ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-578/2021 от 08.04.2021 Калининского районного суда (Тверская область)

№ 2а-578/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 апреля 2021 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Тирановой Л.В.,

с участием административного истца Суханова С.Ю.,

представителя административного ответчика Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Смирновой А.С.,

при помощнике судьи Пушняковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Суханова С.Ю. к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

установил:

Суханов С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», в котором просил признать незаконным решение Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» №09/53 от 14.01.2021 об отказе в предоставлении земельного участка без торгов по заявлению Суханова С.Ю. № 02-08/13923 от 08.12.2020.

В обоснование указано, что 08.12.2020 Суханов С.Ю., являясь инвалидом 2 группы, обратился в Администрацию муниципальною образования Тверской области «Калининский район» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Цель использования земельного участка: ведение личного подсобного хозяйства. В заявлении указал основания, по которым претендует на предоставление в аренду земельного участка без проведения торгов, приложив справку об установлении инвалидности.

Администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» было принято решение № 09/53 от 14.01.2021 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов с указанием того, что на испрашиваемый земельный участок ранее было подано заявление иного лица.

В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка с 20.11.2020 года по 21.12.2021 года было опубликовано извещение о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе. Граждане, имеющие намерения участвовать в аукционе, вправе подать соответствующее заявление в период, указанный в публикации.

Административный истец указал, что оспариваемое решение противоречит пп. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации.

На момент подачи Сухановым С.Ю. заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду без проведения торгов, извещения о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на официальном сайте администрации не было.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Лепехин Д.В., администрация муниципального образования «Красногорского сельского поселения» Калининского района Тверской области.

В судебном заседании административный истец Суханов С.Ю., поддерживая заявленные требования, указал, что заинтересован в предоставлении именно испрашиваемого земельного участка под ЛПХ для строительства, ввиду отсутствия иных земельных участков. На период опубликования объявления в газете «Ленинское знамя» он успел подать свое заявление, имея первоочередное право на испрашиваемый земельный участок. На сайте администрации Калининского района и администрации Красногорского сельского поселения, не было информации о наличии иных заявлений. На сайте http://torgi.gov.ru информацию не смотрел.

В ходе рассмотрения дела судебном заседании представитель административного ответчика Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», возражая против заявленных требований, пояснила об обоснованности оспариваемого отказа администрации. Указав, что 08.12.2020 года административный истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов, ссылаясь на пп.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». При этом к заявлению были приложены копия паспорта, выписка из ЕГРН и справка МСЭ-2016 о наличии у него инвалидности. В соответствии с указанным законом, необходимо приложить справку о нуждаемости. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Заинтересованные лица при надлежащем извещении в судебное заседание не явились. Администрация муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Лепехин Д.В. в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 9 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

Установлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером , обшей площадью 1200 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу <адрес>, поставленного на государственный кадастровый учет 09.09.2007, статус сведений «актуальные», вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, иных видов использования, характерных для населенных пунктов, права в ЕГРН не зарегистрированы.

Из материалов дела усматривается, что в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , обшей площадью 1200 кв.м., 26.10.2020 было подано заявление Лепехина Д.В. о предоставлении в аренду без проведения торгов пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Указанная статья предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Администрация муниципальною образования Тверской области «Калининский район» проинформировала население о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., опубликовав сообщение в газете «Ленинское знамя», выпуск № 47 от 20 ноября 2020 года.

Вместе с тем, на сайте http://torgi.gov.ru (дата и время создания извещения 18.11.2020 в 14.37, дата и время публикации и последнего изменения извещения 18.11.2020 в 14.40), организатор торгов -Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» (дата и время начала/окончания принятия заявок 20.11.2020 в 09.00/20.12.2020 в 17.30) размещено извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе №181120/10875111/06 с указанием основания размещения Лот 1 – заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1 258 кв.м., расположенного на землях населённых пунктов, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, то есть в отношении иного земельного участка.

В материалы дела приобщено извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе №181120/10875111/06 http://torgi.gov.ru от 18.11.2020 в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , обшей площадью 1200 кв.м., находящееся в материалах администрации по заявлению Лепехина Д.В.

