ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5795/19 от 14.02.2020 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-781/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2020 года г.Санкт-Петербург

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Носковой Н.В.

При секретаре Гавриловой И.С.

с участием представителя административного истца Гардэль Н.А., представителя административного ответчика Сазонова Г.В., представителя заинтересованного лица ООО "Жилкомсервис № 3 Кировского района» Дворниковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Санкт-Петербурга административное дело по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» к административному ответчику Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с данным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание № 01/1864-Р от 17.10.2019 года, выданное Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.

В обоснование требований административный истец указал, что 17.10.2019 года ГЖИ Санкт-Петербурга в отношении административного истца было вынесено предписание об обязании обеспечить перерасчет платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению за период с 01.07.2017 года по 01.11.2019 года по адресу<адрес> Срок исполнения установлен 27.11.2019 года.

С данным предписанием административный истец не согласился поскольку <адрес> обладает признаками смешанной формы собственности, в которой 7 нанимателей, собственников 8. Собственниками комнат частично были установлены ИПУ индивидуальные приборы учета на ХВС и ГВС – 09.11.2017 года.

В качестве формы управления многоквартирным домом выбран способ управления управляющей организацией ООО «Жилкомсервис № 3 Кировского района» с которой заключен договор управления многоквартирным домом.

При этом полагали, что с учетом норм действующего законодательства наниматели являются потребителями коммунальных услуг имели возможность как потребители услуг установить индивидуальные приборы учета, а в последующим возместить понесенные расходы, обратиться за перерасчетом платы за коммунальные услуги в случаях, предусмотренным законом.

Перерасчет платы за коммунальные услуги производит управляющая компания, предоставляющая такие услуги, а не наймодатель, которым является административный истец. Таким образом, Кировское РЖА является ненадлежащим субъектом, в отношении которого было выдано предписание. Кроме того, предписание должно содержать только законные требования, в связи с чем на истца могли быть возложены только обязанности по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.

В судебном заседании представитель административного истца Гардэль Н.А., действующая на основании доверенности доводы административного иска поддержала, просила требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Сазонов Г.О., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска.

Представитель заинтересованного лица ООО «Жилкомсервис № 3 Кировского района» возражала против удовлетворения иска, указывая на законность предписания, поскольку управляющая компания решений в отношении жилых помещений, занимаемых на основании договора социального найма принимать не может.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении, уважительных причин неявки суду не указали.

Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).

Согласно ч.1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец, оспаривая предписание от 17.10.2019 года обратился с данным административным иском в суд в 07.11.2019 года, т.е. административное исковое заявление подано с соблюдением сроков установленных ч.1 ст. 219 КАС РФ.

Судом установлено, что Распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 08.10.2019 года с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 27 сентября 2019 года Шишлова А.Ю. о нарушении прав потребителей в части предоставления жилищных услуг было постановлено провести внеплановую документарную проверку в отношении Санкт-Петербургского ГКУ «Жилищное агентство Кировского района» (далее Кировского РЖА), что подтверждается материалами проверки (л.д.16-18, 45-186).

Согласно акту проверки и предписания от 17.10.2019 года, справками формы № 9 в ходе проверки по адресу: <адрес> нанимателей, проживающих с членами своей семьи по договорам социального найма.

Актом обследования от 08.10.2016 года установлена техническая возможность установки приборов учета. (л.д.86).

Как установлено из материалов дела и проверки, <адрес> по указанному адресу не оборудована индивидуальными приборами учета коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.

В платежных документах по <адрес> (для нанимателей) за период с 01.07.2017 по 01.11.2019 производятся начисления платы за коммунальные услуги с повышающим коэффициентом, за период с 01.01.2017 по 01.07.2017 повышающий коэффициент не начислялся.

В связи с чем при проведении поверки административным ответчиком было указано, что обязанность по установке индивидуального прибора учета коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжения возлагается на собственника, а наниматели жилых помещений по договору социального найма такими не являются, то есть наниматели не управомочены в силу закона на самостоятельное решение вопроса об установки индивидуального прибора учета и обязанности по его установки, в связи с чем начисление нанимателям повышающего коэффициента является незаконным.

В связи с чем было установлено нарушение, заключающееся в том, что нанимателям коммунальной <адрес> начисление платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению за период с 01.07.2017 года по 01.11.2019 года производятся с повышающим коэффициентом, т.е. нарушен п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, а именно к расчету применяется формула 4(1) приложения № 2 Правил, вместо формулы 4приложения № 2 Правил. Указано:Устранить нарушения. Привести плату за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на индивидуальное потребление за период с 01.07.2017 по 01.11.2019 по адресу: <адрес>нанимателям по договору социального найма в соответствии с п.42 Правил с применением формулы 4 приложения № 2 Правил. (л.д.19-24, 45-48).

Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.

Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД на его собственника, действующим законодательством не предусмотрена возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих в силу закона обязанности по их установке.

Таким образом, указание в предписании на необходимость произвести перерасчет является законным и обоснованным.

Доводы административного истца о том, что Кировский РЖА является ненадлежащим субъектом исполнения предписания и данное предписание является неисполнимым, суд находит также необоснованными, исходя из следующего.

Как усматривается из договора управления от 29.09.2015 года между Санкт-Петербургским ГКУ «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» и ООО «Жилкомсервис № 3 Кировского района», последняя обязуется осуществлять деятельность по управлению вышеуказанным многоквартирным домом.

