фонда, которые расположены в настоящее время в кварталах 121, 131, 142, 112, 168, 170 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество». Общая площадь наложения на земли лесного фонда составила 481 га.
Обжалуемым Решением Первоуральской городской Думы от 29.03.2012 № 482 (л.д. 12) был утвержден Генеральный план городского округа Первоуральск. Утверждение произведено на основании заключения Правительства Свердловской области от 24.11.2011 № 02-09-10331 (л.д. 78-81) и в соответствии со ст.ст. 23, 24 Градостроительного кодекса РФ.
Указанное заключение по проекту документа территориального планирования «Генеральный план городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск», утвержденное Председателем Правительства Свердловской области, удостоверило согласование проекта, но с условиями.
Министерство природных ресурсов Свердловской области согласовало проект при условии (л.д. 81). После рассмотрения проекта Генерального плана данное Министерство внесло предложения по проекту (л.д. 81-84). В п. 1.3 предложений говорится о необходимости уточнить категорию земель, обозначенных на проектном плане границ города как «Земли, занятые участками лесного фонда», поскольку в представленной проектной документации на схеме 10 «Схема границ земель лесного фонда» отдельно выделена «Схема распределения лесов по целевому назначению». Учитывая, что в представленной проектной документации не указаны номера кварталов лесных участков, возникают затруднения при определении соответствия границ лесопарковой и зеленой зоны Постановлению Правительства Свердловской области от 15.12.2010 № 1802-ПП «Об установлении границ лесопарковой зоны и зеленой зоны в границах государственного учреждения Свердловской области «Билимбаевское лесничество».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2005 № 40 «Об утверждении Положения и Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере градостроительства, являлось Министерство регионального развития РФ.
Приказом Министерства регионального развития РФ № 69 от 27.02.2012 предусмотрен порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии п.п. 2.1, 2.2 этого Порядка орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (в случаях, указанных в ч. 1 ст. 25 Кодекса); Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе.
В случае не поступления от федеральных органов по истечении 15 дней после окончания установленного срока в Министерство заключений на проект документа территориального планирования такой проект считается согласованным с указанными органами.
Таким образом, необходимая и обязательная процедура согласования проекта Генерального плана с управомоченным на это государственным органом не была проведена.
Решением Первоуральской городской Думы от 26.06.2014 № 155 (л.д. 14) были внесены изменения в Генеральный план применительно к территории поселка Билимбай. В разделе IV приложения № 1 к указанному Решению указано, что граница поселка меняется незначительно. Добавляются два участка с восточной и западной стороны поселка площадью 0,67 га и 0,48 га соответственно. Изменение границ обусловлено наличием выделенных участков под ИЖС. Участки, включаемые в границы, по данным Территориального отдела № 10 относятся к землям лесного фонда, но по данным от ГУ СО «Билимбаевское лесничество» эти территории не относятся к данному лесничеству.
При этом в марте 2013 года Администрация городского округа Первоуральск направляла проект плана в Министерство регионального развития РФ для согласования и подготовки заключения (л.д. 73-75).
Федеральное агентство лесного хозяйства неоднократно не согласовало проект (л.д. 77, 94-97, 98-101).
24.06.2013 Министерство регионального развития РФ сообщило о согласовании проекта с условием учета замечаний (л.д. 76). Сведений об устранении замечаний не представлено. Несмотря на это было принято Решение Первоуральской городской Думы от 26.06.2014 № 155«О внесении изменений в генеральный план городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск Свердловской области, утвержденный решением Первоуральской городской Думы от 29 марта 2012 года № 482 применительно к территории поселка Билимбай».
В соответствии со ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» № 131-ФЭ от 06.10.2003 принимаемые в муниципальных образованиях муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и ее субъектов.
Утверждение Генерального плана городского округа Первоуральск без соблюдения установленной законом процедуры согласований с управомоченными органами нарушает экологические права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ведет к незаконному использованию земель лесного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 213, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Первоуральской городской Думе о признании нормативных правовых актов не действующими удовлетворить.
Признать не действующими с момента принятия:
- решение Первоуральской городской Думы от 23.03.2012 № 482 «Об утверждении Генерального плана городского округа Первоуральск Свердловской области за исключением города Первоуральска»,
- решение Первоуральской городской Думы от 26.06.2014 № 155 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск Свердловской области, утвержденный решением Первоуральской городской Думы от 29 марта 2012 года № 482 применительно к территории поселка Билимбай».
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Вечерний Первоуральск», в «Вестнике Первоуральской городской Думы» и обнародованию на сайте Первоуральской городской Думы www.prvduma.ru. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Т.А. Опалева