ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-57/20 от 17.03.2020 Константиновского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-57/2020

УИД: 28RS0-48

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2020 года с. Константиновка

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Гайдамак О.В.,

при секретаре Константиновой Ю.К.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Константиновского района ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Константиновского района Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Зеньковского сельсовета о признании незаконным бездействия Администрации Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования - Зеньковский сельсовет Константиновского района Амурской области специализированной службы по вопросам захоронения, обязании Администрации Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области в срок до 01 июля 2020 года создать на территории муниципального образования - Зеньковский сельсовет Константиновского района Амурской области специализированную службу по вопросам похоронного дела, обязании Администрации Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и прокуратуру Константиновского района Амурской области в течении одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения решения,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Константиновского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что в декабре 2019 года прокуратурой Константиновского района проведена проверка исполнения администрацией Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» администрацией Зеньковского сельсовета на территории муниципального образования Зеньковский сельсовет Константиновского района Амурской области не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. 09 декабря 2019 года по результатам вышеуказанной проверки законодательства о погребении и похоронном деле главе Зеньковского сельсовета внесено представление о необходимости создания специализированной похоронной службы по вопросам похоронного дела. Однако до настоящего времени требования прокурора не удовлетворены, такая служба не создана, что подтверждено ответом главы Зеньковского сельсовета. На основании изложенного, со ссылками положения Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Амурской области от 03 октября 2014 № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», Кодекса административного судопроизводства РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 14 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и.о. прокурора Константиновского района просит суд признать незаконным бездействие Администрации Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования - Зеньковский сельсовет Константиновского района Амурской области специализированной службы по вопросам захоронения, обязать Администрацию Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области в срок до 01 июля 2020 года создать на территории муниципального образования - Зеньковский сельсовет Константиновского района Амурской области специализированную службу по вопросам похоронного дела, обязать Администрацию Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и прокуратуру Константиновского района Амурской области в течении одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения решения.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Константиновского района Титова Е.А. на удовлетворении административного искового заявления настаивала.

В судебное заседание не явился извещённый надлежащем образом о дате, времени и месте судебного заседания представитель административного ответчика – глава Зеньковского сельсовета ФИО1 о причинах не явки суду не сообщила, ходатайств об отложении не заявляла. В судебном заседании, состоявшемся 13 марта 2020 года представитель административного ответчика – глава Администрации Зеньковского сельсовета Константиновского района ФИО1 административные исковые требования и.о. прокурора Константиновского района не признала. В обоснование своей правовой позиции пояснила, что на территорию Зеньковского сельсовета приняты нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации похоронного дела и устанавливающие стоимость предоставляемых услуг по погребению. В бюджете Зеньковского сельсовета предусмотрены денежные средства на эти цели в размере 16000 рублей. Вопросы организации похоронного дела на территории сельсовета решены путём заключения с ООО «Мемориальное предприятие ритуальные услуги» договора на оказание услуг по вывозу невостребованных (безродных) умерших и договора о захоронении умерших. Полагала создание на территории сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела нецелесообразным, поскольку количество умерших, погребение которых осуществляется за счёт средств органа местного самоуправления, является весьма незначительным.

Суд, учитывая мнение помощника прокурора, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, определил, продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса, явка которых судом не признана обязательной.

Выслушав представителя административного истца, учитывая правовую позицию представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ способами зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены исполняющим обязанности прокурора Константиновского района в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.

Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»), Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Согласно п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (ст. 12 указанного Федерального закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям. Кроме того, предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы.

Между тем, согласно п. 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений ст. ст. 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Из изложенного следует, что федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

В ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определён круг вопросов местного значения городского, сельского поселения.

Так, в силу п. 22 ч. 1 названной статьи, а так же статьи ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с п. п. 23 статьи 4 Устава Зеньковского сельсовета, принятого решением Зеньковского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года к вопросам местного значения Зеньковского сельсовета относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, обязанность организации специализированной службы по вопросам похоронного дела администрацией Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области предусматривается вышеприведенными правовыми нормами и уставом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения в декабре 2019 года прокуратурой Константиновского района Амурской области проверки исполнения администрацией Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области требований законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что администрацией Зеньковского сельсовета на территории муниципального образования Зеньковский сельсовет не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Зеньковского сельсовета и.о. прокурора района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле за .

