КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Селезневой Е.Д. с использованием средств аудиозаписи,
с участием:
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1
к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску
о признании недействительным постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя)
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее - Управление) о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) в размере начисленных пеней - 447 рублей 68 копеек.
В обоснование иска указано, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС №1 по Республике Хакасия.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик вынес оспариваемое постановление №.
Вместе с тем, обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с индивидуального предпринимателя пени, заключающийся в направлении ему требования об уплате пени административным ответчиком не соблюден, поскольку требование № об уплате в добровольном порядке пени не было направлено по его месту жительства, которое располагалось по адресу: <адрес>
Кроме того, истец просит восстановить срок на обжалование оспариваемого постановления в связи с тем, что его он получил ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении дела к участию привлечены административные ответчики - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску.
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении искового требования к Управлению по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Управления в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отзыве на иск просил в его удовлетворении отказать, поскольку считал Управление не надлежащим ответчиком, поскольку в силу ч. 1 ст. 30 НК РФ с ДД.ММ.ГГГГ администратором страховых взносов является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Кроме того, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения изменений в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ( в том числе о перемене места жительства). Управление направило истцу требование в период осуществления им предпринимательской деятельности по его месту жительству, указанному в выписке из ЕГРИП. Индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных последствий вызванных не сообщением в регистрирующий орган информации о своем месте нахождения.
В судебное заседание административные ответчики - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску, будучи надлежащим образом извещены судом о времени и месте его проведения, своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Согласно статье 150 КАС РФ дело рассматривается при имеющейся явке.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из материалов дела следует и не оспаривалось участниками процесса, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговых органах ДД.ММ.ГГГГ снят с учета ввиду прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, ФИО1 выбыл с адреса в Республике Хакасия в ... году, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>
Данные обстоятельства также установлены в определении Советского районного суда г.Томска по делу №.
В период осуществления предпринимательской деятельности у ФИО1 образовалась задолженность по пени в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 447 рублей 68 копеек, в том числе на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии.
В связи с возникновением указанной задолженности, истцу Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ года по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В данном требовании плательщиком ФИО1 указан как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель, данное требование было направлено ФИО1 также как физическому лицу по адресу, который уже на дату его направления не являлся адресом его места жительства.
Ввиду не выполнения истцом указанных требований в добровольном порядке, уполномоченным органом вынесено оспариваемое постановление.
Между тем, Управлением нарушена процедура вынесения (направления) данного постановления, что позволяет истцу ставить вопрос о признании его недействительным.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки плательщик страховых взносов обязан уплатить пени (ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при неисполнении плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица.
При этом ч. 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам (ч. 8 ст. 25 названного закона).
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании страховых взносов, пени заключающийся в направлении плательщику требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней.
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такое требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Из материалов дела следует и не опровергнуто ответчиком, что требования, на основании которых вынесено оспариваемое постановление о привлечении истца к ответственности не направлялись ему по месту жительства в том понимании, которое придается данному понятию ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" - адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания) обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации указанных лиц.
22 февраля 2011 г. между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение по взаимодействию N ММВ-27-2/5, АД-30-33/04сог, согласно п. 2.1.2.16 которого налоговые органы представляют органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Доказательств того, что административный ответчик (Управление) воспользовался предоставленным ему правомочием по истребованию сведений о месте жительства административного ответчика, в деле не имеется.
Таким образом, действия ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в г.Абакане Республики Хакасия по направлению требований в адрес физического лица ФИО1 на прежний адрес регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя противоречит как требованиям действующего федерального законодательства, так и имеющимся в пенсионном фонде данным.
Соответственно, вынесение в связи с неисполнением данного требования постановления о привлечении ФИО1 к ответственности, также не может признаваться обоснованным.
Согласно п. д, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе: место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства)).
На основании ч. 4 ст. 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Кроме того, согласно абз. 5 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.
Таким образом, у индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность сообщать в регистрирующий орган информацию о смене места жительства.
В связи с чем, довод Управления о том, что индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных последствий вызванных не сообщением в регистрирующий орган информации о своем месте нахождения является не обоснованным.
Следовательно, в случае направления вышеуказанного требования ФИО1 как индивидуальному предпринимателю, административным ответчиком также не был бы соблюден порядок его направления, поскольку направлен не по месту регистрации, по которому фактически он был зарегистрирован на тот момент.
С учетом изложенного исковые требования признаются судом обоснованными в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд также приходит к выводу о правомерности заявления ФИО1 о восстановлении срока на оспаривание вынесенного постановления, поскольку данное постановление получено им ДД.ММ.ГГГГ согласно штемпелю на почтовом конверте, а исковое заявление об его оспаривании поступило в суд 24.01.2017, что подтверждается штампом суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Учитывая, что оспариваемое постановление вынесено именно Государственным учреждением – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия, которое нарушили права и законные интересы ФИО1 на обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании пени, суд считает, что надлежащим ответчиком является Государственным учреждением – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия удовлетворить.
Признать недействительным постановление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) в части начисленных пеней в сумме 447 рублей 68 копеек.
В удовлетворении искового требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Копия верна
Судья Т.А. Мелентьева
...
...
...
...
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.