66RS0№-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Серов 04 июня 2021 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Замятиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по административному делу №2а-578/2021 по административному иску
Думы Сосьвинского городского округа к главе Сосьвинского городского округа ФИО1, администрации Сосьвинского городского округа о признании действий (бездействий) об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, признании незаконным ответов от ДД.ММ.ГГГГ от № и № об отказе в опубликовании решений Думы Сосьвинского городского округа № 326, 327,328,329 от 15.10.2020г., признании незаконным бездействия по неопубликовании данных решений Думы Сосьвинского городского округа,
встречному административному иску
администрации Сосьвинского городского округа к Думе Сосьвинского городского округа о признании незаконными решения Думы Сосьвинского городского округа №, 327, 328, 329 от 15.10.2020г.,
с участием представителя административного истца Думы Сосьвинского городского округа - ФИО2, действующей на основании доверенности от 31.12.2020г. сроком до 31.12.2021г.,
представителей административного ответчика администрации Сосьвинского городского округа - ФИО7, действующей на основании доверенности №13 от 14.05.2020г. сроком действия 1 (один) год, ФИО8, действующего на основании доверенности № от 12.10.2020г. сроком действия 1 (один) год,
представителей административного ответчика главы Сосьвинского городского округа Макарова Геннадия Николаевича – ФИО7, действующей на основании доверенности №1 от 14.01.2021г. сроком действия 1 (один) год, ФИО8, действующего на основании доверенности №19 от 12.10.2020г. сроком действия 1 (один) год,
представителя заинтересованного лица ФИО9, – ФИО10, действовавшего на основании заявления ФИО9,
УСТАНОВИЛ:
Дума Сосьвинского городского округа обратилась в Серовский районный суд с административными исками к главе Сосьвинского городского округа ФИО1, администрации Сосьвинского городского округа просит признать действия (бездействия) об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, признать незаконными ответы от ДД.ММ.ГГГГ от № и № об отказе в опубликовании решений Думы Сосьвинского городского округа №, 327, 328, 329 от 15.10.2020г., признать незаконным бездействия по неопубликовании данных решений Думы Сосьвинского городского округа.
В свою очередь администрация Сосьвинского городского округа в Серовский районный суд с административными исками к Думе Сосьвинского городского округа просит признать незаконными решения Думы Сосьвинского городского округа №, 327, 328, 329 от 15.10.2020г.
Определениями суда административные иски объединены в одно производство с присвоением номера №а-578/2021.
Дума Сосьвинского городского округа (далее Дума) обосновывает свои требования следующим. 15.10.2020г. на тридцать восьмом заседании Думы Сосьвинского городского округа шестого созыва приняты решения:
№ «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО3»;
№ «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО4»;
№ «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО5»;
№ «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО6».
