Дело № 2а-577/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснодара 14 февраля 2020 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи: Овдиенко В.Е.,
при секретаре: Кабышевой Э.Ю.,
при участии:
представителя административного истца: Тамразян М.В., действующего на основании доверенности № 23АА9676894 от 13.09.2019,
представителя административного ответчика Княжевского Р.В., действующего на основании доверенности № 808/1 от 02.04.2019,
заинтересованного лица Схашок А.А.,
представителя заинтересованного лица Алмоян Л.А., действующей на основании доверенности № 23АА8569345 от 24.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании коллективное административное исковое заявление Бубновой Р. И. в интересах собственников квартир многоквартирного <адрес> г. Краснодара к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования г. Краснодар,
установил:
Бубнова Р.И., действуя в интересах собственников квартир многоквартирного <адрес> г. Краснодара обратилась с коллективным иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования г. Краснодар. В обоснование требований указала, что 04.04.2019 по результатам рассмотрения заявления собственника <адрес> многоквартирном доме – Схашок А.А. о переводе принадлежащего ему на праве собственности квартиры в нежилое помещение, межведомственной комиссией администрации муниципального образования г. Краснодар принято решение о переводе указанного жилого помещения в нежилое. 06.05.2019 на основании акта межведомственной комиссии администрации муниципального образования г. Краснодар администрацией муниципального образования г. Краснодар принято постановление № 1851 «О переводе жилых помещений - квартиры № 2 в нежилое помещение и согласовании переустройства и перепланировки помещений <адрес> доме по <адрес> в Карасунском округе г. Краснодара. Однако решение о переводе спорной квартиры в нежилое помещение затрагивает размер общего имущества в многоквартирном доме, а также требует использования земельного участка, в связи с чем, собственнику необходимо было получить согласие собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку, в порядке ст.ст. 44-48 ЖК РФ. Согласно протоколу № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 25.01.2019, общее собрание проголосовало единогласно (99,7 %) против обустройства входной группы в <адрес>. При этом из п.1 ч.1 ст. 27 ЖК РФ следует, что при непредставлении документов, определенных п.3 ч.2 ст. 26 ЖК РФ (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласие всех собственников помещения на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме) заявителю надлежит отказать в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. Просила приостановить действие оспариваемых актов, запретить выдачу акта комиссии о приеме завершенного переустройства (перепланировки) <адрес> многоквартирном <адрес> в г. Краснодаре в органы Росреестра, запретить направление акта комиссии о приеме завершенного переустройства (перепланировки) <адрес> многоквартирном <адрес> в г. Краснодаре в органы Росреестра, признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования г. Краснодар № 1851 от 06.05.2019, признать незаконным и отменить решение межведомственной комиссии администрации муниципального образования г. Краснодар № 894-04/К от 04.04.2019.
В судебном заседании представитель лица, которому поручено ведение настоящего административного дела в интересах группы лиц Бубновой Р.И. - Тамразян М.В. требования коллективного административного иска поддержал, пояснил, что заинтересованным лицом Схашок А.А. допущен захват общедомовой территории в виде земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом, при этом административным ответчиком в нарушение ст. 40 ЖК РФ, а также в нарушение действующих административных регламентов о переводе жилого помещения в нежилое и обратно, приняты соответственно постановления, которые мы оспариваем в настоящем деле, а также акт межведомственной комиссии. Полагал, что данный факт установлен решением суда. Просил административные исковые требования удовлетворить, обжалуемое постановление и акт отменить.
Представитель административного ответчика Княжевский Р.В. в судебном заседании требования коллективного административного иска не признал, пояснил, что в ЖК РФ нет понятия захвата и затрагивания общедомового имущества, есть понятие присоединения. В данном случае присоединения не было, земельным участком, как и раньше, пользуются все собственники. Обустроить детскую площадку невозможно, так как для этого необходимо минимальное расстояние от стены 15 метров. Решение Первомайского суда обжаловано, еще не назначено в апелляционной инстанции. В апелляционной инстанции несколько аналогичных решений отменено. Полагал, что третьим лицом соблюден административный порядок легализациии реконструкции и перевода в нежилое помещение, просил отказать.
Представитель заинтересованного лица Алмоян Л.А. в судебном заседании поддержала доводы представителя административного ответчика. Пояснила, что коллективное административное исковое заявление подписывалось, в том числе, лицами, которые не являются собственниками. Ранее приобщали техническое заключение, конструкция входной группы не является капитальным строением.