Однако установлено, что данное извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , обшей площадью 1200 кв.м., на сайте http://torgi.gov.ru не было опубликовано по состоянию на 18.11.2020 в 14.37 час., - момент формирования новой заявки с тем же номером по земельному участку в <адрес>, что не оспаривалось административным ответчиком, доводы административного истца в этой части нашли свое подтверждение, в том числе в ходе допроса свидетеля.

Свидетель Обойщикова Н.Н., сотрудник администрации муниципального района, в судебном заседании пояснила, что на основании заявления Лепехина Д.В. проведена процедура публикации. От других лиц заявления об участии в аукционе не поступали. Извещения о проведении аукциона публикуются в газете «Ленинское знамя», на сайтах http://torgi.gov.ru, администрации. Извещение было опубликовано в установленном порядке в газете, на сайте http://torgi.gov.ru., ею распечатано и приложено к пакету документов. Каждый исполнитель имеет свой доступ к сайту для публикации. Далее формируется новая заявка. На сайте администрации извещение не было опубликовано. Впоследствии на сайте http://torgi.gov.ru произошёл технический сбой, в результате за одним и тем же номером было опубликовано два извещения, сайт сформировал извещение по двум различным земельным участкам, расположенным в разных деревнях, под одним номером. Извещение №18112010875111106 в отношении земельного участка с кадастровым номером , <адрес>, не найдено ни в архивной, ни в аннулированной ни в отменённой записи. В настоящее время актуальна и принята заявка по земельному участку в <адрес>. Решение по первой заявке Лепехина Д.В. не принято, поскольку на испрашиваемый земельный участок были жалобы от жителей <адрес> о том, что данный земельный участок является проездом к участкам, расположенным в береговой полосе. На сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером никому не предоставлен. О данной ситуации ей, как исполнителю, стало известно сегодня, в день судебного заседания.

Установлено, что 08.12.2020 Суханов С.Ю., являясь инвалидом 2 группы, обратился в Администрацию муниципальною образования Тверской области «Калининский район» с заявлением в порядке пп. 14 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> без проведения торгов. Цель использования земельного участка: ведение личного подсобного хозяйства.

Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Из пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учётом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Установлено, что на момент подачи 08.12.2020 Сухановым С.Ю. заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> без проведения торгов в порядке пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в нарушение требований пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на сайтах администрации, http://torgi.gov.ru, отсутствовало извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , обшей площадью 1200 кв.м.

Решение в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в установленный законом тридцатидневный срок по заявлению Лепехина Д.В. от 26.10.2020 до настоящего времени администрацией не принято.

Вместе с тем, в обоснование оспариваемого решения № 09/53 от 14.01.2021 года об отказе в предоставлении Суханову С.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером , обшей площадью 1200 кв.м. без проведения торгов администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» приведены положения п. 13 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно - в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

При рассмотрении заявления Суханова С.Ю. сотрудником не проверен факт наличия (отсутствия) опубликованного в установленном порядке извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и, соответственно, при установленных обстоятельствах не рассмотрены основания, по которым гражданин Суханов С.Ю. обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , обшей площадью 1200 кв.м. без проведения торгов.

Представитель административного ответчика в обоснование обоснованности оспариваемого отказа высказала суждения относительно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Поскольку администрацией допущены вышеприведенные нарушения закона при рассмотрении заявления Суханова С.Ю., суд приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах заявление административного истца фактически по его основаниям не рассмотрено. В качестве восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца суд полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» обязанность принять решение по заявлению Суханова С.Ю. № 02-08/13923 от 08.12.2020 в соответствии с действующим законодательством, регулирующим предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Суханова С.Ю. удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» №09/53 от 14.01.2021 об отказе в предоставлении земельного участка без торгов по заявлению Суханова С.Ю. № 02-08/13923 от 08.12.2020.

Возложить на Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» обязанность принять решение по заявлению Суханова С.Ю. № 02-08/13923 от 08.12.2020 в соответствии с действующим законодательством, регулирующим предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

Обязать Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

Судья Л.В. Тиранова

Решение в окончательной форме с учетом нерабочих дней изготовлено 22 апреля 2021 года.

Судья Л.В. Тиранова

№ 2а-578/2021