Дело №2а-577/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Федюшкиной Л.Н.,
при секретаре Агафонове А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к Государственному казенному учреждению <адрес> «МОСОБЛЛЕС» об отмене предписаний об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее по тексту – ПАО «ФСК ЕЭС») обратился в суд с административным иском к административному ответчику Государственному казенному учреждению <адрес> «МОСОБЛЛЕС» (далее по тексту – ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС») о признании незаконными и отмене предписаний административного ответчика - от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, выданные старшим участковым лесничим Дмитровского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» ФИО, ссылаясь на то, что указанные выше предписания не соответствуют закону, их невозможно исполнить, поскольку действующее законодательство не возлагает на сетевые организации к которым относится административный истец обязанность по освобождению охранной зоны ВЛ от срубленной древесины, оставшейся после расширения охранной зоны ВЛ. Срубленная древесина является собственностью Российской Федерации интересы которой в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ» представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении древесины возложено на органы Росимущества в лице его территориальных органов. ДД.ММ.ГГГГ Валдайское ПМЭС обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по <адрес> для решения вопроса об освобождении охранной зоны ВЛ от срубленной древесины, из ответа которого следует, что Комитетом лесного хозяйства <адрес> не предоставлена информация о срубленной древесине, в связи с этим, не определено место хранения древесины и нет разрешения на её перемещение.
В судебном заседании административный истец ПАО «ФСК ЕЭС» в лице представителя по доверенности ФИО административный иск поддержал в полном объеме с учетом уточнения, также просит взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. (л.д.41-46).
Административный ответчик ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» в лице представителя по доверенности ФИО, действующей также по доверенности в интересах заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства <адрес>, административный иск не признал в полном объеме, пояснив, что обязанность административного истца предусмотрена ст.35 Лесного кодекса РФ, поэтому административный истец обязан был убрать древесину с просеки и не складировать её там. Кроме этого, за 15 дней до завершения рубки деревьев административный истец должен был подать заявку о вывозе древесины, но подал её гораздо позже.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что административный истец ПАО «ФСК ЕЭС» является собственником <данные изъяты>» до опоры №, назначение: сооружения энергетики и электропередачи, протяженность 33,241 км, инв.№, лит.1, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.30).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ старшим участковым лесничим ГКУ <адрес> «МОСОБЛЛЕС» Дмитровского филиала ФИО1 в соответствии со ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №200-ФЗ, ст.66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ при патрулировании территории лесного фонда по маршруту № - в квартале <данные изъяты> защитности зеленые зоны Дутшевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи поселка <адрес>; в квартале <данные изъяты> выдела 25 категория защитности – зеленые зоны Дутшевского участкового лесничества <адрес> категория защитности зеленые зоны <адрес> защитности зеленые зоны <адрес> категория защитности зеленые зоны <адрес> категория защитности зеленые зоны <адрес>, выявлены нарушения со стороны ПАО «ФСК ЕЭС», которые заключаются в не выполнении требований законных предписаний:
- № от ДД.ММ.ГГГГ – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны <данные изъяты>
- № от ДД.ММ.ГГГГ – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны <данные изъяты>);
- № от ДД.ММ.ГГГГ – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны <данные изъяты>
- № от ДД.ММ.ГГГГ – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны <данные изъяты>
- № от ДД.ММ.ГГГГ – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны <данные изъяты>
- № от ДД.ММ.ГГГГ – не убрана стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны <данные изъяты>
В связи с этим, ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ФСК ЕЭС» выданы предписания об устранении нарушений лесного законодательства:
- предписание №, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале <данные изъяты>;
- предписание №, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале <данные изъяты>
- предписание №, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале <данные изъяты>
- предписание №, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале <данные изъяты>
- предписание №, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале <данные изъяты>
- предписание №, в соответствии с которым, ПАО «ФСК ЕЭС» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ убрать стрелёванную сухую древесину с территории гослесфонда в квартале <данные изъяты> (л.д.18-29).
Вышеуказанные предписания ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» оспаривает административный ответчик ПАО «ФСК ЕЭС» на предмет их несоответствия нормам действующего законодательства, незаконного возложения на ПАО «ФСК ЕЭС» обязанности по освобождению охранной зоны ВЛ от срубленной древесины.