Решения являются ненормативными правовыми актами, в резолютивной части решений указано на их опубликование. В связи с чем, 20.10.2020г. Дума обратилась к главе Сосьвинского городского округа для их официального опубликования. В ответ на обращение Думы от администрации Сосьвинского городского округа (далее администрации) поступил ответ согласно которому, опубликования произведено не будет, т.к. численность субъектов выдвижения инициативы о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» не превышает 100 человек. Депутатами Думы представления и прилагаемые документы по кандидатам 15.10.2020г. на заседании Думы не рассматривались. Также администрация считает, что подготовка и непосредственный прием документов должен осуществляться согласно п.2.4. Положения «О присвоении звания Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» организационным отделом администрации. Принятие данных решений возлагает на администрацию обязанность по выдаче удостоверений «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа», знака почета и памятного свидетельства. В свою очередь Дума считает, что процедура принятия данных решений соблюдена: в распоряжении депутатов, были предоставлены полные пакеты документов необходимых документов по каждому кандидату (представление, подписной лист не менее чем 100 человек, развернутая характеристика, анкета с биографией, отзыв или ходатайство специалистов в данной отрасли, документы, подтверждающие достижения, заслуги, кроме того предоставлены ответы Департамента противодействия коррупции о согласовании мер по урегулировании возможного конфликта интересов в отношении каждого из кандидатов и голосовавших депутатов). Дума считает, что представление также выносится на рассмотрение Думы группами граждан численностью не менее 100 человек с согласия выдвигаемого кандидата, при данном случае не требуется получения представления от главы и администрации. Группа граждан непосредственно предоставила полные пакеты всех необходимых документов на рассмотрение Думы Сосьвинского городского округа, оснований для не рассмотрения вопросов о присвоении званий «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» и оснований для отказа для присвоения звания не имелось. Принятие указанных решений не может возлагать на администрацию никаких обязанностей по выдаче удостоверения Почетного гражданина, знака почета и патентного свидетельства, так как согласно пункта 2.9 Положения указанная обязанность в случае принятия решений Думой Сосьвинского городского округа возлагается на главу муниципального образования, который является иным, и самостоятельным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения согласно ст. 27 Устава, и отличным от администрации Сосьвинского городского округа. Пункта 7 ст. 47 Устава возлагает обязанность по опубликованию муниципальных правовых актов на главу муниципального образования. Направления ответов об отказе в опубликовании от администрации не соответствуют закону. Бездействие главы Сосьвинского городского округа по неопубликовании решений Думы является незаконным, т.к. создает препятствия для осуществления полномочий Думы Сосьвинского городского округа в сфере деятельности по принятию муниципальных правовых актов, умаляется законный интерес представительного органа муниципального образования в своевременном вступлении в законную силу принятых решений. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и призван обеспечить возможность ознакомления с ними граждан. Решения Думы от 15.10.2020 №326, 327, 328, 329 оспорены не были, в установленном порядке по правилам КАС РФ- не обжаловались, данных о признании незаконными указанных решений не имеется.
Представитель Думы ФИО2 на доводах изложенных в исковых заявлениях настаивает, просит удовлетворить требования Думы.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО6
В судебные заседания ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО6 не являлись, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Представили отзывы на иски, просят отказать в удовлетворении административных исковых требований администрации, удовлетворить требования Думы.
Представитель ФИО9 –ФИО10 в судебном заседании доводы Думы поддержал, считает решения Думы от 15.10.2020 №326, 327, 328, 329 законными. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований администрации, удовлетворить требования Думы
В судебном заседании представители Главы Сосьвинского городского округа, администрации ФИО8, ФИО7 считают свои требования законными, просят признать решения Думы от 15.10.2020 №326, 327, 328, 329 не законными. Свои доводы обосновывают следующим. При принятии вышеуказанных решений Думой нарушено действующее законодательство, а именно процедура и порядок принятия решений, а так же законные интересы администрации и главы Сосьвинского городского округа. На администрацию незаконно возлагается обязанность по выдаче удостоверений «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа», знаков почета и памятных свидетельств, которые изготавливаются за счет местного бюджета. Незаконно предоставляются на данных кандидатов права, льготы предусмотренные Положением о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа», утвержденного решением Думы Сосьвинского городского округа от 18.02.2010 года № 325 (далее - Положение). Непосредственный прием документов и оформление представления осуществляется организационным отделом администрации Сосьвинского городского округа. При этом никаких документов в организационный отдел администрации Сосьвинского городского округа в отношении вышеуказанных кандидатов на представление к награждению звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» не давалось, что также нарушает пункт 2.4. раздела 2 Положения. Согласие выдвигаемых кандидатов администрация не получала. Документы, указанные в пункте 2.4. раздела 2 Положения (ходатайство, развернутая характеристика, анкета (с биографией), отзыв или ходатайство специалистов в данной отрасли, материалы или документы, подтверждающие достижение, открытие или заслуги указанные в пункте 2.1. раздела 2 Положения) в администрацию на данных кандидатов не поступали. Администрацией представление в соответствии с Положением не оформлялось. Думой нарушена процедура принятия решений «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа», так как в соответствии с решением Думы Сосьвинского городского округа от 15.10.2020 № 314 «Об утверждении повестки тридцать восьмого заседания Думы Сосьвинского городского округа» данный вопрос на заседание Думы Сосьвинского городского округа не выносился. Глава был лишен осуществления контроля получения звания «Почетный гражданин» Сосьвинского городского округа, что нарушает Положение о присвоении звания в целом. По данным кандидатам предварительно выдавались заключения постоянной комиссии по социальным вопросам, вступление председателя Думы в постоянную депутатскую комиссию с правом решающего голоса было нарушением, так как при условии самоотвода ФИО6 решающий голос не мог и не может быть применен, так как не имелся кворум. Административное исковое заявление от 09.02.2021 № 102 от Думы СГО подано неуполномоченным лицом - начальником организационно-правового отдела, без соответствующей доверенности, чем нарушен подпункт 8 пункт 2 статьи 22 главы 3 Регламента Думы СГО, утвержденным решением Думы СГО от 14 апреля 2011 года; а так же полностью нарушает пункт 3 статьи 55 главы 5 КАС РФ, пункт 4 статьи 58 главы 5 КАС. На совместном заседании постоянных депутатских комиссиях 15.10.2020 вопрос о присвоении званий «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» не рассматривался, однако на заседании присутствовали депутаты, которые входили в состав постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам. Ни одним из потенциальных граждан не подтвержден факт особого вклада в Сосьвинский городской округ и за его пределами, так же предоставляются грамоты двух –пятилетней, десятилетней давности. Помимо этого так называемые заслуги, указанные в ходатайствах практически копируют должностные инструкции кандидатов. Подписной лист подписывается одними и теми же лицами, более 50% от общей численности. Полностью нарушена процедура принятия ненормативного акта в нарушение Регламента Думы, положения о постоянных комиссиях и положения о присвоении звания «почетный гражданин». Представленный протокол заседания Думы от 15.10.2020г. имеет существенные расхождения с аудиозаписью и в том числе со свидетельскими показаниями, таким образом, возникает сомнение в его подлинности и достоверности. Исходя из прослушанной аудиозаписи, можно сделать вывод, что председатель, имея собственные определенные цели и мотивы, ввел в заблуждение присутствующих на заседании Думы и дождавшись, пока приглашенные покинули зал заседаний Думы целенаправленно внес в повестку вопросы, которые требовали негласного решения, сугубо в узком кругу. Свидетель ФИО19, присутствовавшая на заседании Думы, не смогла пояснить какие конкретно документы были представлены депутатам, и отсутствует доказательства, были ли предоставлены вообще. Фактически Дума подготовила, рассмотрела и приняла решение о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа», т.е. осуществила деятельность, не входящую в ее полномочия и компетенцию.
Просят суд отказать в исковых требованиях Думы и удовлетворить требования администрации в полном объеме.
Свидетель ФИО19, в судебном заседании пояснила, что является главным специалистом организационно-правового отдела аппарата Думы, в ее обязанности входит подготовка заседаний Думы, извещение депутатов о заседании, разложение материалов текущего заседания для депутатов в ноутбуки и папки на столах, ведение протокола заседания Думы. 15.10.2020г. заседание Думы прошло в соответствии с процедурой.
На основании положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного заинтересованного лица.
Суд, заслушав объяснение сторон, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п.1 ч.9 и ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Исковые заявления обеих сторон поданы в установленный законом срок.
В судебном заседании установлено, что 15.10.2020г. на тридцать восьмом заседании Думы Сосьвинского городского округа приняты решения: № «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО3»; № «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО4»; № «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО5»; № «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО6», данный факт подтверждается протоколом заседания Думы Сосьвинского городского округа № от 15.10.2020г. Предварительно проекты решений 12.10.2020г. были рассмотрены на заседании постоянной депутатской комиссии Думы Сосьвинского городского округа по социальным вопросам, по результатам которой выданы заключения. Предварительно в повестку заседания Думы от 15.10.2021г. рассмотрение данных заключений не вошло. Как указала, представитель Думы ФИО2 изменения в повестку заседания Думы были внесены голосом в период самого заседания. Решения являются ненормативными правовыми актами, в резолютивной части решений указано на их опубликование. В связи с чем, 20.10.2020г. Дума обратилась к главе Сосьвинского городского округа для их официального опубликования. В ответ на обращение Думы от администрации Сосьвинского городского округа (далее администрации) поступил ответ согласно которому, опубликования произведено не будет, по основаниям указанным выше, что послужило основанием для обращения в суд.
До принятия решений, 24.03.2020г. Дума обращалась к Главе Сосьвинского городского округа для рассмотрения коллективного обращения граждан о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» вышеуказанным кандидатам, на данные обращения 14.04.2020г. Главой Сосьвинского городского округа даны ответы №, №, №, № о не полноте представленных материалов (отсутствовали оригиналы документов), отсутствии оснований для присвоения данного звания. Главой Сосьвинского городского округа также даны ответы Думе 23.04.2020г. №№, №, №, о рассмотрении обращений от 24.03.2020г. и направлении ответов инициаторам обращений.
В судебном заседании установлено, что в Сосьвинском городском округе действует Положением о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа», утвержденное решением Думы Сосьвинского городского округа от 18.02.2010 года №. Данное Положение определяет основания и порядок присвоения звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа».
Согласно п.2.1. Положения основаниями для присвоения звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа" являются:
- Особые заслуги перед Сосьвинским городским округом в области экономики, муниципального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и искусства, физкультуры и спорта, способствующие развитию округа и благосостоянию населения.
- Активная общественная и благотворительная деятельность.
- Совершение мужественных поступков, отличие в боевых действиях, если они были направлены на защиту Отечества, жизни и здоровья людей.
- Авторитет у жителей Сосьвинского городского округа, обретенный длительной трудовой, общественной, культурной, научной, политической, хозяйственной, благотворительной деятельностью, а также деятельностью с достижением результатов, выразившихся в позитивном развитии Сосьвинского городского округа.
Определение оснований для присвоения звания не входит в компетенцию суда и не является предметом спора, в связи с чем, суд не дает оценку о наличии/отсутствии заслуг у кандидатов, указанных в решениях от 15.10.2020г. на присвоение звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа", не дает анализ высказанной по данному основанию позициям сторон.
Согласно п.2.2. Положения представление о присвоении звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа" выносится на рассмотрение Думы Сосьвинского городского округа группами граждан, коллективами предприятий, учреждений, организаций, общественными объединениями и движениями, численностью не менее 100 человек, с согласия выдвигаемого кандидата.
Глава Сосьвинского городского округа вправе самостоятельно представлять кандидатуры для присвоения звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа".
Из анализа данной нормы следует, что для принятия решения в Думу вносится представление о присвоении звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа", которое может исходить как от главы, так и от группы граждан, коллективов предприятий, учреждений, организаций, общественными объединениями и движениями, численностью не менее 100 человек, с согласия выдвигаемого кандидата.
Согласно п.2.3. Положения непосредственный прием документов и оформление представления осуществляется организационным отделом администрации Сосьвинского городского округа. Представление о присвоении звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа" оформляется в письменной форме и должно содержать биографические сведения о выдвигаемой кандидатуре и краткое описание заслуг.
Из анализа данной нормы однозначно следует, что сбор документов и оформление представления осуществляется организационным отделом администрации Сосьвинского городского округа. Иного положения норма ст.2.3. не содержит. Таким образом, как представление главы Сосьвинского городского округа, так и представление от группы граждан, коллективов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и движений, численностью не менее 100 человек готовится и оформляется организационным отделом администрации Сосьвинского городского округа.
Пункт 2.2. Положения говорит о том, что Дума рассматривает все представления, как от главы, так и группы, однако п.2.3. Положения однозначно говорит о том, что весь сбор и оформление самого представления, осуществляется организационным отделом администрации Сосьвинского городского округа. Таким образом, эти две нормы призваны обеспечить равное положение в разрешении вопроса о присвоении звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа", как представительного органа, так и исполнительного.
Согласно п.2.5. Положения представление и прилагаемые к нему документы рассматриваются на заседании Думы Сосьвинского городского округа, по результатам рассмотрения выносится соответствующее решение.
В соответствии с п.2.6. Положения присвоение звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа" производится на основании решения Думы Сосьвинского городского округа.
Пункт 2.7. Положения возлагает на главу Сосьвинского городского округа подписание удостоверения "Почетного гражданина Сосьвинского городского округа" и памятного свидетельства.
В соответствии с п.2.8. Положения биографические данные и фотографии "Почетного гражданина Сосьвинского городского округа" заносятся в Книгу Почета, которая хранится в администрации Сосьвинского городского округа.
Лицам, удостоенным звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа", главой Сосьвинского городского округа или по его поручению ответственным лицом, в торжественной обстановке вручаются памятное свидетельство, удостоверение и знак почета (п.2.9. Положения).
Таким образом, принятые Думой решения о наделении отдельных граждан званиями "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа" возлагают как на администрацию, так и на главу Сосьвинского городского округа определенные обязанности, в связи с чем, вопрос о принятии данных решений, не может происходить без их участия.
Относительно доводов представителей администрации и главы Сосьвинского городского округа о том, что на заседании 15.10.2020г. Думы данные решения не принимались. Суд приходит к следующему.
Порядок работы Думы, ведения заседаний и принятия решений определен Регламентом Думы Сосьвинского городского округа, утв. Решением Думы Сосьвинского городского округа № от 14.04.2011г. (далее Регламент).
Согласно ст.2. Регламента Думы заседания проводятся открыто.
Статьей 5 Регламента определен порядок посещения заседаний Думы. Согласно п.1 ст.5 Регламента на заседаниях Думы присутствуют глава Сосьвинского городского округа, председатель контрольного органа, помощники депутата, работники аппарата Думы и высшие должностные лица администрации Сосьвинского городского округа.
Согласно п.3 ст.5 Регламента руководители структурных подразделений администрации Сосьвинского городского округа, руководители муниципальных предприятий и учреждений обязаны присутствовать на заседании Думы в случае рассмотрения вопроса, связанного с их деятельностью.
В зале заседаний Думы имеются зарезервированные места для главы округа, его представителей, представителя прокуратуры, средств массовой информации и приглашенных лиц (п.2 ст.5 Регламента).
Таким образом, в обязательном порядке должны присутствовать должностные лица, указанные в п.1 ст.5 Регламента. Согласно протоколу тридцать восьмого заседания Думы от 15.10.2020г. заседание Думы открыто в 15:00, на заседании Думы присутствовало 11 депутатов, два работника организационно-правового отдела Думы, приглашенные лица: помощник Серовского городского прокурора Инютина О.В., председатель Контрольно-ревизионного органа Сосьвинского городского округа Матвеева О.В., заместитель главы администрации Сосьвинского городского округа по экономике ФИО11, начальник Финансового управления администрации ФИО12, заведующий отделом архитектуры администрации ФИО13, заведующий отделом социально-экономического развития администрации Сосьвинского городского округа Титова В.В., заведующий адвокатской конторы пгт.Сосьва ФИО14
Согласно представленной Думой аудиозаписи протокола заседания от 15.10.2020г. на 1:14:55 мин., председателем Думы предложено закончить заседание, из аудиозаписи слышно как председатель всех присутствующих отпустил, попрощался, за исключением депутатов которых попросил остаться и сообщил о внесении в повестку заседания Думы несколько вопросов, относительно рассмотрения вопросов о принятии решений о присвоении звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа". Заседание продолжено для рассмотрения данных вопросов без обязательного участия лиц указанных в п.1 ст.5 Регламента.
Статьей 2 Регламента предусмотрено, что закрытые заседания могут проводиться по требованию председателя Думы или не менее 1/3 от числа избранных депутатов. В соответствии с протоколом тридцать восьмого заседания Думы от 15.10.2020г. объявление о закрытой форме заседания принято не было. Таким образом, без принятого решения о закрытой форме заседания Думы фактически решения о присвоении звания "Почетный гражданин Сосьвинского городского округа" приняты в закрытой форме, что в свою очередь лишило право лиц указанных в п.1 ст.5 Регламента, которые обязаны принимать участие в заседании Думы, на их участие при рассмотрении данных вопросов.
Согласно ответу Серовского городского прокурора от 19.04.2021г. представленному на судебный запрос от 13.04.2021г. по приглашению председателя Думы Сосьвинского городского округа от 12.10.2020г., на тридцать восьмом заседании 15.10.2021г. от Серовской городской прокуратуры принимала участие помощник прокурора Инютина О.В., согласно данному ответу Инютина О.В. присутствовала на заседании с момента открытия и до его закрытия, сведений о фактическом рассмотрении на указанном заседании Думы вопросов о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» в прокуратуре не имеется. Данный факт также подтверждается рапортом помощника Серовского городского прокурора Инютиной О.В. от 16.10.2020г. и представленной ею повесткой заседания от 15.10.2020г.
Из анализа вышеизложенного следует, что заведомо приглашенные лица были введены в заблуждение председателем Думы о закрытии заседания, и им не было известно о том, что заседание было продолжено.
Согласно пп.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться способами в том числе присутствием граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления.
При принятии данных решений принцип гласности Думой был нарушен, т.к. продолжение открытого заседания Думы от 15.10.2020г. фактически прошло в закрытой форме без принятия на то законного и обоснованного решения.
Также необходимо отметить, что в повестку заседания Думы данные вопросы не включались. Однако как следует из материалов дела, подготовка к рассмотрению вопросов о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» проводилась Думой заблаговременно. Данный факт подтверждается получением Думой из Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области от 22.06.2020г. Выписок из протокола заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению отдельных вопросов профилактики коррупции в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области №3 от 19.06.2020г. о рассмотрении сообщений депутатов Думы ФИО6, ФИО4, ФИО5 о возможности возникновения конфликта интересов в случае их личного участия в рассмотрении вопроса о присвоении им званий почетного гражданина Сосьвинского городского округа. Также, как указывалось выше, данные вопросы были предметом рассмотрения 12.10.2020г. на заседании постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам, по результатам которой приняты заключения о рассмотрении проектов решений о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» в отношении ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО3
Согласно ст.30 Регламента постоянные комиссии Думы в том числе, осуществляют подготовку заключений по проектам решений и иных актов Думы. При внесении на рассмотрение Думой материалов и проектов по вопросам, отнесенным к компетенции постоянной комиссии, обязательно представление решения комиссии по данному вопросу.
Таким образом, обязательность представления решения комиссии свидетельствует о необходимости включения данных вопросов в повестку к началу заседания (заблаговременно) или в начале заседания Думы.
Согласно ст.17 Регламента Комиссия не позднее чем в семидневный срок представляет председателю Думы заключение комиссии в форме решения о целесообразности включения вопроса в повестку очередного или последующего заседаний Думы и ее предложения по проекту решения Думы. В случае поступления в комиссию нескольких проектов решений по одному вопросу, комиссия выносит заключение по всем проектам и все их представляет председателю Думы.
Председатель Думы организует вручение депутатам всех предложений в повестку заседания Думы и сопутствующих материалов, включая заключения комиссий, не позднее чем за 3 дня до начала заседания Думы.