В соответствии с ответом на представление прокурора, датированное от ДД.ММ.ГГГГ за , глава Зеньковского сельсовета сообщила о том, что администрация сельсовета осуществляет оформление и выдачу справок о проживании умершего на день смерти, с указание лиц, занимающихся похоронами, в администрации сельсовета имеется необходимый похоронный инвентарь для погребения умершего, существует устная договорённость с владельцами транспорта о перевозке тела (останков) умершего на кладбище, по услугам погребения имеется устная договорённость с неработающими гражданами, создание специализированной службы по вопросам захоронения и предоставления ритуальных услуг не представляется возможным, так как МУП ликвидировано в декабре 2017 года.

ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре» и.о. прокурора внесено главе администрации Зеньковского сельсовета требование за о предоставлении информации о том, создана ли на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела.

В ответе на требование прокурора, датированное ДД.ММ.ГГГГ за , глава Зеньковского сельсовета сообщает, что создание специализированной службы по вопросам захоронения и предоставления ритуальных услуг не представляется возможным, так как МУП ликвидировано в декабре 2017 года. В бюджете на 2020 год не заложены средства на создание специализированной службы по вопросам захоронения и предоставления ритуальных услуг ввиду недостаточности финансирования.

Также в ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что на территории Зеньковского сельсовета приняты правовые акты по вопросам похоронного дела. Так, решениями Зеньковского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на территории Зеньковского сельсовета утверждены Положение об организации похоронного дела и Положение о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Как следует из Положения об организации похоронного дела Администрация Зеньковского сельсовета обязана обеспечить: предоставление места для захоронения, ведение книги регистрации захоронений, соблюдение установленных норм правил захоронения ….., а также выполнение иных требований, предусмотренных законодательством РФ и законодательства Амурской области (раздел 3). В силу раздела пятого названного Положения услуги в области погребения и похоронного дела могут оказываться хозяйствующими субъектами, наделенными полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела на основании муниципального контракта (пункт 1).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Зеньковского сельсовета и ООО «Мемориальное предприятие ритуальные услуги» заключены договоры и согласно которым ООО «Мемориальное предприятие ритуальные услуги» (Исполнитель) обязуется по заданию администрации Зеньковского сельсовета (Заказчика) оказывать услуги по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, а так же умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, а так же производить вывоз невостребованных (безродных) умерших, а администрация Зеньковского сельсовета (Заказчик) обязуется оплатить данные услуги (п.п. 1.1 п. 1 Договоров). Срок действия указанных договоров до ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 3.1 п. 3 Договоров).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией Зеньковского сельсовета специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории сельсовета до настоящего времени не создана. Указанное обстоятельство не оспаривалось административным ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд полагает установленным, в нарушение вышеприведённых норм права, факт неисполнения администрацией Зеньковского сельсовета обязанности по созданию на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела, что является нарушением статьи 12 Федерального закона № 8 – ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которой возможность осуществления погребения специализированной службой является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

То обстоятельство, что администрацией Зеньковского сельсовета на территории муниципального образования Зеньковский сельсовет приняты правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению, заключены договоры на оказание услуг по захоронению с частным предприятием не свидетельствует об исполнении административным ответчиком полномочий по вопросам похоронного дела, как это регламентируется вышеприведенными нормами действующего законодательства.

В связи с чем, суд соглашается с доводом прокурора о том, что невыполнение администрацией Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области обязанности по созданию на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела при администрации сельсовета, нарушает права неопределённого круга лиц в сфере организации и предоставления похоронных услуг.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и наличии оснований для их удовлетворения.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Рассматривая требование прокурора о возложении на администрацию Зеньковского сельсовета обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит указанный срок обоснованным и разумным.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает в резолютивной части на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административном истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск и.о. прокурора Константиновского района Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Зеньковского сельсовета, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования - Зеньковский сельсовет Константиновского района Амурской области специализированной службы по вопросам захоронения.

Обязать Администрацию Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области в срок до 01 июля 2020 года создать на территории муниципального образования - Зеньковский сельсовет Константиновского района Амурской области специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Обязать Администрацию Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и прокуратуру Константиновского района Амурской области в течении одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – Девятый кассационный суд общей юрисдикции (<...>) путём подачи кассационной жалобы через Константиновский районный суд Амурской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2020 года.

Председательствующий судья Гайдамак О.В.