ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-576/19 от 25.04.2019 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-576/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2019 года село Ермолаево РБ

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Карачурина Т.Ш.,

при секретаре Зиновьевой Т.С.,

с участием:

административного истца – Сафина И.Ю.,

представителя административных ответчиков Отдела судебных приставов по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ, судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Мартяшевой М.Д. – Махиной Ю.Ф., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сафина И.Ю. к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, Управлению федеральной службы судебных приставов по РБ, Отделу судебных приставов по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ, Федеральной службе судебных приставов России, судебному приставу-исполнителю ОСП по <...> и <...> УФССП России по РБ Мартяшевой М.Д., начальнику ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Халитовой Э.Р. о признании действий незаконными, возложении обязанности возвратить удержанные денежные средства, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Сафин И.Ю. обратился в суд с административным иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, Управлению федеральной службы судебных приставов по РБ в лице Отдела судебных приставов по г. Кумертау и Куюргазинскому району о признании незаконным удержания с лицевого счета Сафина И.Ю., произведенного <...>, в рамках исполнительного производства <...>-ИП от <...> на сумму 438 руб. 20 коп., возложении обязанности возвратить удержанную сумму в размере 438 руб. 20 коп., компенсации морального вреда в размере 250 000 руб., указав, что с лицевого счета административного истца, который находится на карте Сбербанка, неоднократно списываются денежные средства с пособий по безработице в размере 50% от начислений. На доходы в виде пособия по безработице не может быть обращено взыскание.

В ходе судебного разбирательства Сафин И.Ю. исковые требования дополнил, просил признать незаконными и возложить обязанность возвратить взыскания по исполнительному производству <...>,09-ИП (80091240176030) от <...> в размере 878 руб. 04 коп., перечисленные из РЦСПН из субсидии на ЖКХ, <...>-ИП (80091240176030) от <...> в размере 379 руб. 58 коп., списанные <...> из пособия по безработице, <...>-ИП (80091240176030) от <...>, списанные в размере 60 руб. 26 коп. <...> из пособия по безработице, <...>-ИП (80091240176030) от <...> в размере 438 руб. 20 коп., списанные <...>, <...>-ИП (80091207665588) от <...> в размере 333 руб. 87 коп., списанные <...>, <...>-ИП (80091207665588) от <...> в размере 354 руб. 06 коп., списанные <...> из пособия по безработице, <...>-ИП (80091206958698) от <...> в размере 500 руб., перевод от родной сестры, <...>-ДСП-ИП от <...> в размере 1 902 руб. 36 коп. из субсидии за ЖКХ, <...>-ИП от <...> в размере 503 руб. 23 коп.

В ходе судебного разбирательства в дело в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по РБ, Федеральная служба судебных приставов России, судебный пристав-исполнитель Мартяшева М.Д., начальник ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Халитова Э.Р., в качестве заинтересованных лиц - ОГИБДД ОМВД России по г. Кумертау, ОГИБДД ОМВД России по Куюргазинскому району, ГУ Центр занятости населения г. Кумертау.

В судебном заседании Сафин И.Ю. требования административного иска поддержал частично, в части признания незаконным удержания <...>-ИП (80091207665588) от <...> в размере 333 руб. 87 коп., списанных <...>, не поддержал, пояснив, что указанная сумма ему была возвращена. Остальные удержания считает незаконными, поскольку они осуществлены за счет средств, предоставленных ему в качестве пособия по безработице и субсидии на оплату ЖКХ. Кроме того, административный ответчик незаконно удержал 500 руб., полученные Сафиным А.Ю. в дар от сестры. О каждом удержании, которое Сафин И.Ю. считает незаконным, административному истцу было известно в день удержания, поскольку ему приходит СМС-оповещение об этом.

Представитель административных ответчиков Отдела судебных приставов по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ, судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Мартяшевой М.Д.Махина Ю.Ф. в судебном заседании в удовлетворении административного иска Сафина И.Ю. просила отказать в связи с необоснованностью, а также в связи с пропуском истцом установленного 10-дневного срока для обращения в суд с требованиями о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными.

Административные ответчики Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, Управление федеральной службы судебных приставов по РБ, Федеральная служба судебных приставов России, начальник ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Халитова Э.Р., заинтересованные лица ОГИБДД ОМВД России по г. Кумертау, ОГИБДД ОМВД России по Куюргазинскому району, ГУ Центр занятости населения г. Кумертау в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

Выслушав лица, участвующие в судебном заседании, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с частью 1 статьи 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Судом установлено, что в производстве ОСП по <...> и <...> УФССП России по РБ находятся исполнительные производства в отношении должника Сафина И.Ю. <...>-ИП от <...> о взыскании в пользу ОГИБДД ОМВД России по <...> штрафа в размере 30 000 руб., <...>-ИП от <...> о взыскании в пользу ОГИБДД ОМВД России по <...> штрафа в размере 800 руб., <...>-ДСП-ИП от <...> о взыскании в пользу ГУ Центр занятости населения <...> о взыскании субсидии в размере 58 503 руб., <...>-ИП от <...> о взыскании в пользу ОГИБДД ОМВД России по <...> штрафа в размере 500 руб., <...>-ИП от <...> о взыскании в пользу ОГИБДД ОМВД России по <...> штрафа в размере 800 руб.

