ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-57/20 от 05.03.2020 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а- 57/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Николаевск-на-Амуре 05 марта 2020г.

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Ковадло О.Д.,

с участием Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Кулыгина Г.В.,

представителя ответчика администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по доверенности от 05.11.2019г. № 1.1-57-6360 Незвановой Т.Г.,

представителя МУП «Энергетик» по доверенности от 09.01.2020г. № 01.1-01/2020 Тихонова А.В.,

при секретаре Бигаевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Муниципальному унитарному предприятию « Энергетик», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Николаевский –на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, ссылаясь на то, что Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от 31.07.2018 № 7-22-2018 проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты Амурского бассейна в деятельности администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация). Согласно ч. 1 ст. 41 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с п. 12 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. На основании ч. 6 ст. 60 ВК РФ установлен прямой запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы, сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистки и обеззараживанию. Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. В нарушение указанных норм действующего законодательств на территории Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края организованно централизованное водоснабжение в отсутствие очистных сооружений механической и биологической очистки сточных вод, что влечёт загрязнение водных объектов сточными водами. Так, в ходе проверки установлено, что муниципальное унитарное предприятие « Энергетик» осуществляет использование водного объекта – реки Амур на территории Константиновского сельского поселения в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для цели сброса сточных и (или ) дренажных вод, поскольку соответствующее решение не может быть получено при сбросе загрязненных сточных вод без очистки. Таким образом, в отсутствие очистных сооружений в водный объект - реку Амур производится сброс неочищенных сточных вод, что в свою очередь приводит к загрязнению водного объекта и негативно воздействует на окружающую среду.

В соответствии с п.4 ч1 ст.14 и ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» орган местного самоуправления обязан при разработке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы предусматривать мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Указанные мероприятия подлежат включению в план снижения сбросов. В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства Администрацией до настоящего времени не принято надлежащих мер по приведению в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями очистных сооружений, обеспечив нормативную очистку сточных вод, а также не организовала водоотведение на территории Константиновского сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе - в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Вследствие ненадлежащим образом организованного водоотведения Администрацией на протяжении длительного времени происходит загрязнение водного объекта р. Амур неочищенными сточными водами. Согласно ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда окружающей среде. Указанные права принадлежат неопределенному кругу лиц, поэтому прокурор вправе обращаться за защитой указанного права в суд. Просит суд:

Признать незаконным бездействие администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер по организации водоотведения на территории Константиновского сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.

Возложить на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края обязанность по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно: провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края, обеспечив нормативную очистку сточных вод сбрасываемых в водный объект - реку Амур в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями.

В последующем Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор уточнял исковые требования, так, 31.01.2020г. Николаевским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором предоставлены уточнения исковых требований, из которых следует, что Просит суд:

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда от 24.12.2019г. по настоящему делу в качестве заинтересованных лиц привлечены: Муниципальное унитарное предприятие « Энергетик», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района.

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда от 31.01.2020г. по настоящему делу в качестве ответчиков привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Муниципальное унитарное предприятие «Энергетик».

В судебном заседании Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Кулыгин Г.В. поддержал исковые требования, с учетом уточнений.

Представитель администрации городского поселения «город Николаевск-на-Амуре» по доверенности Незванова Т.Г. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями, просила установить срок для исполнения решения суда – 5 лет. Дополнительно пояснила, что ни плана мероприятий по строительству в с. Константиновка очистных сооружений, ни иных документов администрацией не принималось. Администрация Николаевского муниципального района никогда не обращалась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с целью предоставления субсидий администрации Николаевского муниципального района для строительства очистных сооружений, все необходимые документы для включения администрации Николаевского муниципального района в программу с целью получения субсидий находятся только в стадии подготовки.

Представитель МУП « Энергетик » по доверенности Тихонов А.В. в судебном заседании согласился с исковыми требованиями, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на 5 лет.

Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, предоставили письменный отзыв, из которого следует, что ознакомившись с административным исковым заявлением, ходатайством об уточнении исковых требований и о привлечении соответчиков, министерство возражает в привлечении в качестве соответчика по делу № 2а-57/2020 по следующим основаниям.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011№ 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

При этом, законом № 416-ФЗ определено понятие «водоотведение» - прием,

транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Таким образом, именно органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Надлежащим ответчиком по настоящему делу является именно администрация Николаевского района.

