ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-578/2022 от 15.07.2022 Каменского городского суда (Алтайский край)

Дело №2а-578/2022

УИД: 22RS0010-01-2022-000652-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Мягковой М.В.,

при секретаре Пустовит Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-578/2022 по административному иску Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к .... районному Собранию депутатов .... восьмого созыва о признании бездействия незаконным и возложении обязанности рассмотреть представление прокурора,

УСТАНОВИЛ:

Каменский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к .... районному Собранию депутатов .... восьмого созыва о признании бездействия незаконным и возложении обязанности рассмотреть представление прокурора.

В обоснование требований указано, что Каменской межрайонной прокуратурой в ходе проведения антикоррупционной экспертизы .... Собрания депутатов .... выявлено наличие в нем коррупциогенного фактора, а именно: в п.6 ст. 18 Регламента предусмотрено, что районное Собрание вправе принять решение о проведении закрытой сессии, при этом не предусмотрены основания и случаи принятия такого решения, детально не регламентирован порядок принятия такого решения.

*** Каменским межрайонным прокурором в адрес .... Собрания депутатов .... восьмого созыва было направлено требование об изменении нормативно-правого акта (Регламента) с целью исключения коррупциогенного фактора. До настоящего времени указанное требование прокурора не рассмотрено, решение не принято.

Указанное бездействие .... Собрания депутатов .... восьмого созыва нарушает права неопределённого круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Турышева Ю.А. требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, просила удовлетворить исковые требования.

Представитель административного ответчика - .... Собрания депутатов .... восьмого созыва, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий(бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия(бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

.... Собрания депутатов .... от *** утвержден .... Собрания депутатов .... (далее Регламент). Решение опубликовано в газете «Каменская народная газета» от ***-*** в соответствии с ст. 57 Устава Муниципального образования ...., опубликовано на официальном сайте .....

Регламент действует в редакции решений .... Собрания депутатов .... от ***, , ***.

Регламент устанавливает порядок организации работы .... Собрания депутатов, образования и упразднения постоянных комиссий и иных органов районного Собрания, формирования их состава и организации их работы; порядок избрания главы ...., председателя .... Собрания депутатов ...., заместителя председателя, председателей и заместителей постоянных комиссии и иных органов районного Собрания; порядок образования в районном Собрании временных комиссий, рабочих групп, депутатских объединений и их права, порядок созыва и проведения сессий районного Собрания; порядок формирования и утверждения повестки дня сессии, подготовки, внесения и рассмотрения проектов решений районного Собрания, процедуру соответствующих способов голосования; осуществление контрольных функции районным Собранием, иные вопросы организации деятельности районного Собрания.

Согласно п.«н» ч.1 ст.72, ч.ч. 2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительным органом муниципального образования .... является ....ное Собрание депутатов ...., которое обладает правами юридического лица.

Компетенция, порядок организации деятельности Районного Собрания депутатов регулируются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом муниципального образования ...., законами и иными нормативными правовыми актами ...., нормативными правовыми актами органов местного самоуправления .... и Регламентом (ст.1 Регламента).

В соответствии с п.2 ст.25 Устава муниципального образования ...., принятого решением .... Собрания депутатов от *** (действовавший на момент проведения проверки) к полномочиям районного Собрания депутатов в области осуществления местного самоуправления относится утверждение Регламента, внесение в него изменений и дополнений.

Регламент представительного органа муниципального образования - нормативный правовой акт, принятый на основании федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципального образования и регулирующий порядок деятельности представительного органа муниципального образования.

Проведенной антикоррупционной экспертизой решения .... Собрания депутатов «Об утверждении .... Собрания депутатов ....» Каменской межрайонной прокуратурой было выявлено наличие в нем коррупциогенного фактора, а именно: в п.6 ст. 18 Регламента предусмотрено, что районное Собрание вправе принять решение о проведении закрытой сессии. Предложение о проведении закрытой сессии может быть внесено председателем Собрания, главой района, постоянной комиссией, депутатским объединением либо депутатами. При этом, Регламентом не предусмотрены основания и случаи принятия такого решения, а также детально не регламентирован порядок принятия такого решения.

Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Федеральный закон № 172-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В целях реализации Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 утверждена Методика проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Пунктами 3 и 4 Методики установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов.

Подпунктами «а» и «ж» пункта 3 Методики к коррупциогенным факторам относит к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность.

Пункт 6 статьи 18 Регламента предусматривает возможность проведения сессий представительного органа муниципального образования с принятием муниципальных правовых актов в закрытом слушании без четко регламентированных оснований для проведения таких заседаний,3 что позволяет определять необходимость проведения закрытой сессии «по усмотрению» правоприменителя, а также в отсутствие четко регламентированного порядка назначения сессии в закрытом слушании.

Наличие в регламенте коррупциогенных факторов создает условия для коррупциогенных проявлений и нарушений.

Каменской межрайонной прокуратурой в ходе проведения антикоррупционной экспертизы .... Собрания депутатов .... выявлено наличие в нем коррупциогенного фактора.

*** Каменским межрайонным прокурором в адрес .... Собрания депутатов .... восьмого созыва было направлено требование об изменении нормативно-правого акта (Регламента) с целью исключения коррупциогенного фактора. До настоящего времени указанное требование прокурора не рассмотрено, решение по нему не принято.

Таким образом, .... Собранием депутатов .... восьмого созыва допущено незаконное бездействие, что создает угрозу для нарушения прав граждан и иных заинтересованных лиц при применении указанного правового акта. В связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ....ному Собранию депутатов .... восьмого созыва о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие .... Собрания депутатов .... восьмого созыва, выражающееся в непринятии мер по рассмотрению в установленном законом порядке представления Каменского межрайонного прокурора от *** об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора.

....ное Собрание депутатов .... восьмого созыва рассмотреть на ближайшем заседании .... Собрания депутатов .... восьмого созыва представление Каменского межрайонного прокурора от *** об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: М.В. Мягкова

Мотивированное решение составлено ***.