Дело № 2а-577/2024
УИД 47RS0006-01-2023-005618-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 31 января 2024 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,
при секретаре Моргун В.А.,
с участием представителя административного истца Шевяковой Я.В., действующей по доверенности,
административного ответчика Унятицкой В.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сологуба Евгения Алексеевича к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заинтересованной лицо администрация Пудомягского сельского поселения Ленинградской области Гатчинского района, о признании незаконным решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженных в ответах от 26.07.2023 № 6156, № 6155, обязании произвести действия,
установил:
административный истец Сологуб Е.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском к административному ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что 13.07.2023 обратился в администрацию Гатчинского муниципального района с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков для ведения огородничества, площадью 586 кв.м. на кадастровом плане территории <адрес> Пудомягского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области и площадью 597 кв.м. на кадастровом плане территории <адрес> Пудомягского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области с приложением схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
26.07.2023 за исх.№ 6156 и № 6155 истцу отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков на основании со ссылкой на пп. 26 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» ввиду отсутствия доступа к улично-дорожной сети, состоящей на балансе администрации Пудомягского сельского поселения, а строительство дорог и обустройство проездов в ближайшее время не запланировано. Вышеприведенные отказы нарушают права истца, согласно схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории, доступ (проход, проезд) предусмотрен и обозначен к каждому участку. Вместе с тем, положения ст. 26 Закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости» содержат требования для государственного кадастрового учета и межевому плану, но не к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Учитывая цель разрешенного использования под огородничество, считает в соответствии с положениями пп. 4 п. 7.5 методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 и СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» достаточным наличие прохода шириной не менее 1 метра, ввиду отсутствия капитальных строений. Полагает, что ответчик формально подошел к рассмотрению заявлений, просит признать незаконными отказы администрации, выраженные в ответах от 26.07.2023 № 6156, № 6155 в утверждении схем расположения земельного участка на территории кадастрового квартала № <адрес>, кадастрового квартала № <адрес>, обязании ответчика устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений административного истца.
Административный истец Сологуб Е.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил представителя.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что отсутствие улично-дорожной сети истцом не оспаривается, однако полагала отказы незаконными, поскольку из выкопировки публичной кадастровой карты усматривается, что как в кадастровом квартале №, так и в кадастровом квартале №, несмотря на отсутствие проезда шириной более 3,5 метра, имеются выделенные гражданам земельные участки, которые стоят на кадастровом учете. При этом, учитывая целевое использование, к испрашиваемому участку для огородничества достаточно доступа, который имеется с земель общего пользования, а не наличия дороги, состоящей на кадастровом учете. Испрашиваемый участок не препятствует доступу к другим участкам. Ссылку ответчика на изломанность, вкрапливаемость полагала несостоятельной, поскольку испрашиваемые земельные участки представляют собой четкие прямоугольники.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что поскольку доступ к испрашиваемым земельным участкам отсутствует, земельные участки невозможно будет поставить на кадастровый учет в отсутствие планирования улично-дорожной сети и дорог. Поддержала представленные письменные возражения (л.д.48-55).
Представитель заинтересованного лица, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав стороны по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
На основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
К числу документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, относится решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).
В судебном заседании установлено, что 13.07.2023 Сологуб Е.А. обратился в администрацию с заявлением вх. № 6156 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № № площадью 586 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, <адрес> и с заявлением вх. № 6155 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № № площадью 597 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, <адрес>, а также о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду для ведения огородничества с приложением схем расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 109-112, 117-121).
26.07.2023 администрацией за исх. № 6155 и № 6156 отказано Сологубу Е.А. в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории на основании пп.3 п.16 ст.11.10 и п.6 ст.11 Земельного кодекса РФ со ссылкой на п. 26 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с отсутствием доступа с улично-дорожной сети, состоящей на балансе администрации Пудомягского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области, согласно информации, предоставленной администрацией Пудомягского сельского поселения и документам территориального планирования (л.д. 19, 36, 115-116, 124-125).
Администрация Пудомягского сельского поселения в ответе на запрос администрации Гатчинского муниципального района возражала в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, по адресу: <адрес> по следующим основаниям: к испрашиваемому земельному участку нет автомобильного подъезда, территория имеет значительные рельефные перепады, сильную закустаренность, захламленность территории, требующей дополнительного благоустройства и водоотведения. До 2026 года администрация поселения не планирует формирование инфраструктур и строительство каких-либо новых проездов, в т.ч. работ по благоустройству (л.д. 114).
В соответствии с заключением от 08.12.2023 Комитета строительства и градостроительного развития территорий администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области и приложенных выписок из Правил землепользования и застройки МО «Пудомягское сельское поселение», испрашиваемые земельные участки относятся к территориальной зоне Ж-2 застройки индивидуальными/блокированными домами с основным видом разрешенного использования для ведения индивидуального огородничества и не находится в зонах с ограничениями в использовании (л.д. 78-100).