Согласно материалам дела, административный истец ДД.ММ.ГГГГ в письме за № адресованного и.о. руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> сообщил о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ силами подрядной организации <данные изъяты>» в рамках договора подряда №, ПАО «ФСК ЕЭС» производило регламентные работы на <данные изъяты> 1 по доведению ширины охранной зоны ВЛ до нормативной величины, в т.ч. рубка деревьев, уборка валежника, ветровала, бурелома, и доведение величины пней до нормативных размеров, обрезка крон деревьев, уборка и утилизация порубочных остатков. Административный истец сообщил, что в настоящее время на просеке ВЛ 220 кВ Конаково-Темпы 1 №опор 70-90. А в соответствии с картами лесоустройства ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» Дмитровского филиала <адрес> находится складированная в штабеля древесина (л.д.31).
В ответе №ЕП/12-4850 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ПАО «ФСК ЕЭС» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества в <адрес> сообщило, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уведомление о вырубке древесины по адресу указанному административным истцом в адрес Территориального управления не поступало. Для оприходования и перемещения Территориальным управлением вырубленной древесины необходимо предоставление Комитетом лесного хозяйства <адрес> информации о вырубке данной древесины (л.д.32-33).
В соответствии с ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю (п.19 вышеназванных Правил).
В соответствии с п.34 данных Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При этом полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п.35 Правил).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.12 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие материалы это – вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно положениям Приказа Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 05 марта 1997 года №90 «Об утверждении методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» лесными горючими материалами называются природные углеводородные топлива, к которым относятся тонкие веточки, хвоинки или листья в кронах деревьев и опавшие на землю, а также напочвенный покров (трава, кустарники, мох, лишайник), болотные растения и торф.
В соответствии с п.6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2009 года №604, местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, т.е. просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
В соответствии с ч.1 ст.96 Лесного кодекса РФ, осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
Согласно ч.2.1 ст.96 Лесного кодекса РФ, п.4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года №394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 указанного кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 названного кодекса.
В соответствии с п.1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года №863/22, центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является Комитет лесного хозяйства Московской области
Основной целью деятельности ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» является обеспечение реализации полномочий Комитета лесного хозяйства <адрес> в сфере лесных отношений.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-Р, утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор и федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории <адрес>, к которым относится и государственный лесной инспектор <адрес> - старший участковый лесничий филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС».
В соответствии с п.8 ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 названной статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с ч.2 ст.20 Лесного кодекса РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 названного кодекса, принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В силу вышеуказанной нормы закона находящаяся на просеке <данные изъяты>, собственником которой является ПАО «ФСК ЕЭС», стрелёванная в штабеля сухая древесина оставшаяся после расширения охранной зоны <данные изъяты><адрес> является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу вышеприведенных норм закона представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Таким образом, решение вопроса о вывозе и хранении стрелёванной древесины в силу вышеприведенных норм действующего законодательства возложено на органы Росимущества, а в данном случае на ТУ Росимущество по <адрес>.
В связи с этим, административный истец ПАО «ФСК ЕЭС» не вправе распоряжаться данной древесиной, совершать действия связанные с перемещением древесины за пределы лесной просеки.
Доводы представителя административного ответчика о том, что административный истец в установленный срок – за 15 дней до завершения рубки деревьев не подал заявку о вывозе древесины, а сообщил об этом ТУ Росимущество по <адрес> гораздо позже (рубка деревьев была осуществлена в ДД.ММ.ГГГГ о складированной в штабеля древесине административный истец сообщил в ДД.ММ.ГГГГ) в данном случае не имеют правового значения, поскольку при несоблюдении юридическими и физическими лицами срока установленного п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, для этих лиц не наступает обязанность по вывозу и хранению стрелёванной древесины.
При таких обстоятельствах, оспариваемые ПАО «ФСК ЕЭС» предписания ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» от ДД.ММ.ГГГГ - №, №, №, №, № и № об устранении нарушений лесного законодательства, надлежит признать незаконными и подлежащими отмене.
Поскольку требования административного истца суд удовлетворяет в полном объеме, то с административного ответчика в пользу административного истца надлежит взыскать <данные изъяты>. в счет возмещения последнему судебных расходов по оплате государственной пошлины (л.д.46).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» удовлетворить.
Признать незаконными и отменить предписания Государственного казенного учреждения <адрес> «МОСОБЛЛЕС» от ДД.ММ.ГГГГ - №, №, №, №, №, № об устранении нарушений лесного законодательства, выданные ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».
Взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> «МОСОБЛЛЕС» в пользу ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Дмитровский городской суд <адрес>.
Судья: