Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Оса 06 марта 2017 года
Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Силяво Ж.Р., при секретаре судебного заседания Хатагаровой Е.И.,
с участием административного истца ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, <дата обезличена> года рождения, ее представителя адвоката Макаровой Е.П., представившей удостоверение №.... и ордер №.... от <дата обезличена>,
представителей административного ответчика - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района ФИО3 и ФИО4, действующих на основании доверенностей,
заинтересованного лица ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-57/2017 по административному исковому заявлению ФИО1, в защиту несовершеннолетнего ФИО2, ... рождения, к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района об отмене постановления №.... от <дата обезличена> о постановке несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении на учет в банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, законный представитель несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в Осинский районный суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Осинский район» об отмене постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района об отмене постановления №.... от <дата обезличена> о постановке семьи и (или) несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, указав следующее:
Постановлением КДН и ЗП администрации МО «Осинский район» №.... от <дата обезличена> её несовершеннолетний сын ФИО2, <дата обезличена> года рождения, поставлен на учет в Банк данных <адрес обезличен> о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Так, как указывает административный истец, <дата обезличена> между сыном административного истца, ФИО2, и ФИО5 произошла обоюдная драка. В возбуждении уголовного дела в отношении сына административного истца по ст.ст.112, 115, 116 УК РФ было отказано за отсутствием составов преступлений, что является реабилитирующим основанием (п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ).
Согласно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата обезличена>, вынесенного ст. инспектором ГДН ОУУП и ПДН отдела полиции (дислокация п.Оса) МО МВД России «Боханский» ФИО6 не установлено, что действия ее сына ФИО2 носили умышленный характер. Из объяснений ее сына следует, что на уроке физкультуры между ним и ФИО7 возник конфликт, переросший в последствии в обоюдную драку. При этом первым удар именно в лицо нанес ФИО7, ее сын не хотел с ним драться. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями ребят, непосредственно находившихся в момент ссоры в раздевалке школы.
Административный истец указывает, что с 2001 года и по настоящее время ни её сын, ни их семья в поле зрения правоохранительных органов не попадали, на административных комиссиях не разбирались, сын характеризуется положительно как со стороны учителей, так и одноклассников, друзей. Административный истец указывает, что её сын доброжелательный, вежливый ребенок, готов всегда прийти на помощь. Указанный выше случай произошел впервые. В связи с чем, считает, что её несовершеннолетний сын был поставлен на учет как находящийся в социально опасном положении, незаконно.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1999г. № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Ни одним из признаков несовершеннолетнего как находящегося в социально опасном положении, по мнению административного истца, её несовершеннолетний сын ФИО2 не обладает. В законе указано, что «.. . либо совершает правонарушение или антиобщественные действия», что подразумевает их неединичность. Вместе с тем, её сын правонарушения ранее не совершал, о чем говорит отсутствие каких-либо правовых решений в отношении её сына.
В постановлении Комиссии по делам несовершеннолетних №.... от <дата обезличена> необоснованно указано на установление факта совершения несовершеннолетним ФИО2 правонарушений, еще и в множественном числе, данное обстоятельство не соответствует действительности.
Считает, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Осинского муниципального района вышла за рамки своих полномочий, чем грубо нарушены права её несовершеннолетнего сына ФИО2, поскольку незаконным постановлением и как следствие, постановкой её сына на учет как несовершеннолетнего находящегося в социально опасном положении, причинен моральны вред в первую очередь её ребенку, выразившийся в приобретении им статуса подростка с девиантным поведением, а также ей, как маме, поскольку она одна воспитывает троих детей, и учит детей справедливости, добру, а в жизни её ребенку пришлось столкнуться с несправедливостью, права которого она не может защитить, не иначе как в судебном порядке.
Также административный истец указывает, что при вынесении постановления о постановке её сына на учет как несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, на Комиссии с указанными в ней членами она не присутствовала, о заседании Комиссии как законный представитель несовершеннолетнего не уведомлялась, чем нарушены права её ребенка и её права, как законного представителя.
Также состав указанной Комиссии считает незаконным, поскольку в него входил прокурор ФИО8, являющаяся родственницей ФИО7, что говорит о ее заинтересованности в исходе дела, в связи с чем, состав Комиссии незаконен. Она, как законный представитель несовершеннолетнего, была лишена права участия в заседании Комиссии и права защиты интересов ее несовершеннолетнего сына.