Заинтересованное лицо Схашок А.А. в судебном заседании поддержал доводы своего представителя. Пояснил, что он сделал проект входной группы, проект был подписан в «архитектуре», перепланировка подписана, ему было выдано разрешение, постановление уведомления. Нарушений не выявлено, был присвоен адрес. Не все собственники и не собственники подписали протокол общего собрания; в <адрес> квартиры, подписали только жильцы 91- ой квартиры, жильцы 53 – х квартир не подписали, тогда как в иске указано, что 99,7 % проголосовавших против.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2012 № 5387 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение».
19.03.2019 собственник <адрес>Схашок А.А. обратился в филиал государственного автономного учреждения Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» в г. Краснодаре с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение.
Исходя из требований статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Схашок А.А., обращаясь с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение представил пакет документов в соответствии с административным регламентом, в том числе: проект переустройства и перепланировки <адрес> многоквартирном доме по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес> (для дальнейшего использования по нежилому назначению), заказ №, проект переустройства и перепланировки теплоснабжения <адрес> многоквартирном доме по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес> (для дальнейшего использования по нежилому назначению), заказ №, эскизный проект входной группы в <адрес> многоквартирном доме по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. им. Игнатова, 51 (для дальнейшего использования по нежилому назначению), заказ №, выполненные индивидуальным предпринимателем ФИО9 в 2018 году.
Как видно из нормы статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о согласии на перевод в виде протокола общего собрания не предусмотрено.
Согласно части 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Федеральным законом от 29.05.2019 г. № 116-ФЗ внесены изменения в ряд статей Жилищного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают предоставление в числе документов, необходимых для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, согласие собственников помещений многоквартирного дома на перевод квартиры в нежилое помещение, а также аналогичное согласие собственников всех смежных с переводимым помещением. Также новая редакция статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к компетенции общего собрания принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
В соответствии с части 1, части 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы не применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта - жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).
Учитывая дату опубликования Федерального закона от 29.05.2019, а также принимая во внимание, что он не содержит конкретных указаний о порядке введения его в действие, исходя из общих правил вступления в силу федеральных законов, внесенные им изменения действуют с 09.06.2019.
Таким образом, к отношениям, связанным с переводом спорных квартир в нежилые помещения, данные нормы Жилищного кодекса РФ применению не подлежат.
Межведомственной комиссией администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда принято решение (акт от 04.04.2019 № 894-04/К) о согласовании перевода жилого помещения - <адрес> в нежилое помещение.
Руководствуясь статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании акта от 04.04.2019 № 894-04/К издано постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 06.05.2019 № 1851 «О переводе жилого помещения - <адрес> нежилое помещение и согласовании перепланировки и переустройства помещений <адрес> в Карасунском внутригородском округе города Краснодара».
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях перепланировки или переустройства собственник помещения или уполномоченное лицо в случае если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, помимо прочего подают протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В процессе правовой экспертизы документов было установлено, что при организации входной группы не происходит фактического присоединения общего имущества как объекта права (вещи), также фасад многоквартирного дома и земельный участок не являются помещением, входящим в состав имущества многоквартирного дома.
При организации входной группы не происходит фактического присоединения общего имущества как объекта права (вещи), в противном случае при присоединении общего имущества к переводимому помещению площадь переводимого помещения увеличилась бы за счет присоединенной части общего имущества, чего на практике не происходит.
Необходимость исключения доступа в переводимое помещение из помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, установлена частью 2 статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в рамках перевода квартиры в нежилое помещение должен быть организован отдельный вход и исключена возможность доступа в такое помещение с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
С учетом вышеизложенного, ввиду того, что представленными проектами не предусмотрена перепланировка помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, либо присоединение помещений, относящихся к местам общего пользования, к помещениям, принадлежащим заявителю, а также исходя из действующей на момент принятия решения о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое помещение редакции ЖК РФ, протокол общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме для принятия органом местного самоуправления решения о переводе жилого помещения - <адрес> не требовался.
Пункт 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приёмочной комиссии.
Актом межведомственной комиссией администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда от 10.09.2019 № 2575-03/К принята завершённая перепланировка и переустройство нежилых помещений <адрес> в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Таким образом администрация муниципального образования город Краснодар, принимая обжалуемые решения, действовала в рамках установленной компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2 части 2 статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Коллективные административные исковые требования Бубновой Р. И. в интересах собственников квартир многоквартирного <адрес> г. Краснодара к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования г. Краснодар – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара В.Е. Овдиенко
Мотивированное решение
изготовлено 14.02.2020
Судья Советского
районного суда г. Краснодара В.Е. Овдиенко