ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-577/2017 от 12.12.2017 Канского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-577/2017

Решение

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

12 декабря 2017 года г. Канск

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Конищевой И.И., при секретаре Кудашовой С.И., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и об обязании совершить определенные действия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Терского сельсовета Канского сельсовета Красноярского края, ООО «Коммунальщик Канского района», в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие администрации Терского сельсовета Канского района, выразившееся в невыполнении обязанности по выбору организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и уполномоченной выдавать гражданам технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Обязать администрацию Терского сельсовета Канского района определить организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, уполномоченную выдавать технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.ОбязатьООО «Коммунальщик» выдать ФИО5 технические условия на подключение жилого дома по адресу: <адрес> к сетям холодного водоснабжения.

Требования мотивированы тем, что являясь собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, ФИО1 обратился в ООО «Коммунальщик» организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения, с заявлением о выдаче технических условий. Однако, получил отказ в выдаче технических условий с указанием на имеющееся письмо Главы Терского сельсовета ФИО3 от 21.07.2017 № 411 с просьбой не выдавать технические условия на подключение холодного водоснабжения жителям п. Красный Маяк и п. Бошняково без указания причин.

При обращении 07.08.2017 истца к Главе Терской сельской администрации с заявлением о предоставлении сведений об организации, уполномоченной выдать заявителю технические условия на подключение холодного водоснабжения, был получен ответ (от 08.08.2017), согласно которому организацией, уполномоченной органом местного самоуправления выдавать технические условия является ООО «Коммунальщик Канского района», однако выдача технических условий приостановлена в виду планирования проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения.

До настоящего времени концессионное соглашение в отношении объектов холодного водоснабжения не заключено, несмотря на представление Канского межрайпрокурора об устранении нарушений законодательства, вынесенное главе Терского сельсовета. В связи с чем ФИО1 не может получить технические условия и подключить дом к холодному водоснабжению, учитывая наличие технической возможности подключения. Поскольку организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения, является ООО «Коммунальщик», на данную организацию должна быть возложена обязанность выдать ФИО1 технические условия на подключение к сетям холодного водоснабжения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что он имеет право на пользование холодным водоснабжением, в других населенных пунктах жителей подключили, хоть и есть запрет.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что для подключения холодного водоснабжения к дому истца техническая возможность имеется, сеть от дома проложена, но без технических условий подключить нельзя.

Представитель административного ответчика администрации Терского сельсовета ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что администрация не бездействует, концессионного соглашения на сегодняшний день нет, нет необходимости выдавать технические документы. Постановлением администрации в 2012 году ООО «Коммунальщик» был определен гарантирующей организацией по холодному водоснабжению. В 2017 году он попросил ООО «Коммунальщик», а не запретил, не выдавать технические условия. В п. Бошняково имеется возможность подключать, люди сначала обращаются, получают технические условия, потом производят работы. У истца имеется возможность пользоваться холодной водой из колонки.

В судебном заседании представитель привлеченного судом ответчика ООО «Коммунальщик Канского района» ФИО4 исковые требования не признала, пояснила, что концессионного соглашения с администрацией пока нет, технические условия Глава сельсовета запретил выдавать, но технические возможности подключения дома истца к сетям холодного водоснабжения имеются. По решению суда выдадут истцу технические условия.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

В соответствии с ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В силу ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с п. 81 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта на период строительства в соответствии со сроками, процедурами и требованиями к представляемым документам, установленными настоящими Правилами для заключения договора водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. Указанные договоры заключаются при наличии у абонента документов, подтверждающих права на земельный участок, разрешения на строительство объекта, включая технические условия подключения объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющие максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения) в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Согласно п. 1 Правил определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Пунктом 6 Правил № 83 предусмотрено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

На основании п. 7 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п. 13 Правил № 83 при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.

Судом установлено, что ФИО1 16.07.2017 обратился в ООО «Коммунальщик Канского района» с заявлением, в котором просит выдать технические условия на подключение к сетям холодного водоснабжения жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.

Согласно письму Главы Терского сельсовета ФИО3 от 21.07.2017 № 411, администрация Терского сельсовета просит ООО «Коммунальщик Канского района» не выдавать технические условия на подключение холодного водоснабжения жителям п. Красный Маяк и п. Бошняково.

07.08.2017 административный истец ФИО1 обратился в администрацию Терского сельсовета Канского района с заявлением, в котором просит предоставить сведения об организации, уполномоченной выдать заявителю технические условия на подключение холодного водоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу <адрес>.

08.08.2017 в ответ на заявление администрация Терского сельсовета сообщила ФИО1, что получить технические условия на подключение холодного водоснабжения заявитель может в ООО «Коммунальщик Канского района», на данный момент выдача технических условий приостановлена в виду планирования администрацией Терского сельсовета проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения.

Постановлением администрации Терского сельсовета Канского района от 04.09.2012 № 57 гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории муниципального образования Терский сельсовет определено ООО «Коммунальщик Канского района».

Решением Канского районного суда от 15.09.2015 признано право муниципальной собственности за муниципальным образованием Терский сельсовет Канского района на водопровод в п. Красный Маяк Канского района, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

В нарушение вышеуказанного законодательства до настоящего времени водопроводные сети холодного водоснабжения в п. Красный Маяк эксплуатируются ООО «Коммунальщик Канского района» не на основании концессионного соглашения, с учетом того, что дата их ввода в эксплуатацию составляет более пяти лет.

Ссылку представителя администрации Терского сельсовета на отсутствие бездействия административного ответчика, суд не может принять во внимание, поскольку после регистрации права собственности на водопровод 29.10.2015 впервые заявление о подготовке конкурсной документации в Региональную энергетическую комиссию администрация Терского сельсовета направила 01.02.2016. После получения ответа РЭК 15.02.2016 повторно заявление направлено только 06.12.2016, затем по истечении полугода 01.06.2017, 01.08.2017, 22.09.2017. Ответы Региональной энергетической комиссии на указанные заявления администрации Терского сельсовета предоставлялись в короткие сроки.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по выбору организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и уполномоченной выдавать гражданам технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории п. Красный Маяк действующим законодательством возложена на администрацию Терского сельсовета Канского района, данная процедура административным ответчиком своевременно не осуществлена, чем нарушаются гарантированные права административного истца на качественное получение коммунальной услуги по холодному водоснабжению, лишает его возможности получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В связи с чем, суд считает необходимым признать незаконным данное бездействие органа местного самоуправления и обязать административного ответчика администрацию Терского сельсовета устранить данное нарушение.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что технические возможности для подключения жилого дома по адресу <адрес>, к сетям холодного водоснабжения имеются. В следствие чего требования истца в части обязания ООО «Коммунальщик Канского района» выдать технические условия на подключение жилого дома к сетям холодного водоснабжения также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Исковые требования ФИО1 к администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Терского сельсовета Канского района, выразившиеся в невыполнении обязанности по выбору организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и уполномоченной выдавать гражданам технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Обязать администрацию Терского сельсовета Канского района определить организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, уполномоченную выдавать технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Обязать ООО «Коммунальщик» выдать ФИО5 технические условия на подключение жилого дома по адресу: <адрес>, к сетям холодного водоснабжения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий И.И. Конищева

Составлено в окончательной

форме 15 декабря 2017 года.