ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-577/2021 от 16.03.2021 Егорьевского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Егорьевск Московской области 16 марта 2021 г.

Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Третьяковой Л.А., при секретаре Петровой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области и администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, обращаясь в суд, просит признать незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области об отказе в предоставлении земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> адрес: <адрес> содержащееся в решении от ДД.ММ.ГГГГ и обязать административных ответчиков повторно рассмотреть заявление ФИО1, принять решение по результатам рассмотрения его заявления в установленном законом порядке и сроки с обязательным учетом обстоятельств и выводов, содержащихся в решении суда по данному административному делу.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 административный иск поддержал и пояснил, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> адрес: <адрес> Данный земельный участок используется ФИО1 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Правомерность использования данного участка подтверждается направлением КУИ администрации городского округа Егорьевск Московской области административному истцу уведомления об изменении арендной платы от ДД.ММ.ГГГГ. Строительство жилого дома осуществлялось административным истцом в строгом соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По окончании строительства ФИО1 от администрации городского округа Егорьевск Московской области было получено уведомление о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Данный жилой дом внесен в Единый государственный реестр недвижимости, как объект недвижимого имущества. Право собственности административного истца на данный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, используя исключительное право собственника здания, расположенного на участке, обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Решением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Данный отказ был мотивирован тем, что «с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов». Жилой дом административным истцом не отчужден третьему лицу и не ликвидирован как объект недвижимости. Право собственности ФИО1 на данный жилой дом не прекращено. В связи с данными обстоятельствами, согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность или в аренду имеют ФИО1, являющаяся собственником жилого дома, расположенного на данном земельном участке.

Представитель администрации городского округа Егорьевск Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что предоставление земельного участка в собственность под объектом недвижимости происходит в рамках государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». Предоставление данной услуги регламентировано Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Московской области от 10.12.2020 №270/2020- ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений». В связи с тем, что согласно ст.2 Закона Московской области органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления обязан представлять на согласование в уполномоченный орган проект решения, принятого по заявке. Так же согласно п.4 ст.4 Закона МО уполномоченный орган дает органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принято после рассмотрения вопроса в Министерстве имущественных отношений Московской области и на основании п. 158 сводного заключения от ДД.ММ.ГГГГ., руководствуясь п.7 ст.448 ГК РФ. Оспариваемое решение принято на основании отказа МВК. Доказательств отмены данного сводного заключения и принятия МВК положительного решения о согласовании ответчиком не представлено.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, Право собственности административного истца на данный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за Указанный жилой дом расположен на земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> адрес: <адрес> принадлежащего ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договора уступки прав аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Егорьевск Московской области с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Решением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и решением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов (нарушение процедуры предоставления земельного участка, отсутствие оснований предусмотренных ст.39.3, 39.6 ЗК РФ). Решение об отказе принято после рассмотрения вопроса в Министерстве имущественных отношений Московской области (сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ п, № карточки в АИС «Модуль МВК» ) на основании п. 13.2.49 раздела 13 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 №15ВР-1814 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги».

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1).

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в частности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения поступившего заявления о предоставлении земельного участка и проверки наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган совершает одно из предписанных действий. В том числе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, с указанием в решении всех оснований отказа.

Согласно подпункту 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Пунктом 7 статьи 1 указанного Федерального закона №218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Егорьевск в адрес ФИО1 было направлено уведомление о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Сведения о жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты>, адрес: <адрес> внесены в ЕГРН, право собственности административного истца на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. Возведенный жилой дом соответствует виду разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства.

Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договор уступки прав аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ никем не оспаривались, являются действующими, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск уведомлял ФИО1 об изменении с ДД.ММ.ГГГГ величины годовой арендной платы, что свидетельствует о наличии у ответчиков правоотношений с ФИО1 по заключенному договору аренды указанного выше земельного участка.

При таких обстоятельствах суд находит незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов по основанию, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Административный иск суд находит подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу<адрес> и обязать администрацию городского округа Егорьевск Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов» в установленном законом порядке и в установленные законом сроки с учетом обстоятельств и выводов, содержащихся в данном решении суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Егорьевский городской суд.

Судья подпись Третьякова Л.А.