ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5771/19 от 12.09.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-5771/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2019 года

Центральный районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего Овсянниковой М.Ю.

при секретаре Жировой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению имущественных отношений Алтайского края об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия Управления имущественных отношений Алтайского края по отказу в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:61:050202:65, расположенного по адресу: ...., выраженное в письме от 26.04.2019 №48/П1417, обязать провести аукцион на право заключения договора аренды в отношении указанного земельного участка.

В обоснование указано, что земельный участок с кадастровым номером 22:61:050202:65, расположенный по адресу: ...., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома, ранее был предоставлен ФИО1 в аренду на срок до 29.10.2013. По истечении указанного срока ФИО1 неоднократно обращалась в уполномоченные органы за предоставлением земельного участка. Письмом от 29.12.2018 № 24/22179 Алтайкрайимущество сообщило, что в связи с поступлением заявления иного заинтересованного лица в порядке п.7 ст.39.18 Земельного кодекса РФ приняло решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка. Письмом от 26.04.2019 № 48/ПУ1417 Алтайкрайимущество сообщило, что в связи с выявлением на испрашиваемом земельном участке жилого дома с хозяйственными постройками в соответствии с пп.8 п.8 ст.39.11 ЗК РФ проведение аукциона невозможно.

Считает отказ Алтайкрайимущества в проведении аукциона незаконным, расположенный на земельном участке жилой дом является самовольной постройкой, в связи с чем не может принадлежать ей, не является объектом гражданского оборота.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена надлежаще, ее представитель ФИО4 поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Алтайкрайимущества в суд не явился, извещен надлежаще, в представленном отзыве с иском не согласился.

Заинтересованные лица ФИО6, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. п.1, 5, 7, 8 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Действия по отказу в проведении аукциона фактически являются решением административного органа, выраженным в письме от 26.04.2019. Административное исковое заявление подано в суд 26.07.2019, то есть в пределах трехмесячного срока.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из ч.10 ст.226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса).

Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ.

Статьей 39.11 Земельного кодекса РФ регламентированы подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома, был предоставлен ФИО1 на основании договоров аренды от 15.12.2011 №22/Ц для огородничества, размером 800 кв.м., а также от 22.12.2011 № 23/Ц, размером 70 кв.м. для временной установки хозяйственной постройки (бани), сроком до декабря 2012 года. Дополнительным соглашение от 22.11.2012 срок договора от 15.12.2011 №22/Ц продлен до 29.10.2013.

16.11.2018 ФИО1 обратилась в Алтайкрайимущество с заявлением о предоставлении в аренду земельного по .... без проведения торгов.

Письмом от 29.12.2018 № 24/22179 Алтайкрайимущество сообщило ФИО1 о невозможности предоставления в аренду земельного участка по ул.Нагорная,2ж без проведения торгов в связи с поступлением заявления иного заинтересованного лица. Принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Распоряжением от 29.12.2018 № 7685 Алтайкрайимущество приняло решение о проведении работ по подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Алтайкрайимуществом проведены работы по подготовке пакета документов, предусмотренного нормами земельного законодательства, в результате которых установлено размещение на земельном участке по .... жилого дома с хозяйственными постройками, отсутствие документов о выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, что подтверждается письмом администрации Центрального района г.Барнаула от 10.06.2019, актом визуального осмотра от 05.06.2019.

Согласно уведомления Управления Росреестра по АК от 03.12.2018 в ЕГРП не зарегистрированы права на жилой дом по .....

Письмом от 26.04.2019 Алтайкрайимущество сообщило ФИО1 о невозможности проведения аукциона в отношении указанного земельного участка в связи с расположением на земельном участке жилого дома с хозяйственными постройками, сославшись при этом на пп.8 п.8 ст. 39.11 Земельного кодека РФ.

Согласно пп.8 п.8 ст. 39.11 Земельного кодека РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона в случае, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации

В силу положений статей 130, 131 Гражданского кодекса РФ здания, сооружения, объекты незавершенного строительства представляют собой недвижимые объекты, созданные в результате строительной деятельности, право собственности на которые и другие вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Под самовольной постройкой в силу статьи 222 Гражданского кодекса РФ понимается здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Анализ положений земельного и гражданского законодательства, в частности приведенных выше норм, свидетельствуют о том, что в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации речь идет об объектах недвижимости, права на которые были зарегистрированы в установленном порядке, и в последующем указанные объекты были признаны самовольными постройками, в отношении них приняты соответствующие решения.

Вместе с тем, в силу ст.ст.130-131, 222 ГК РФ самовольная постройка не является объектом недвижимости и вообще объектом гражданских прав, в связи с чем ее нахождение на земельном участке препятствием к проведению аукциона в силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не является.

При изложенных обстоятельствах решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от 26.04.2019 №48/П1417, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:61:050202:65, расположенного по адресу: ...., нельзя признать законным.

Поскольку из материалов дела следует, что подготовка и организация аукциона не завершены, суд возлагает на административного ответчика обязанность продолжить подготовку и организацию аукциона на право заключения договора аренды в отношении указанного земельного участка.

Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Согласно п.1 ч.1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ суд возлагает на Межрайонную ИФНС России №15 по Алтайскому краю обязанность возвратить ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину по чек-ордеру от 26.07.2019 в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от 26.04.2019 №48/П1417, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .....

Возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность продолжить подготовку и организацию аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .....

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 руб.

Возложить на Межрайонную ИФНС России №15 по Алтайскому краю обязанность возвратить ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину по чек-ордеру от 26.07.2019 в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова

Копия верна:

Судья ________________ М.Ю.Овсянникова

Секретарь ________________ Е.А.Жирова

УИД: 22RS0068-01-2019-006542-35

Подлинник решения находится в материалах административного дела а-5771/2019