Полномочия министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определены Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства от 06.05.2006 № 69-пр.

В соответствии с Положением, министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, с органами местного самоуправления муниципальных образований края.

К задачам Министерства относится организация методической помощи, взаимодействие и координация деятельности органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края по вопросам, указанным в Положении.

В соответствии с п. 10.2 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения входит осуществление мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства края осуществляет мониторинг разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минстроя России от 21.03.2014 № 110/пр.

В соответствии со ст. 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществление бюджетных инвестиций из бюджета субъекта Российской Федерации в объекты муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъекта Российской Федерации, не допускается

Согласно части 2 вышеуказанной статьи Законом о бюджете субъекта РФ могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.

Порядок предоставления указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) устанавливается Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из вышеуказанного следует, что предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности является правом, а не обязанностью субъекта РФ. Кроме того, не допускаются бюджетные инвестиции из бюджета РФ в объекты, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъекта РФ.

Привлечение министерства к участию в деле в качестве соответчика по делу в целях осуществления финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса на территории Николаевского муниципального района противоречит требованиям Бюджетного Кодекса РФ.

Министерство вправе осуществлять софинансирование только в случае, если это предусмотрено Законом о краевом бюджете на соответствующий период.

В рамках реализации государственной программы Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края" (далее - Программа) утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 № 185-пр, на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности с целью оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям края на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства муниципальной собственности, прошедшим соответствующий отбор предоставляются субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края.

Предоставление субсидий из средств краевого бюджета на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, коммунальных объектов осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период, Порядком (приложение №10) предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 № 185-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края", а также в соответствии с постановлением Правительства края от 05.04.2012 № 95-пр "Об утверждении порядка формирования и мониторинга реализации перечня краевых адресных инвестиционных проектов и порядка проведения оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств краевого бюджета, направляемых на капитальные вложения".

Администрация Николаевского муниципального района заявку на включение инвестиционного проекта по строительству объектов водоотведения в с. Константиновка Николаевского муниципального района в перечень краевых адресных инвестиционных проектов в адрес министерства не предоставляла.

Финансирование из средств краевого бюджета разработки проектно-сметной документации на строительство объектов муниципальной собственности нормативными правовыми актами Хабаровского края не предусмотрено.

Вместе с тем средства федерального и краевого бюджета на софинансирование строительства или реконструкцию объектов муниципальной собственности предоставляется при соблюдении определенных условий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации") и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предоставление субсидий на софинансирование строительства объектов капитального строительства только при наличии проектно-сметной документации.

Заявки от Николаевского муниципального района, соответствующие порядку 95-пр, в министерство не поступали.

В результате отсутствия необходимых документов вопрос софинансирования объекта в рамках перечня краевых адресных инвестиционных проектов не рассматривался.

Ссылка заявителя на решение суда по делу № 33а-1052/2019 в качестве обоснования доводов о привлечении министерства в качестве соответчика по данному делу – несостоятельна и необоснованна. Имеется апелляционное определение от 25.12.2019 № 33а-9606/2019, которым решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 23.08.2019 по иску Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Ульчского муниципального района отменено и направлено на новое рассмотрение ввиду не исследования вопроса полномочий министерства в указанной сфере.

Надлежащим ответчиком по настоящему делу является именно администрация Николаевского муниципального района.

Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации можетосуществлятьсяЗаконами субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного просят исключить министерство из числа ответчиков по настоящему делу

Представители заинтересованного лица- Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно Уставу МУП «Энергетик» является юридическим лицом, учредителем предприятия и собственником его имущества является Николаевский муниципальный район Хабаровского края (п. 1.3) Целью деятельности предприятия является удовлетворение потребностей населения, юридических лиц, иных потребителей по коммунальному обслуживанию, и получение прибыли. Для достижения целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: сбор и очистка сточных вод, в том числе деятельность по обеспечению их работоспособности( 145-154 Т. 1)

