Адм..дело № 2а-576/2016
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Верхняя Салда 02 июня 2016 года
Верхнесалдинский городской суд Свердловской области в составе судьи Адамовой О.А.,
с участием представителя административного истца - помощника Верхнесалдинского городского прокурора Лукиной К.В.,
представителя административного ответчика Администрации Верхнесалдинского городского округа – ФИО3, представившей доверенность № .... от д.м.г., имеющей высшее юридическое образование,
при секретаре Кислицыной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Верхнесалдинского городского прокурора к Администрации Верхнесалдинского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Верхнесалдинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Верхнесалдинского городского округа, в котором просит обязать административного ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу привести открытые пожарные водоемы, расположенные в <адрес>, в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что на территории Верхнесалдинского городского округа, в частности в <адрес> и <адрес>, не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения. Со ссылкой на положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устав Верхнесалдинского городского округа прокурор указывает, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам, принимаемым администрацией городского округа. В соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Верхнесалдинского городского прокурора Лукина К.В. в судебном заседании уточнила заявленные требования, представив письменное заявление, подписанное Верхнесалдинским городским прокурором, в котором указано о наличии в <адрес> подземного резервуара, состоящего из двух емкостей, пригодного для забора воды в любое время года. С учетом изложенного административный истец просит исключить из объема требований понуждение ответчика о приведении водоема, расположенного в <адрес>, в соответствие с требованиями пожарной безопасности, а в отношении требования по водоему в <адрес> прокурор просит увеличить срок до д.м.г..
Уточненные требования представитель административного истца Лукина К.В. поддержала и просит их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО3 с уточненными требованиями прокурора согласилась и пояснила, что в поселке Ива действительно имеется единственный источник для пожаротушения – водоем, забор воды из которого пожарными машинами значительно затруднен по причине того, что с северной его стороны расположен песчаный пляж, восточная сторона водоема имеет крутой спуск к воде, дорога к водоему перекрыта железобетонными блоками, дорога находится в аварийном состоянии, с южной стороны водоем имеет заросший берег с мягким грунтом. По остальной береговой части водоема расположены хозяйственные постройки граждан. В пункте 49 плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности на территории Верхнесалдинского городского округа до 2021 года», утвержденном постановлением администрации ВСГО от д.м.г.№ ...., на устройство площадок (пирсов) для забора воды пожарными машинами из водоемов на территории Верхнесалдинского городского округа запланированы денежные средства в размере <....>. Данные денежные средства запланированы для обустройства площадки (пирса) для забора воды в <адрес>. Для выделения дополнительных денежных средств для обустройства других водоемов Верхнесалдинского городского округа, а также проведения аукциона, определения подрядчика и выполнения необходимых работ требуется время.
Заслушав доводы административного истца, мнение административного ответчика, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом характера заявленных требований, прокурор вправе обратиться в суд с настоящим административным иском, нарушений срока для обращения в суд с административным иском не установлено, поскольку из материалов административного дела следует, что о состоянии водоема в <адрес> прокурору стало известно д.м.г..
Согласно ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О пожарной безопасности", он определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В силу ст.1 названного Закона, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно положениям ст.3 Закона, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.19 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, среди прочего, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно требований ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К таким источникам относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
В соответствии с п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Решением Верхнесалдинской районной Думы от 15.06.2005 N 28 принят Устав Верхнесалдинского городского округа, согласно ст.31 которого в полномочия администрации городского округа входят вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Судом установлено, что в границы Верхнесалдинского городского округа входит <адрес>, на территории которого имеется искусственный водоем.
Согласно служебного письма начальника 3 отряда ФПС по <адрес> от д.м.г., при тушении пожаров в <адрес>д.м.г. выявлены неисправности противопожарного водоснабжения населенного пункта, которые заключаются в том, что при наличии искусственного водоема забор воды с данного водоёма невозможен ввиду отсутствия оборудованного пирса, расчищенного проезда к водоему, принадлежащая РЖД водонапорная башня для забора воды не оборудована (л.д.9).
При проведении обследования территории д.м.г. начальником ОНД совместно с представителем Верхнесалдинской городской прокуратуры выявлено отсутствие условий в <адрес> для забора воды в любое время года из находящегося на территории водоема.
Представленные суду фотографии данные обстоятельство подтверждают.
Исследованные в судебном заседании доказательства в своей совокупности дают суду основания сделать вывод о том, что администрация Верхнесалдинского городского округа, к полномочиям которой относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, не предприняла все зависящие от нее меры для создания в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из водоема, расположенного на территории <адрес>, входящего в состав границ Верхнесалдинского городского округа.
Бездействие административного ответчика является незаконным, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в поселке Ива и находящихся на его территории, в связи с чем административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
По мнению суда, указанный административный истцом срок для выполнения обязанности по приведению водоема в соответствие с требованиями пожарной безопасности является реальным и достаточным для организации и выполнения административным ответчиком необходимых мероприятий.
На основании п.9 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, стороны освобождены от уплаты государственной пошлины по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить полностью заявленные Верхнесалдинским городским прокурором требования о признании бездействия Администрации Верхнесалдинского городского округа незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, и обязать Администрацию Верхнесалдинского городского округа в срок до д.м.г. привести открытый водоем, расположенный в <адрес>, в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Об исполнении настоящего решения в срок до д.м.г. сообщить в суд и Верхнесалдинскому городскому прокурору.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд.
Судья О.А.Адамова