ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-576/20 от 29.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2а-576/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Кузьмина С.В.,

при секретаре судебного заседания Шамасовой В.Х.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к <адрес>, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании незаконным уведомления о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности,

УСТАНОВИЛ

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к <адрес> о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства. В обосновании заявленного требования административный истец указал, что она обратилась к административному ответчику с уведомлением об окончании строительства. Административный ответчик направил административному истцу уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. ФИО1 полагает, что данное уведомление незаконно, нарушает ее права, поскольку построенный дом не имеет нарушений строительных норм и правил, не нарушает права других лиц, не создает угрозу жизни и здоровья граждан.

Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на административном исковом заявлении и доводах, указанных в иске, настаивала, пояснила, что построенный дом расположен на расстоянии менее 3 метров от соседнего участка. Однако собственник соседнего участка не возражал против такого расположения дома. ФИО1 не брала и не направляла административному ответчику письменное согласие собственника соседнего участка.

Представитель административного истца поддержал заявленные требования и доводы административного истца, полагает, что уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконно, поскольку административный не учел, что собственник соседнего участка не возражал против расположения дома на расстоянии менее трех метров. Нотариально удостоенное соглашение собственника соседнего участка было составлено после обращения в суд с административным иском. Данное письменное соглашение не предоставлялось административному ответчику.

Представители административных ответчиков <адрес>, Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителей административных ответчиков.

Согласно письменным возражениям представитель административного ответчика <адрес> исковые требования не признал, полагает, что уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности законно и обоснованно. Градостроительным планом, утвержденным постановлением администрации <адрес> установлено, что минимальное расстояние от границ землевладения до основного строения не должно быть менее 3 метров. ФИО1, по ее заявлению, было выдано разрешение на строительство, к которому приложена проектная документация и схема планировочной организации. Согласно схеме расстояние до границы земельного участка справа составляет 3 метра, что соответствует правила землепользования и застройки городского округа <адрес>. ФИО1 направила уведомление об окончании строительства. Согласно приложенному к уведомлению техническому плану здания, отступ от границы земельного участка справа составляет менее 3 метров. Поскольку объект индивидуального жилищного строительства расположен на расстоянии менее 3 метров от границы земельного участка справа, административному истцу было направлено уведомление о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства правилам землепользования и застройки городского округа <адрес>.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что он является собственником земельного участка по <адрес>. ФИО1 – соседка по участку , разговаривала с ним о расположении своего строящегося дома на расстоянии менее 3 метров от его участка. ФИО3 был не против такого расположения дома ФИО1, но письменного согласия не давал.

Суд, выслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии с п.16 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта индивидуального жилищного строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенного объекта индивидуального жилищного строительства, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагается, в том числе технический план объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу подп. 1,5 п. 19 данной статьи уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами; направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

Согласно п. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется, в том числе только в случае, если параметры построенного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что на основании заявления ФИО1, в соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес>ФИО1 было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома со встроенным гаражом на арендованной ФИО1 земельном участке по адресу: <адрес>.

К разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФИО1, приложена схема планировочной организации земельного участка, согласно которой расстояние до границы земельного участка справа, составляет 3 метра.

Согласно гл. 4 «Ж-4. Зона индивидуальной жилищной застройки» ст. 31 Правил землепользования и застройки городского округа "<адрес>", утвержденных Решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений - 3 м.

На основании заявления ФИО1, в соответствии с положениями ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления), Постановлением Администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером по <адрес> в <адрес>. Согласно данному градостроительному плану земельного участка минимальное расстояние от границ соседнего участка до основного строения – 3 метра.

В ходе судебного разбирательства установлено, что по завершении строительства ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с уведомлением об окончании строительства. К уведомлению ФИО1 приложила технический план здания, согласно которому отступ от границы земельного участка справа составлял менее 3 метров. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями административного истца, его представителя, свидетельскими показаниями ФИО3

В соответствии с положениями п. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный ответчик направил ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Административный истец ФИО1 полагает, что данное уведомление незаконно, нарушает ее права, поскольку построенный дом не имеет нарушений строительных норм и правил, не нарушает права других лиц, не создает угрозу жизни и здоровья граждан.

Рассматривая вопрос о законности данного уведомления, суд приходит к следующему.

Основанием для направления уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности послужило несоответствие предельных параметров объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а именно, изменены отступы от границы земельного участка с кадастровым номером до построенного объекта.

Поскольку в судебном заседании установлено, что отступ от построенного ФИО1 объекта капитального строительства до границы земельного участка справа составляет менее 3 метров, суд приходит к выводу, что объект капитального строительства не соответствует предельным параметрам, указанным в разрешении на строительство, не соответствует правилам землепользования и застройки городского округа "<адрес>", утвержденным Решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых возможно отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, определен порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Однако в ходе судебного разбирательства уставлено, что административный истец не обращался к административному ответчику с заявление о предоставлении такого разрешения.

Довод административного истца о наличии согласия собственника соседнего земельного участка на расположение объекта капитального строительств, построенного ФИО1 на расстоянии менее трех метров, в данном случае не имеет правового значения, поскольку при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, такое согласие не предусмотрено действующим законодательством о градостроительной деятельности.

Взаимное согласие правообладателей земельных участков допускается при блокировке индивидуальных жилых домов на смежных земельных участках. Но в данном случае блокировка индивидуальных жилых домов на смежных земельных участках отсутствует.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности законно и обоснованно, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226 – 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административных исковых требований по административному исковому заявлению ФИО1 к <адрес> о признании незаконным уведомления о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.В. Кузьмин