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ.
Статья 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает требования к межевому плану, часть 6 которой предусматривает, что в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).
Положениями п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Правила обеспечения доступом образуемых земельных участков к землям общего пользования регламентированы Требованиями к подготовке межевого плана и составу содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 (далее - Требования).
В силу пункта 56 указанных Требований в графе "3" раздела "Сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам" указываются: кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ (проход или проезд от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам; слова "земли общего пользования" или слова "территория общего пользования" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям общего пользования или территории общего пользования; кадастровый номер или обозначение земельного участка и слова "(земельный участок общего пользования)" или слова "(расположен в границах территории общего пользования)" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к земельным участкам общего пользования или земельным участкам, расположенным в границах территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка в силу земельного законодательства может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства, и не нарушает требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, и обеспечивает возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, то есть соответствует требованиям статьи 11.9 названного Кодекса, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования (пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под огородным земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Аналогичное предназначение при использовании земельного участка в целях ведения огородничества отражено в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 (код 13.1).
Поскольку в рассматриваемом случае на испрашиваемых земельных участках отсутствуют капитальные строения истца и право на их возведение с учетом цели его использования под огородничество, обеспечение земельных участков проездом не обязательно, а, исходя из вышеуказанных положений нормативно-правовых актов, функционирование испрашиваемых земельных участков в соответствии с целями, для которых они испрашиваются, может быть обеспечено доступом в виде прохода. Аналогичные разъяснения относительно достаточности доступа в виде прохода к земельному участку с целью использования под огородничество изложены в письме Минэкономразвития России от 14 марта 2014 г. № ОГ-Д23-1676 «По вопросу осуществления кадастрового учета по разделу участка».
Из представленных административным истцом фрагментов публичной кадастровой карты, полученных с общедоступных интернет-сервисов, усматривается, что доступ в виде прохода шириной не менее 1 метра имеется с прилегающих земель общего пользования, что отражено кадастровым инженером на подготовленной и приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Испрашиваемый земельный участок в д. Покровская расположен параллельно линии образованных земельных участков, состоящих на кадастровом учете, что свидетельствует о наличии к ним доступа, а также к образуемому земельному участку со стороны земель общего пользования. Испрашиваемый земельный участок в д.Большое Сергелево расположен вблизи образованных земельных участков, состоящих на кадастровом учете, что подразумевает наличие к ним доступа (прохода, проезда), в том числе вблизи фактически сформированных проездов (дорог), что свидетельствует о наличии доступа, в том числе к испрашиваемому земельному участку со стороны земель общего пользования путем организации проходов, а также возможности увеличения протяженности прохода от земельных участков, состоящих на кадастровом учете.
Таким образом, административным ответчиком не доказано наличие оснований для принятия оспариваемых решений, а именно наличие препятствий в виде невозможности прохода к испрашиваемым земельным участкам, что препятствует их функционированию в соответствии с теми целями, для которых они образованы.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в оспариваемом решении администрации Гатчинского муниципального района оснований, предусмотренных п. 3 ч. 5 ст. 39.17, п.2 ч. 1 ст. 39.18, п. 8 ст. 39.15, ст. 39.16 ЗК РФ со ссылкой на норму права,оспариваемые отказы административного ответчика является незаконным, а исковые требования Сологуба Е.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Однако, суд, в соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти, а, следовательно, не может принять решение, относящегося к компетенции администрации, в реализации их властных и административных полномочий, в рассматриваемой сфере.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, на административного ответчика подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.
Меры предварительной защиты, примененные определением от 18.09.2023, в виде запрета администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области совершать какие-либо действия в интересах третьих лиц по формированию земельного участка площадью 586 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 47:23:0303005 на территории д. Покровская Пудомягского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области, и земельного участка площадью 597 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 47:23:0307002 на территории д. Большое Сергелево Пудомягского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области отменить по вступлении настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
исковые требования Сологуба Евгения Алексеевича к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконными решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного в ответах от 26.07.2023 № 6156, № 6155, обязании произвести действия удовлетворить.
Признать незаконными решения администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об отказе в утверждении схемы земельного участка, выраженные в ответах от 26.07.2023 № 6156, № 6155.
Обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть заявления Сологуба Евгения Алексеевича, зарегистрированные 13.07.2023 за №№ 6156, 6155, сообщив об этом в суд и административному истцу Сологубу Е.А. в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Меры предварительной защиты, примененные определением от 18.09.2023, в виде запрета администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области совершать какие-либо действия в интересах третьих лиц по формированию земельного участка площадью 586 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № на территории <адрес> Пудомягского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области, и земельного участка площадью 597 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № на территории <адрес> Пудомягского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области отменить по вступлении настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в порядке подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 14.02.2024.