Между администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и МУП « Энергетик» 17.07.2017г. был заключен договор № 5 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Энергетик», в том числе канализационных сетей, очистных сооружений, канализационно- насосной станции в с. Коснтантиновка, согласно акту приема-передачи(л.д. 6-17 Т. 1 )

Из информации, предоставленной директором МУП «Энергетик» С.Л. Никитцевым от 30.01.2020г. следует, что технические паспорта на очистные сооружения предприятию совместно с договором хозяйственного ведения от 17.07.2017г. до настоящего времени не передавались. Документы производственного контроля (журнал сброса и контроля качества сброса сточных вод через канализационные сети) в водный объект -р. Амур Николаевского муниципального района у предприятия отсутствуют, не ведутся. Осмотр очистных сооружений, расположенных в с. Константиновка Николаевского муниципального района, в том числе с привлечением специалистов, иных заинтересованных лиц, не производился (л.д. 143 Т. 1)\

05.05.2014г. Заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов В.А. Никаноровым утверждены нормативы допустимого воздействия на водные объекты бассейна р. Амур в составе водохозяйственных участков (л.д. 1-84 Т.2)

Постановлением администрации Константиновского сельского поселения от 18.12.2014г. № 77-па утверждена схема водоснабжения и водоотведения Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края до 2024г. (л.д.122-137 Т. 2)

Согласно акту осмотра от 06.02.2020г., составленному Николаевским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором с участием гос. инспектора ПМУ Росприроднадзора Шахбазова Р.Н., руководителя управления ЖКХ администрации Николаевского муниципального района Михайлова Д.Г., начальника юридического отдела администрации Николаевского муниципального района Костырина И.И., главного энергетика МУП «Энергетик» Славникова А.А. произведен осмотр очистных сооружений Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района, в ходе которого установлено, что в примерных географических координатах 53.0809659 северной широты и 140.0805659 восточной долготы находится разрушенное строение из белого камня в котором до начала 90-х годов находились очистные сооружения централизованной системы водоотведения Константиновского сельского поселения. В настоящее время очистных сооружений не имеется. Централизованная система водоотведения напрямую выходит на выпуск на проходе через данное здание, т.е. без очистки(л.д.103, 104 Т. 2)

Из экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного эпидемиологического надзора от 26.02.2020г. № 007/2020 ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» следует, что в результате экспертизы по итогам химического анализа проб сточной воды из концевого колодца системы водоотведения, назначенной в рамках внеплановой проверки, согласованной с прокуратурой Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении МУП «Энергетик» с. Константиновка Николаевского муниципального района установлено превышение ПДК для воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016г. № 552 в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по следующим загрязняющим веществам: нефтепродукты, фосфаты, железо общее, ионы аммония, АПАВ, фенолы общие. Влияния сброса сточных вод на водный объект р. Амур установлено по БПК (при 5-ти дневной инкубации), нефтепродуктам, хлоридам, сульфатам, ионам аммония. Нитратам. При этом значения, на которые увеличивались концентрации указанных веществ ниже значений ПДК. Утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016г. № 552.( л.д.107-111,152- Т. 2)

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о водоснабжении водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В силу пункта 6 статьи 2 Закона о водоснабжении гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9 статьи 2 Закона о водоснабжении).

Согласно пункту 15 статьи 2 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Объектом централизованной системы водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения (пункт 14 статьи 2 Закона о водоснабжении).

Пунктом 23 статьи 2 Закона о водоснабжении предусмотрено, что сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) представляют собой принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Согласно пункту 26 статьи 2 Закона о водоснабжении транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

В силу пункта 28 статьи 2 Закона о водоснабжении централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено:

окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 51 Федерального "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания, не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.

Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в целях обеспечения водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем водоотведения, заключают договоры по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения водоотведения.

Из пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, следует, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района имеется централизованная канализационная система водоотведения (канализация), сточные воды сбрасываются в неочищенном состоянии в реку Амур на территории Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района. Очистные сооружения отсутствуют и не функционируют.