Между Кировским РЖА и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» был заключен контракт от 18.02.2019 года № 5/02 на формирование платежного документа, предоставляемый нанимателям в соответствии со ст. 155 ЖК РФ. (л.д.100-115).

Согласно п 1.1 Контракта стороны осуществляют взаимодействие в целях реализации обязательств заказчика перед нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, проживающими в МКД, управление которыми осуществляют управляющие организации в том числе.

В силу п.2.1 исполнитель от своего имени по поручению и за счет заказчика обязуется осуществлять в рамках контракта юридические и фактические действия по организации комплекса услуг, включая расчеты размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формирование и печать счетов посредством осуществления обработки информации, предоставленной заказчиком автоматизированным способом с использованием программных средств исполнителя.

В соответствии с п.3.1.4 Контракта ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» формирует счета на основе информации, предоставленной по 25-е число месяца, предшествующему месяцу формирования счетов.

Согласно п.4.1.1.6, 4.1.2 в обязанности заказчика также входит предоставлять исполнителю информацию, необходимую для расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги и формирования счетов, в том числе информацию об оказываемых услугах, информацию, служащую основанием для перерасчета стоимости услуг (недополученные услуги, отключение или перерасчет, иные основания), в том числе предоставлять информацию посредством АРМ РМБиГО 2.0.

Как установлено из сообщения Санкт-Петербургское ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» деятельность по расчету платы а жилое помещение и коммунальные услуги, печать платежных документов, сбор и перечисление денежных средств в отношении собственников жилых помещений, проживающих по адресу: <адрес> предприятие осуществляло на основании договора с ООО «Жилкомсервис № 3 Кировского района». Соответственно основанием для начисления являлась информация предоставленная ООО «Жилкомсервис № 3 Кировского района».

Вышеуказанная деятельность в отношении нанимателей жилых помещений, проживающих по вышеуказанному адресу, предприятие осуществляло на основании контрактов, заключенным между ним и Кировским РЖА. Основанием для начисления платы за коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» указанным нанимателям осуществлялось на основании контрактов и также сведений, предоставляемым Кировским РЖА.

Также указано, что за весь спорный период и для собственников и для нанимателей вышеуказанного жилого помещения применялся и начислялся повышающий коэффициент для услуг «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение». Решение о применении повышающего коэффициента в отношении собственников было принято ООО «ЖКС № № Кировского района», в отношении нанимателей было принято Кировским РЖА, на основании письма последнего от 25.05.2017 года (л.д.196)

Как усматривается из сообщения Кировского РЖА от 25.05.2017 года в адреса ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» согласно п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета холодной (горячей) воды, и в случае отсутствия предусмотрено применение повышающего коэффициента в отношении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» просит с 01.06.2017 производить расчет и начисление платы за холодное (горячее) водоснабжение на индивидуальное потребление с применением повышающих коэффициентов в отношении нормативов потребления коммунальных услуг по лицевым счетам нанимателей государственного жилищного фонда. (л.д.197).

Также, согласно справок Кировского РЖА и ООО «ЖКС № 3 Кировского района» Кировское РЖА направило в адрес ООО «Жилкомсервис № 3 Кировского района» сообщение от 07.02.2020 года, согласно которому во исполнение предписания ГЖИ Санкт-Петербурга от 17.10.219 года Санкт-Петербургское ГКУ «Жилищное агентство Кировского района» просит произвести перерасчет (возврат) платы по услуге «повышающий коэффициент» нанимателям жилых помещений по адресу: <адрес> период с 01.07.2017 года по настоящее время. С февраля 2020 года начисление платы по услуге повышающий коэффициент нанимателям жилых помещений <адрес> не производить.

В связи с чем ООО «Жилкомсервис № 3 Кировского района» для вышеуказанных нанимателей снята услуга «Повышающий коэффициент к услугам» и произведен перерасчет по этой услуге путем указания об этом в базе данных ГУП ВКЦП «Жилищное хозяйство».

Таким образом, судом установлено, что начисление платы за коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» нанимателям осуществлялось на основании контрактов и также сведений, предоставляемым Кировским РЖА. Решение о применении повышающего коэффициента в отношении нанимателей было принято Кировским РЖА, на основании письма последнего от 25.05.2017 года, которые в соответствии с контрактом обязаны предоставлять всю необходимую информацию для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе и применении «повышающего коэффициента», в связи с чем административный истец является надлежащим субъектом исполнения данного предписания.

Доводы административного истца о том, что данное предписание является неисполнимым также опровергаются выполнением ООО «Жилкомсервис № 3 Кировского района» для вышеуказанных нанимателей снята услуга «Повышающий коэффициент к услугам» и произведен перерасчет по этой услуге путем указания об этом в базе данных ГУП ВКЦП «Жилищное хозяйство» именно по указанию истца и именно в связи с исполнением данного предписания. Требований в предписании совершить какие-либо действия лично без участия третьих лиц не указано.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку оно издано уполномоченным лицом, в пределах предоставленной компетенции, и наличии оснований, установленных действующим законодательством, оснований для признания предписания незаконным и его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» к административному ответчику Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: /подпись/ Носкова Н.В.

Копия верна:

Судья Носкова Н.В.