ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-577/22 от 24.02.2022 Клинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-577/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Клин Московской области 24 февраля 2022 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Полуниной Е.В.,

при секретаре Митряковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сатушевой З.А. к администрации г.о.Клин Московской области о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Сатушева З.А., с учетом уточнения требований, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Клин о признании незаконным решения №75-21 от 23.11.2021 года об отказе в признании нежилого здания жилым домом и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Клинского городского суда Московской области от 08 июля 2021 г. по делу №2а-2312/2021 было признано незаконным решение Администрации г.о. Клин №23-21 от 05.03.2021 об отказе в переводе нежилого здания общей /площадь/, с кадастровым /номер/, по /адрес/, - в жилое. Суд обязал Администрацию г.о. Клин повторно рассмотреть заявление Сатушевой З.А. о переводе нежилого здания общей площадью 97,7 кв.м, с кадастровым /номер/, по /адрес/, - в жилое, в установленном порядке и сроки.

Сатушева З.А. обратилась в администрацию г.о. Клин с заявлением о признании принадлежащего мне нежилого здания общей /площадь/., с кадастровым /номер/, расположенного по /адрес/ - жилым домом, с приложением всего необходимого для этого пакета документов, в том числе решения суда от 08 июля 2021 г.

Решением администрации г.о.Клин Московской области от 23.11.2021 г. № 75-21 отказано в признании нежилого здания жилым домом, поскольку представленные документы по форме и содержанию не соответствует требованиям законодательства РФ и Административному регламенту: объект капитального строительства с наименованием хозблок -не является садовым домом и что в рамках муниципальной услуги «Признание садового дома жилым и жилого дома садовым», комиссия не усматривает правовых оснований для перевода хозяйственной постройки в жилой дом.

Административный истец указывает, что отказ административного ответчика от 23.11.2021 г. не соответствует требованиям пунктов 55, 56, 61, 62 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, поскольку такого основания для отказа предусмотренный Положением исчерпывающий перечень не предусматривает.

При таких обстоятельствах отказ административного ответчика от 23.11.2021 г. не может быть признан законным.

Административный истец просит суд признать незаконным решение Межведомственной комиссии при администрации г.о.Клин от 18.11.2021 /номер/ и решение от 23.11.2021 г. №75-21 администрации городского округа Клин об отказе в признании нежилого здания общей /площадь/, с кадастровым /номер/, расположенного по /адрес/ - жилым домом, возложить на администрацию городского округа Клин обязанность перевести нежилое здание общей /площадь/ с кадастровым /номер/, расположенное по /адрес/ - в жилой дом.

Представитель административного истца по доверенности Комаров Д.В. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Клин в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, так же представил возражения против удовлетворения административного искового заявления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Сатушева З.А. является собственником земельного участка с кадастровым /номер/, /площадь/, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по /адрес/, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

На указанном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым /номер/, общей /площадь/, назначение: нежилое, количество этажей – 2, год завершения строительства 2005, принадлежащий на праве собственности Сатушевой З.А.

Решением администрации городского округа Клин от 23.11.2021 № 75-21, принятого на основании решения Межведомственной комиссии при администрации г.о.Клин, в признании нежилого здания общей /площадь/., с кадастровым /номер/, расположенного по /адрес/ - жилым домом, обязании Администрацию городского округа Клин перевести нежилое здание общей /площадь/ с кадастровым /номер/, расположенное по /адрес/ - в жилой дом отказано.

В обоснование отказа указано на то, что в соответствии с п. 13.1.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» утверждённого постановлением администрации городского округа Клин от 29.01.2020 года № 108 – несоответствие документов по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и административного регламента.

Из выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии при Администрации г.о.Клин №10-н21 от 18 ноября 2021 года следует, что отказ мотивирован тем, что хозяйственные постройки, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд. Объект капитального строительства с наименованием хозблок не является садовым домом. В рамках муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым», комиссия не усмотрела правовых оснований для перевода хозяйственной постройки в жилой дом.

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании п. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации Постановлением от 24.12.2018 г. № 1653 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47» дополнило Положение разделом VI, содержащим порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Пунктом 55 Положения установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).

В пункте 56 Положения приведен перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которые собственник садового дома или жилого дома представляет в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Основания об отказе в признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом определены в пункте 61 Положения.

Постановлением администрации городского округа Клин от 29.01.2020 года № 107 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Пунктом 13 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Как следует из материалов дела, административному истцу отказано в переводе нежилого здания в жилое на основании подпункта 13.1.3 Административного регламента, согласно которого основанием для отказа в предоставлении услуги является несоответствие документов, указанных в пункте 10 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Административного регламента.

Как следует из материалов дела Сатушевой З.А. к заявлению были представлены следующие документы: техническое заключение о соответствии класса капитальности здания, строения, сооружения и об определении функционального назначения здания, строения, сооружения и об определении функционального назначения здания, строения, сооружения /номер//номер/; решение Клинского городского суда об обязании Администрацию повторно рассмотреть заявление Сатушевой 3. А. о переводе нежилого здания с кадастровым /номер/ в жилое; доверенность; выписка из ЕГРН на земельный участок; выписка из ЕГРН на нежилое здание (хозблок).

Хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд. Объект капитального строительства с наименованием хозблок не является садовым домом.

В соответствии с п. 6 Положения, не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования.

Таким образом, поскольку хозблок является строением вспомогательного использования, то не может допускаться к использованию в качестве жилого.

Кроме этого, правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности административного истца на садовый дом административному ответчику представлено не было.

Таким образом, оспариваемые решения об отказе в признании садового дома жилым поскольку было выявлено несоответствие документов по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и Административного регламента, что соответствует п.13.1.3 Административного регламента, являются законными и обоснованными.

Кроме этого, суд учитывает, что иск не может быть использован с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых (реконструированных) недвижимых вещей жилого назначения, путем регистрации в упрощенном порядке нежилого объекта и последующим переводом его в жилой объект недвижимости (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 19.03.2014).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, приведенные выше нормы права, суд считает, что Административное исковое заявление Сатушевой З.А. к администрации г.о.Клин Московской области о признании решения незаконным удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сатушевой З.А. к администрации г.о.Клин Московской области о признании решения незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной редакции.

Судья Полунина Е.В.

Мотивированное решение составлено: 25 февраля 2022 года.

Судья Полунина Е.В.