Согласно выписке из лицевого счета Сафина И.Ю. <...> в рамках указанных исполнительных производств с лицевого счета административного истца произведены обжалуемые Сафиным И.Ю. удержания.

Оспаривая законность произведенных удержаний, административный истец указывает, что не может быть обращено взыскание на пособие по безработице, предоставление субсидии на оплату ЖКХ, а также не может быть обращено взыскание на 100% денежных средств, полученных в дар от родственников.

С доводами административного истца суд не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» перечень имущества должника-гражданина, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается ГПК РФ.

Статья 446 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.

Правило, установленное в абз. 8 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, которое гарантирует должнику-гражданину при обращении взыскания по исполнительным документам сохранение денежных средств в сумме не менее установленной величины прожиточного минимума самого должника и лиц, находящихся на его иждивении, применению в рассмотренном деле не подлежит, поскольку данная норма действует лишь при единовременном обращении взыскания на принадлежащее должнику-гражданину наличные денежные средства, и, по своему смыслу, не предполагает ее применение к случаям производства регулярных удержаний из периодических выплат, получаемых должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, на основании исполнительных документов.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 101 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов, в том числе суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; в связи с террористическим актом; в связи со смертью члена семьи; в виде гуманитарной помощи; за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений.

Пособие по безработице, субсидия на оплату ЖКХ не отнесено законодателем к доходам, на которые в соответствии со ст. 101 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Принимая во внимание, что действия судебного пристава-исполнителя закону не противоречит, прав заявителя не нарушает, оснований для признания их незаконными суд не находит.

Ч. 2 ст. 99 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

Ч. 1 ст. 101 этого же Федерального закона установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Согласно п. 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные ст. 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (п. 9 ч. 1 ст. 101 названного Закона).

Пособие по безработице, субсидия на оплату ЖКХ законодательством не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на них может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

Обращение взыскания на указанные виды доходов должника должно производиться с учетом общих положений главы 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве», и предусмотренные ст. 99 данного Федерального закона ограничения удержаний из заработной платы и иных доходов должника до 50 процентов распространяют свое действие на все виды доходов должника, в том числе, и на пособие по безработице.

Указанное ограничение судебным приставом-исполнителем при удержании денежных средств со счета Сафина И.Ю. соблюдено.

Не является обоснованным и довод административного истца о незаконности удержания судебным приставом-исполнителем 500 руб., полученных им в дар от родной сестры, поскольку запрета на полное удержание денежных средств, полученных должников в дар, законодательство об исполнительном производстве не содержит.

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В судебном заседании Сафин И.Ю. пояснил, что об обжалуемых им удержаниях ему было известно со дня таких удержанием в связи с получением им соответствующего смс-оповещения.

Следовательно, срок обращения в суд Сафиным И.Ю. пропущен по требованиям об оспаривании удержаний на сумму 379 руб. 58 коп. от <...>, на сумму 60 руб. 26 коп. от <...>, на сумму 354 руб. 06 коп. от <...>, на сумму 500 руб. от <...>, на сумму 878 руб. 04 коп. от <...>, на сумму 1 902 руб. 36 коп. от <...>, на сумму 503 руб. 23 коп. В связи с чем указанные требования подлежат оставлению без удовлетворения и в связи с пропуском срока обращения в суд.

Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований Сафина И.Ю. о признании незаконными и возложении обязанность возвратить взыскания по исполнительному производству <...>,09-ИП (80091240176030) от <...> в размере 878 руб. 04 коп., перечисленные из РЦСПН из субсидии на ЖКХ, <...>-ИП (80091240176030) от <...> в размере 379 руб. 58 коп., списанные <...> из пособия по безработице, <...>-ИП (80091240176030) от <...>, списанные в размере 60 руб. 26 коп. <...> из пособия по безработице, <...>-ИП (80091240176030) от <...> в размере 438 руб. 20 коп., списанные <...>, <...>-ИП (80091207665588) от <...> в размере 333 руб. 87 коп., списанные <...>, <...>-ИП (80091207665588) от <...> в размере 354 руб. 06 коп., списанные <...> из пособия по безработице, <...>-ИП (80091206958698) от <...> в размере 500 руб., перевод от родной сестры, <...>-ДСП-ИП от <...> в размере 1 902 руб. 36 коп. из субсидии за ЖКХ, <...>-ИП от <...> в размере 503 руб. 23 коп. следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении иска в части признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными не подлежат удовлетворению и требования административного истца о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Сафина И.Ю. к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, Управлению федеральной службы судебных приставов по РБ, Отделу судебных приставов по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ, Федеральной службе судебных приставов России, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Мартяшева М.Д., начальнику ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП России по РБ Халитовой Э.Р. о признании действий незаконными, возложении обязанности возвратить удержанные денежные средства, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Ш. Карачурин