ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5779/202215 от 15.09.2022 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-5779/2022 15 сентября 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,

при секретаре Юшковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пакулевой Елены Михайловны к судебному приставу-исполнителю Западного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Жилещиковой Виктории Геннадьевне, судебному приставу-исполнителю Западного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Хасановой Алии Арсланбиевне, ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Пакулева Е.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором первоначально просила обязать приставов трудоустроить должника с окладом не менее минимальной оплаты труда.

В порядке устранения недостатков административного искового заявления, оставленного без движения определением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 04.08.2022 года (л.д. 5-6), Пакулева Е.М. уточнила просительную часть административного искового заявления, в соответствии с которым просила:

- признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей, которые отказываются принимать какие-либо меры в отношении должника;

- обязать судебных приставов-исполнителей трудоустроить должника с окладом не менее минимальной оплаты труда, так как по закону родители должны содержать детей в равных долях.

Также административный истец просила принять во внимание, что алименты в установленном судом размере 25 % от всех видов заработка не выплачивались никогда (л.д. 17-18).

В обоснование заявленных требований Пакулева Е.М. указывает, что в Западном ОСП Приморского района Санкт-Петербурга находится исполнительное производство, по которому Чаруйский Денис Сергеевич обязан выплачивать алименты в пользу Пакулевой Е.М. на содержание сына ФИО18.

На 01.01.2020 года задолженность по алиментам составила 725 260 рублей 26 копеек. Приставы Западного ОСП Приморского района Санкт-Петербурга назначили твердую денежную сумму в размере 1 000 рублей. В течение двух лет Пакулева Е.М. получает 1 000 рублей в месяц в счет погашения задолженности по алиментам, что нарушает ее права.

Административный истец Пакулева Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 90), об отложении судебного заседания не просила.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Западного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Хасанова А.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований административного иска возражала.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Западного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Жилещикова В.Г., ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, заинтересованное лицо Чаруйский Д.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 93-99), об отложении судебного заседания не просили.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа, выданного 27.07.2012 года Новгородским районным судом Новгородской области по делу № 2-132/2011 (л.д. 53-55) постановлением судебного пристава-исполнителя Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Панфиловой О.И. от 24.07.2015 года возбуждено исполнительное производство № 71448/15/78024-ИП в отношении должника Чаруйского Д.С. в пользу взыскателя Пакулевой Е.М. с предметом исполнения – алименты на содержание детей в <данные изъяты> (л.д. 52).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Западного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу Кутах А.С. от 29.03.2018 года обращено взыскание на пособие по безработице должника, постановлено направить постановление для производства удержания задолженности в <данные изъяты>, указано на необходимость производить удержания ежемесячно в размере 70 % (25 % в счет текущих алиментов, 45 % в счет задолженности, которая по состоянию на 29.03.2018 года составляет 472 075,50 рублей) доходов должника, в трехдневный срок со дня выплаты, до удержания суммы, указанной в исполнительном документе (л.д. 45-46).

Согласно справке <данные изъяты> от 27.03.2018 года за период с 25.09.2017 года по 24.03.2018 года с Чаруйского Д.С. были удержаны алименты в сумме 3 435,66 рублей.

26.03.2018 года Чаруйский Д.С. снят с учета в качестве безработного (л.д. 44).

02.07.2018 года Чаруйский Д.С. зарегистрирован МИ ФНС № 15 по Санкт-Петербургу в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 42, 43).

Согласно налоговой декларации за 2018 год, предоставленной Чаруйским Д.С. в налоговый орган, им получен доход в размере 1 500 рублей (л.д. 39-41).

В соответствии со справками о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход за 2020 год, 2021 год, 2022 год, предоставленных Чаруйским Д.С. в МИ ФНС России № 26 по Санкт-Петербургу, полученный Чаруйским Д.С. доход составил в 2020 году 8 900 рублей, в 2021 году 13 850 рублей, в 2022 году по состоянию на 08.08.2022 года 7 600 рублей (л.д. 77-83).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Назиповой Г.Х. от 27.01.2020 года произведен расчет задолженности по алиментам, в соответствии с которым задолженность по алиментам согласно постановлению от 13.08.2019 года составляет 676 047,33 рублей, размер алиментов за период с 01.08.2019 г. по 31.12.2019 г. составляет 49 152,93 рублей, частичная оплата за данный период составляет 8 384,32 рублей, размер задолженности по алиментам по состоянию на 01.01.2020 года составляет 725 200,26 рублей (л.д. 74).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Жилещиковой В.Г. от 20.04.2022 года произведен расчет задолженности по алиментам, в соответствии с которым размер задолженности по алиментам за период с 01.01.2020 г. по 31.03.2022 г., исходя из средней заработной платы, составляет 357 507,75 рублей, частичная оплата за данный период составляет 28 000 рублей, общий размер задолженности по алиментам по состоянию на 20.04.2022 года составляет 1 082 708,01 рублей (л.д. 75).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Хийирова К.А. от 03.08.2022 года произведен расчет задолженности по алиментам, в соответствии с которым размер задолженности по алиментам за период с 01.01.2020 г. по 31.07.2022 г., исходя из сведений справок о самозанятости и средней заработной платы России, составляет 55 830,25 рублей, частичная оплата за данный период составляет 30 000 рублей, общий размер задолженности по алиментам по состоянию на 03.08.2022 года составляет 751 030,51 рублей (л.д. 76).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Рустамовой Я.Р. от 09.03.2021 года должник Чаруйский Д.С. ограничен в пользовании специальным правом в виде права управления транспортным средством (л.д. 37).

29.07.2019 года, 09.03.2022 года судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (л.д. 31-34).

16.03.2022 года судебным приставом-исполнителем Жилещиковой В.Г. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг направлено требование об обязании должника Чаруйского Д.С. явиться на прием к судебному приставу-исполнителю (л.д. 29, 30).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Жилещиковой В.Г. от 16.03.2022 года поручено судебному приставу-исполнителю Купчинского ОСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в отношении должника Чаруйского Д.С.: установить фактическое местонахождение должника по адресу: <адрес> (л.д. 28).

Согласно уведомлению от 11.04.2022 года поручение было исполнено (л.д. 86, 87).

21.04.2022 года судебным приставом-исполнителем получены объяснения должника, в которых он указал, что фактически не имеет определенного места жительства, справку о доходах предоставил, денежные средства перечисляются согласно доходу самозанятого (л.д. 84-85).

Полагая, что оспариваемое бездействие является незаконным и нарушающим права административного истца, 15.11.2021 года (л.д. 16) административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением.

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Исходя из положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 этой же статьи.

Суд принимает во внимание, что указанный срок не является пресекательным.

В Семейном кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" установлена обязанность судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения решения суда о взыскании алиментов на содержание детей определять размер задолженности по алиментам путем принятия постановления в соответствии с требованиями статьи 14 Закона об исполнительном производстве.

Согласно положениям пункта 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации в их совокупности с положениями части 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Положениями статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскания алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В силу ч. 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Семейного кодекса Российской Федерации, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случае если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем осуществлен расчет задолженности по алиментам, начиная с 01.01.2020 года, на основании справок о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход.

Режим налогообложения для самозанятых введен в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", в соответствии с которым самозанятые - физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - эксперимент) в следующих субъектах Российской Федерации: с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге.

В рамках указанного эксперимента при ведении этой деятельности самозанятый не имеет работодателя, с которым заключен трудовой договор. Равно как самозанятый не может привлекать для этой деятельности наемных работников по трудовым договорам.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение "Мой налог" устанавливаются порядком использования мобильного приложения "Мой налог".

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 года № 1908, удержание алиментов также производится со следующих видов доходов: с доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

В Определении Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 года N 123-О-О отмечено, что алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые, лицо реализует принадлежащее каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

С учетом вышеуказанных норм права при решении вопроса о возможности определения размера задолженности по алиментам, определенных в процентах от заработка, в данном случае юридически значимыми обстоятельствами, которые должны были быть проверены судебным приставом-исполнителем, являются: факт заключения и исполнения договоров, факт получения за его исполнение вознаграждения, регулярность дохода и его размер, легализация должником данного дохода.

В силу положений пункта 4 Перечня взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. По смыслу приведенного правового регулирования судебный пристав-исполнитель определяет размер задолженности по алиментам исходя из документально подтвержденных доходов должника, которые задекларированы в налоговом органе в установленном законом порядке и с которых удержаны (уплачены) соответствующие налоги.

При отсутствии сведений о таких доходах судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Вместе с тем представленные должником судебному приставу-исполнителю справки о состоянии расчетов (доходах) за 2020, 2021, 2022 годы, сформированные им в приложении "Мой налог", в отсутствие чеков на указанные суммы, не могут служить достоверным и убедительным подтверждением того, что должником фактически получен данный доход, данный доход должника задекларирован в налоговом органе в установленном законом порядке и с сумм названных доходов удержаны (уплачены) соответствующие налоги.

Должником не представлено сведений о том, с кем, на какой период, за какую оплату заключались им договоры на реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) и от кого (физического либо юридического лица) поступала оплата в указанных размерах.

В этой связи у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для расчета задолженности по алиментам за период 2020, 2021, 2022 года исходя из сведений представленных должником справок о самозанятости.

Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.

Требование о признании незаконными постановлений о расчете задолженности по алиментам административным истцом не заявлено.

Статья 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержит перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в целях полного, правильного и своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Федеральным законом "Об исполнительном производстве", само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем приняты меры по исполнительному производству № 71448/15/78024-ИП от 24.07.2015 года в виде временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, временного ограничения на пользование должником специальным правом в части водительского удостоверения.

Суд также принимает во внимание, что из смысла закона следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя; несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном действии (бездействии) судебного пристава-исполнителя.

Перечень исполнительных действий, определенный в статье 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не является исчерпывающим, и в силу пункта 17 части 1 данной статьи судебный пристав-исполнитель может совершать те действия, которые необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Меры принудительного исполнения предусмотрены статьей 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Конкретные исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, общий перечень которых изложен в статье 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Материалами дела подтверждается, что в рамках исполнительного производства № 71448/15/78024-ИП от 24.07.2015 года судебным приставом-исполнителем перечислены взысканные с должника денежные средства в сумме 5 000 рублей (л.д. 47-51).

Исходя из изложенного не имеется оснований полагать, что судебные приставы-исполнители в рамках указанного исполнительного производства отказывались принимать какие-либо меры в отношении должника.

Требование административного иска о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в несовершении конкретных исполнительных действий или неприменении конкретных мер принудительного исполнения, не заявлено.

Оснований для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности трудоустроить должника с окладом не менее минимальной оплаты труда не имеется, так как в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" осуществление указанных действий не входит в обязанности судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования административного иска подлежат отклонению в полном объеме по причине отсутствия совокупности условий для их удовлетворения. Административный истец не лишена возможности осуществить защиту своих прав иным способом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

В окончательной форме решение принято 31 января 2023 г.

Судья Н.Ю.Петрова