Гарантирующей организацией водоотведения на территории Константиновского сельского поселения является МУП « Энергетик». Иных организаций, осуществляющих водоотведение на территории данного поселения, не имеется. При этом МУП " Энергетик" не исполняет свои обязанности по очистке сточных вод, поступающих из системы канализации указанного сельского поселения. Договоры по очистке сточных вод с другими организациями не заключало. При этом указанное предприятие не осуществляет мероприятия, направленные на очистку сточных вод.

В соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселений водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь ст. 60 ВК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" суд приходит к выводу, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства администрацией Николаевского муниципального района, которая является собственником объектов водоотведения, расположенных на территории Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района, не принято должных мер по надлежащей организации водоотведения.

В ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение факты нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов, выразившиеся в отсутствии на территории Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района инженерных сооружений для очистки сточных вод. Непринятие администрацией Николаевского муниципального района по предотвращению загрязнения водного объекта противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, в связи с чем, исковые требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Николаевского муниципального района в части непринятия мер по организации надлежащего водоотведения на территории Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и о водоотведении подлежат удовлетворению. Суд не может согласиться с требованиями Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в части признания незаконным бездействия Муниципального унитарного предприятия « Энергетик» в части непринятия мер по организации надлежащего водоотведения на территории Констатиновского сельского поселения, поскольку, именно в ведении органов местного самоуправления, коим МУП « Энергетик» не является, находится организация водоотведения. МУП «Энергетик» согласно Уставу создано администрацией Николаевского муниципального района для сбора и обработке сточных вод.

Исходя из положений ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Для регулирования негативного воздействия данным законом установлены нормативы в области охраны окружающей среды, в которые включены, в том числе, нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 1). Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности. В свою очередь нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 21) включают в себя, помимо прочего, нормативы допустимых сбросов (далее - НДС). Также предусмотрены нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее - НПДКВ), которые относятся к нормативам качества окружающей среды (ст.20).

К сточным водам, на основании п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), относятся сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. Следовательно, сброс сточных вод является воздействием на окружающую среду в виде сброса в водные объекты, для регулирования которых применяются нормативы допустимых сбросов. При этом, исходя из статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Помимо этого, в силу ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется согласно статье 44 ВК РФ с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды. На основании статей 55 и 56 ВК РФ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, содержание опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. В соответствии со ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, а также на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Кроме того, согласно уже упомянутой статье 35 ВК РФ нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации издано постановление от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», согласно 1 пункту которого нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием других федеральных агентств и служб. В целях реализации указанных полномочий заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов 05.05.2014 утверждены Нормативы допустимого воздействия на водные объекты бассейна реки Амур. Срок действия данных нормативов допустимого воздействия на водные объекты установлен до 31.12.2029.

В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 20.12.2004 № 166- ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - ФЗ «О рыболовстве») рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. Устанавливается, помимо прочих, Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн, включающий в себя р. Амур. В силу ст. 47 ФЗ «О рыболовстве» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В этих целях постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 484 закреплено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Министерство сельского хозяйства РФ. Приказом Минсельхоза РФ от 13.12.2016 № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (Таблица № 2 «Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»).

В соответствии с п. 10.2 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения входит осуществление мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.

Как было установлено в судебном заседании, при передаче имущества МУП « Энергетик» в хозяйственное ведение для осуществления им, как гарантирующей организаций, функций водоотведения, МУП « Энергетик» были переданы канализационные сети, очистные сооружения в нерабочем состоянии. Поскольку МУП « Энергетик» не может осуществлять надлежащим образом водоотведение, поскольку за счет собственных средств, данному предприятию обеспечить работоспособность очистных сооружений, которые не функционируют и фактически отсутствуют с 1990-х годов, осуществить невозможно, а также с учетом вышеуказанных положений законодательства, суд считает, что исковые требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в части возложения на администрацию. Николаевского муниципального района обязанности по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно организовать на территории Константиновского сельского поселения очистку (обезвреживание) канализационных сточных вод централизованных систем водоотведения Константиновского сельского поселения Николаевского муниципального района в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рабохозяйственного значения и нормативами допустимого воздействия на водные объекты реки Амур подлежат удовлетворению. В части возложения данных обязательств в отношении МУП « Энергетик» в удовлетворении исковых требований, исходя из формулировки исковых требований, следует отказать, так как организация очистки сточных вод, которая является составной частью надлежащего водоотведения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы федерального законодательства постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила). Согласно п. 2 данных Правил проекты инвестиционных программ разрабатываются организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем. В соответствии с п. 6 Правил проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 во исполнение ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила разработки) и требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее - Требования к содержанию схем).

Согласно п. 3 Правил разработки целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства РФ, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет, утверждаются органами местного самоуправления (п. 4, п. 6 Правил разработки).

Согласно п. 3 Требований к содержанию схем, схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.

В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановое значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 4 Требований к содержанию схем).

Как было установлено в судебном заседании, постановлением администрации Константиновского сельского поселения утверждены Схемы водоотведения и водоснабжения Константиновского сельского поселения до 2024г., данная схема водоснабжения Константиновского сельского поселения не соответствует требованиям ст. 12 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 5 и 6 Правил разработки, а также нижеуказанным пунктам Требований к содержанию схем по следующим разделам схемы водоснабжения и водоотведения Константиновского сельского поселения.

Согласно п.п. «а», «б», «в», «д», «е», «ж» п. 16 Требований к содержанию схем раздел «Существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа» схема водоотведения должна содержать описания структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны; результатов технического обследования централизованной системы водоотведения, включая описание существующих канализационных очистных сооружений, в том числе оценку соответствия применяемой технологической схемы очистки сточных вод требованиям обеспечения нормативов качества очистки сточных вод, определение существующего дефицита (резерва) мощностей сооружений и описание локальных очистных сооружений, создаваемых абонентами; технологических зон водоотведения, зон централизованного и нецентрализованного водоотведения (территорий, на которых водоотведение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоотведения) и перечень централизованных систем водоотведения; состояния и функционирования канализационных коллекторов и сетей, сооружений на них, включая оценку их износа и определение возможности обеспечения отвода и очистки сточных вод на существующих объектах централизованной системы водоотведения; территорий муниципального образования, не охваченных централизованной системой водоотведения; существующих технических и технологических проблем системы водоотведения поселения, городского округа; оценки безопасности и надежности объектов централизованной системы водоотведения и их управляемости, а также воздействия сбросов сточных вод через централизованную систему водоотведения на окружающую среду.

В разделе № 1 главы 2 «Существующее положение в сфере водоотведения поселения» схемы водоотведения Константиновского сельского поселения отсутствуют указанные сведения и оценки (имеется лишь указание на общий состав системы водоснабжения).

Раздел «Балансы сточных вод в системе водоотведения» схема водоотведения должна содержать, в том числе описание баланса отведения стоков по технологическим зонам водоотведения; оценку фактического притока неорганизованного стока (сточных вод, поступающих по поверхности рельефа местности) по технологическим зонам водоотведения; результаты ретроспективного анализа за последние 10 лет балансов поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения по технологическим зонам водоотведения с выделением зон дефицитов и резервов производственных мощностей; прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений (п.п. «а», «б» «г», «д» п. 17 Требований к содержанию схем).

Раздел № 2 главы 2 «Балансы сточных вод системы водоотведения» схемы водоотведения Константиновского сельского поселения указанные сведения не содержит, указан лишь общий суммарный объем поступление сточной воды и прогнозные балансы поступления сточных вод, а также их проектируемую мощность.

Аналогично по разделу № 3 главы 2 «Прогноз объема сточных вод» схемы водоотведения Константиновскогосельского поселения, в котором отсутствуют и не содержится в иных разделах сведения, предусмотренные п. 18 Требований к содержанию схем, в части описания структуры централизованной системы водоотведения (эксплуатационные и технологические зоны) (п.п. «б»); расчета требуемой мощности очистных сооружений исходя из данных о расчетном расходе сточных вод, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам сооружений водоотведения с разбивкой по годам (п.п. «в»); результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов централизованной системы водоотведения (п.п. «г»).

В соответствии с пунктом 19 Требований к содержанию схем раздел «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения» схема водоотведения должна содержать основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения (п.п. «а»); перечень основных мероприятий по реализации схем водоотведения с разбивкой по годам, включая технические обоснования этих мероприятий (п.п. «б»); технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоотведения (п.п. «в»); сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах централизованной системы водоотведения (п.п. «г»); сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и об автоматизированных системах управления режимами водоотведения на объектах организаций, осуществляющих водоотведение (п.п. «д»); описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа, расположения намечаемых площадок под строительство сооружений водоотведения и их обоснование (п.п. «е»); границы планируемых зон размещения объектов централизованной системы водоотведения (п.п. «з»).

Кроме этого, при обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения должны быть решены задачи по организации централизованного водоотведения на территориях поселений, городских округов, где оно отсутствует (п.п. «б» п. 20 Требований к содержанию схем).

Раздел 4 главы 2 «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов систем водоотведения и сетей» схемы водоотведения Магинского сельского поселения не содержит указанные сведения, не содержит запланированных мероприятий по строительству очистных сооружений для очистки канализационных сточных вод в нарушение частей 1, 2 и 4 ст.38 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п.п. «б» п. 21 Требований к содержанию схем раздел «Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения» схема водоотведения должна содержать, в том числе сведения о применении методов, безопасных для окружающей среды, при утилизации осадков сточных вод.

Раздел № 5 главы 2 «Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения» схемы водоотведения Константиновского сельского поселения не содержит указанных сведений.

В силу п.п. «а», «б», «в», «г» п. 23 Требований к содержанию схем в плановых значениях показателей развития централизованных систем водоотведения схемы водоотведения должны содержаться показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения и показатели реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоотведения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам. К показателям надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения относятся, показатели надежности и бесперебойности водоотведения; показатели очистки сточных вод; показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод; иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Раздел 7 главы 2 «Целевые показатели развития централизованной системы водоотведения» схемы водоотведения Константиновского сельского поселения не содержит указанные показатели, т.е. какие показатели будут достигнуты в результате реализации мероприятий схемы, неизвестно.

В Константиновском сельском поселении наблюдается острый дефицит в водоотведении сточных вод, как в отношении очистных сооружений, так и в отношении технических параметров сетей. Имеется необходимость в развитии существующих сетей и сооружений включая строительство очистных сооружений, новых участков сетей для водоотведения сточных вод, реконструкции имеющихся сетей.

Однако, по тексту разделов схемы водоотведения Константиновского сельского поселения нет указаний, где необходимо развитие существующих и новых участков сетей при их остом дефиците, а также строительство очистных сооружений, следовательно, в нарушение требований частей 1, 2, 4 ст. 38 «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованной системы водоотведения Константиновского сельского поселения, которое может быть реализовано лишь в соответствии со схемой водоотведения, осуществляться не будет.

Таким образом, на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края необходимо возложить обязанность по принятию мер к актуализации схем водоснабжения и водоотведения Константиновского сельского поселения.

Подлежат также удовлетворению исковые требования в части обязании администрации Николаевского муниципального района разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по ремонту и (или) модернизации систем водоотведения в Константиновском сельском поселении Николаевского муниципального района, в котором предусмотреть мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Как подлежат удовлетворению исковые требования в части обязании МУП « Энергетик» разработать проект инвестиционной программы по ремонту и (или) модернизации систем водоотведения в Константиновском сельском поселении, в соответствии с требованиями Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, направлении указанного проекта на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и обязании администрации Николаевского муниципального района согласовать проект инвестиционной программы по ремонту и (или) модернизации систем водоотведения в Константиновском сельском поселении Николаевского муниципального района.

Что же касается административных требований Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в части возложения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности по принятию участия в осуществлении финансирования мероприятий по строительству очистных сооружений централизованной системы водоотведения в Константиновском сельском поселении, то суд исходит из следующего:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства края осуществляет мониторинг разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минстроя России от 21.03.2014 № 110/пр.

В соответствии со ст. 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществление бюджетных инвестиций из бюджета субъекта Российской Федерации в объекты муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъекта Российской Федерации, не допускается

Согласно части 2 вышеуказанной статьи Законом о бюджете субъекта РФ могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.

Порядок предоставления указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) устанавливается Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из вышеуказанного следует, что предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности является правом, а не обязанностью субъекта РФ.

В рамках реализации государственной программы Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края" (далее - Программа) утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 № 185-пр, на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности с целью оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям края на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства муниципальной собственности, прошедшим соответствующий отбор предоставляются субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края.

Предоставление субсидий из средств краевого бюджета на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, коммунальных объектов осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период, Порядком (приложение №10) предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 № 185-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края", а также в соответствии с постановлением Правительства края от 05.04.2012 № 95-пр "Об утверждении порядка формирования и мониторинга реализации перечня краевых адресных инвестиционных проектов и порядка проведения оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств краевого бюджета, направляемых на капитальные вложения".

Администрация Николаевского муниципального района заявку на включение инвестиционного проекта по строительству объектов водоотведения в с. Константиновка Николаевского муниципального района в перечень краевых адресных инвестиционных проектов в адрес министерства не предоставляла.

Средства федерального и краевого бюджета на софинансирование строительства или реконструкцию объектов муниципальной собственности предоставляется при соблюдении определенных условий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации") и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предоставление субсидий на софинансирование строительства объектов капитального строительства только при наличии проектно-сметной документации.

Аналогичные требования содержатся и в Порядке формирования и мониторинга реализации перечня краевых адресных инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства края от 05 апреля 2012 г. № 95-пр (далее – порядок № 95-пр), в соответствии с которым Условиями предоставления субсидий являются:

а) обеспечение доли участия муниципального образования края в финансировании строительства(реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства за счет средств местного бюджета в размере не менее минимального размера доли участия в финансировании инвестиционных проектов, установленного в соответствии с порядком формирования и мониторинга реализации перечня краевых адресных инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 05 апреля 2012 г. N 95-пр "Об утверждении Порядка формирования и мониторинга реализации Перечня краевых адресных инвестиционных проектов и Порядка проведения оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств краевого бюджета, направляемых на капитальные вложения";

б) наличие проектной документации объекта капитального строительства,утвержденной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы объекта капитального строительства;

в) наличие муниципальной программы, направленной на достижение целей Программы и предусматривающей строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта капитального строительства, на софинансирование которого осуществляется предоставление субсидии.

Органы местного самоуправления края ежегодно до 01 марта текущего финансового года представляют в органы исполнительной власти края в соответствии с отраслевой принадлежностью объектов капитального строительства заявки наполучение субсидий на очередной финансовый год, составленные в соответствии с формами, установленными соответствующими органами исполнительной власти края, с приложением следующих документов:

- копия муниципальной программы, предусматривающей строительство, реконструкцию объектов капитального строительства;

- сведения о наличии (отсутствии) в реестре типовой проектной документации типовой проектной документации, которая разработана для аналогичного объекта капитального строительства; сведения о применении (обоснование невозможности применения) типовой проектной документации в произвольной форме - при предоставлении субсидии на строительство объектов капитального строительства;

- копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства;

- копия положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства;

- копия положительного заключения государственной экологической экспертизы объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- иные документы, представление которых требуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края, а также соглашениями о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, являющейся источником финансового обеспечения субсидии.

Поскольку в судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что заявки от Николаевского муниципального района, соответствующие порядку 95-пр, в министерство не поступали, все необходимые документы находятся только в стадии разработки в администрации Николаевского муниципального района. Законодательство не предусматривает возложения обязанности на будущее время, следовательно у суда не имеется оснований для возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности по принятию участия в осуществлении финансирования мероприятий по строительству очистных сооружений централизованной системы водоотведения в Константиновском сельском поселении Николаевского муниципального района.

Ссылка Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора на апелляционное определение Хабаровского краевого суда по делу № 33а-1052/2019, является необоснованной, так как указанное определение для данного дела не имеет преюдиционного значения.

В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым установить срок на исполнение решения суда, с учетом требований разумности, необходимого объема работ, конечным итогом которого является реконструкция и (или) модернизация очистных сооружений, суд считает необходимым установить срок – 5 лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 174-180,227, 228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Установить срок для исполнения решения суда – 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 10 марта 2020г.

Судья Ковадло О.Д.