дело № 2а-577/2021
Решение
именем Российской Федерации
21 мая 2021 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Геффель О.Ф.,
с участием административного истца Е.К.О.,
административного ответчика К.Д.К.,
при секретаре судебного заседания Багауове Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Е.К.О. к межмуниципальному отделу по Пестречинскому и Рыбно-Слободскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан, К.Д.К. о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Е.К.О. обратилась с административным иском к межмуниципальному отделу по Пестречинскому и Рыбно-Слободскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан, К.Д.К. в изложенной формулировке, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, государственным инспектором по использованию и охране земель К.Д.К. на основании распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению Е.К.О. земельного законодательства, в результате которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается на самовольное занятие Е.К.О. земельного участка, площадью 7 кв.м. Поскольку при вынесении должностным лицом предписания в отношении Е.К.О. не учтено смещение земельных участков, связанное с сервитутом, не приняты во внимание незаконные действия С.А.А., нарушены требования, предъявляемые к составлению протокола об административном правонарушении. Также указывается, что С.А.А. в своем заявлении отсутствует ссылка на какое-либо нарушение Е.К.О. ее прав, однако проверка была инициирована и проведена, что противоречит действующему законодательству. Е.К.О. о проводимой выездной проверке извещена не была. Кроме5 того, измерения при прочерке инспектором производились прибором, свидетельство о поверке на которое представлено не было.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просила суд признать незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Е.К.О. административное исковое заявление поддержали в полном объеме и по тем же основаниям.
Административный ответчик К.Д.К. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика - Межмуниципального отдела по Пестречинскому и Рыбно-Слободскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан и Управления Росреестра по Республике Татарстан Т.Э.А. в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве просила суд отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 02 января 2015 года, Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу пунктов 3 и 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Е.К.О. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Р/0688, государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по Республике Татарстан К.Д.К. в отношении Е.К.О. проведена внеплановая выездная проверка в рамках государственного земельного надзора, по результатам которой составлен акт, из которого следует, что в ходе внеплановой выездной проверки были выявлены нарушения Е.К.О. требований земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка площадью 7 кв. м, из которых 6 кв. м – часть земельного участка с кадастровым номером № находящейся в государственной собственности, расположенная с юго-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером №, 1 кв. м – земли неразграниченной государственной собственности, расположенные с юго-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером №.
Также в ходе проверки выявлено наличие на земельном участке с кадастровым номером № предположительно газовой трубы. В ходе проверки земельного участка производилась фотосьемка на телефон MEIZU M6 note. Обмер производился с использованием спутникового геодезического оборудования Hiper SR №, свидетельство о поверке № G3634, дата поверки действительна до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес>К.Д.К. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №, в соответствии с которым Е.К.О. предписано устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка общей площадью 7 кв. м, со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о поверке № G3634, действительном до ДД.ММ.ГГГГ, аппаратура геодезическая спутниковая Hiper SR № поверена в полном диапазоне в соответствии с МИ 2408-97 «ГСИ. Аппаратура пользователей космических навигационных систем геодезическая. Методика поверки».
В связи с истечением срока исполнения предписания, на основании распоряжения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Р/2632, государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес>К.Д.К. в отношении Е.К.О.ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которого составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Е.К.О. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Административный материал передан в суд для рассмотрения и принятия решения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГЕ.К.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Определением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес>Т.Э.А. от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено ходатайство Е.К.О. о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с истечением срока исполнения предписания, отклонив повторное ходатайство Е.К.О. о продлении срока исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Р/6282 государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес>К.Д.К., с целью повторной проверки исполнения предписания, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Е.К.О. проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которого составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Е.К.О. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Административный материал передан в суд для рассмотрения и принятия решения.
Положениями пункта 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным граждански законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу подпунктов 7 и 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается в том числе на принципах платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также сочетания интересов общества и законных граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (пункт 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (пункт 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N 1 (далее - Положение), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Согласно пункту 3 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) уполномоченных должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальных органов при осуществлении государственного земельного надзора определяются названным выше Административным регламентом, утвержденным Приказом Росреестра от 18 июня 2019 года N П/0240 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора».
Предметом государственного земельного надзора, осуществляемого Росреестром, в соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N 1, является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (далее - обязательные требования), в том числе требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подпункт 1 пункта 5 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры является акт проверки, в котором отмечены выявленные нарушения обязательных требований (пункт 126 Административного регламента).
В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований гражданину, в отношении которого проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (пункт 129).
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что земельный участок с кадастровым номером № огорожен забором. В ходе проверки установлено, что Е.К.О. самовольно заняла земельный участок площадью 7 кв. м, из которых 6 кв. м – часть земельного участка с кадастровым номером №, находящейся в государственной собственности, расположенная с юго-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером №, 1 кв. м – земли неразграниченной государственной собственности, расположенные с юго-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером №
Доказательств, подтверждающих право Е.К.О. на данные части земельных участков, в материалы административного дела не представлено.
Сведения об имеющихся судебных делах в отношении указанных земельных участков, не являются доказательствами, подтверждающими какое-либо право Е.К.О. на занятые ею участки.
Суд считает установленным факт использования Е.К.О. указанных смежных земельных участков (и их части) без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что при выявлении должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, нарушений требований земельного законодательства, он наделен правом не только составить акт проверки, но и вынести предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Поскольку факт нарушения земельного законодательства Е.К.О. установлен, следовательно, на момент принятия оспариваемого предписания у уполномоченного должностного лица имелись достаточные законные основания для его вынесения.
По правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, материалами дела установлена законность принятых мер, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав действиями государственного инспектора и противоречия предписания действующему законодательству.
Оспариваемый акт сам по себе не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку силой принудительного исполнения не обладает.
Требования предписания сформулированы четко. Право выбора способа устранения выявленного нарушения земельного законодательства, указанного в предписании, принадлежит лицу, которому оно выдано.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено административным ответчиком в соответствии со своими полномочиями по результатам проверки, проведенной с соблюдением требований земельного законодательства, является законным и права административного истца не нарушает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Е.К.О. к межмуниципальному отделу по Пестречинскому и Рыбно-Слободскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан, К.Д.К. о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2021 года.
Решение26.08.2021