Повестка заседания Думы утверждается Думой на заседании Думы по представлению председательствующего путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих депутатов Думы. Предложения оглашаются в порядке их поступления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключения на проект решений Думы о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» были направлены в Думу заблаговременно, и как указывала свидетель ФИО19, материалы по вопросам отраженным в повестке, в том числе и по вопросам, не вошедшим в повестку были переданы депутатам для ознакомления перед заседанием Думы. Так как из прослушанной аудиозаписи протокола заседания Думы от 15.10.2020г., письменного протокола заседания Думы от 15.10.2020г. при внесении изменении в повестку голосом, подготовка материалов для их рассмотрения не проводилась, следовательно, они уже были подготовлены заблаговременно для депутатов перед самим заседанием Думы.
Из этого следует вывод, что председатель Думы обязан был включить в повестку изменения в начале заседания, т.к. данные вопросы ему были известны заблаговременно. Об осведомленности председателя о данных вопросах, свидетельствует его личное участие 12.10.2020г. в постоянной депутатской Комиссии по социальным вопросам о рассмотрении проекта решения Думы о присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» ФИО6 С целью получения кворума председатель вошел в состав Комиссии, в связи с заявленным, членом комиссии - депутатом ФИО6 самоотводом. Таким образом, доводы о том, что предложения о присвоении званий «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО3 поступили в процессе заседания Думы и поэтому не вошли в повестку являются несостоятельными.
Относительно доводов представителя Думы и представителя заинтересованного лица ФИО10 о том, что письмо 23.10.2020г. глава Сосьвинского городского округа направил на бланке администрации Сосьвинского городского округа, суд считает не имеющим значения для разрешения данного спора, т.к. в силу абз.2 п.2 ст.27 Устава глава Сосьвинского городского округа возглавляет администрацию городского округа и исполняет полномочия главы администрации городского округа.
Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, таким образом, в силу того, что решения Думы от 15.10.2020г. № «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО3»; № «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО4»; № «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО5»; № «О присвоении звания «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа ФИО6» приняты с нарушением Положения и Регламента, а также нарушающими права администрации и главы Сосьвинского городского округа, суд считает их не законными. С целью исключения нарушения прав заинтересованных лиц - кандидатов на получение званий «Почетный гражданин Сосьвинского городского округа» суд считает необходимым пересмотреть данные решения в соответствии Положением и Регламентом и принять соответствующие их заслугам решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Думы Сосьвинского городского округа к Главе Сосьвинского городского округа ФИО1, администрации Сосьвинского городского округа о признании действий (бездействий) об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, признании незаконным ответов от 23.10.2020 от №103 и №5104 об отказе в опубликовании решений Думы Сосьвинского городского округа № 326, 327,328,329 от 15.10.2020г., признании незаконным бездействия по неопубликовании данных решений Думы Сосьвинского городского округа - отказать.
Административные исковые заявления администрации Сосьвинского городского округа к Думе Сосьвинского городского округа о признании незаконными решения Думы Сосьвинского городского округа № 326, 327, 328, 329 от 15.10.2020г.- удовлетворить.
Признать решения Думы Сосьвинского городского округа № 326, 327, 328, 329 от 15.10.2020г. – незаконными.
Обязать Думу Сосьвинского городского округа пересмотреть решения № 326, 327, 328, 329 от 15.10.2020г. в установленном порядке, для принятия данных решений закрепленном в Положении «О присвоении звания почетный гражданин Сосьвинского городского округа», утв. решением Думы Сосьвинского городского округа №325 от 18.02.2010г., выполнив п.2.3. Положения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, сообщив об этом в Серовский районный суд.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.
Судья Серовского районного суда Е.В. Александрова
Решение суда в окончательной форме принято 18 июня 2021г.
Судья Серовского районного суда Е.В. Александрова