По мнению административного истца, вынесенное постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Осинского района необоснованно и немотивированно, не содержит конкретных ссылок на нормы закона, на основании которых её сын был признан ими лицом, находящимся в социально опасном положении, на основании каких доказательств Комиссия пришла к выводу о необходимости постановки ее сына на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и проведении с ним индивидуально-профилактической работы.
Вместе с тем, в соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.06.1999г. № 120-ФЗ (ред. От 03.07.2016г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, коим является КДН и ЗП Осинского муниципального района, в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации.
По доводам административного истца, КДН и ЗП администрации МО «Осинский район» соблюдение прав и законных интересов её несовершеннолетнего сына не обеспечило, незаконно поставив сына на учет как несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. В связи с чем, считает вынесенное решение незаконным.
Следует отметить, что ранее <дата обезличена> и <дата обезличена> уже состоялось два заседания КДН и ЗП Осинского муниципального района, на которых Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для постановки ее несовершеннолетнего сына ФИО2 на учет в качестве несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Однако, в противоречие ранее принятым решениям КДН и ЗП <дата обезличена> вынесено оспариваемое постановление.
Статьей 38 Конституции РФ установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
На основании изложенного, просит постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Осинский район» № 2 от <дата обезличена> о постановке несовершеннолетнего ФИО2, <дата обезличена> года рождения, на учет в Банк данных <адрес обезличен> о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, отменить, как незаконное; обязать КДН и ЗП администрации МО «Осинский район» исключить ФИО2 из указанного Банка данных.
В судебном заседании административный истец ФИО1 свои требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в заявлении. Дополнительно пояснила, что она не согласна с решением КДН о постановке ее несовершеннолетнего сына на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, так как ее сын не находится в социально-опасном положении, он впервые совершил правонарушение, он положительный ребенок, хорошо учится, закончил школу искусств, занимается спортом. КДН дважды рассматривала вопрос о постановке сына на учет и отказывала, однако после получения письма из Областной КДН, комиссия поставила ее сына на учет. <дата обезличена> ее действительно пригласили на заседание комиссии. Когда она зашла в зал, где проводилось заседание, секретарь комиссии зачитала ей письмо с Областной КДН, после чего ей сообщили, что ее сын в связи с этим письмом ставится на учет. Никто при ней не голосовал, слово ей также не предоставляли. Она спросила, может ли обжаловать данное решение, на что ей сказали, что это ее право. После этого она ушла. В связи с чем, просит суд ее требования удовлетворить.
Представитель административного истца адвокат Макарова Е.П. в судебном заседании полностью поддержала доводы своего доверителя, также просила суд отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Осинский район» №.... от <дата обезличена> о постановке несовершеннолетнего ФИО2, <дата обезличена> года рождения, на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, отменить, как незаконное и обязать КДН и ЗП администрации МО «Осинский район» исключить ФИО2 из указанного Банка данных. Суду показала, что решение о постановке на учет несовершеннолетнего было принято КДН по Осинскому району, которая действует на основании Положения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Осинский район», и которое необходимо соблюдать. Однако при вынесении решения КДН по Осинскому району требования данного Положения не соблюдены, а именно, как следует из данного Положения, решение принимается путем голосования. Между тем, в ходе судебного заседания установлено, что голосование не проводилось, в связи с чем, протокол комиссии является не законным. При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
Представитель административного ответчика – ФИО3 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, суду пояснил, что постановление Комиссии по делам несовершеннолетних является законным. Из протокола КДН установлено, что при рассмотрении вопроса о постановке на учет несовершеннолетнего принимало участие большинство членов комиссии. То, что в протоколе не указано о проведении голосования не указывает на то, что его не было, и не влияет на решение КДН. Основания для постановки несовершеннолетнего на учет были, так как он совершил правонарушение. ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, получила данное постановление и его не обжаловала, а, следовательно, согласилась с ним. В связи с чем, просил суд отказать в удовлетворении требований истца.
Представитель административного ответчика – ФИО4 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, суду пояснила, что также считает постановление Комиссии по делам несовершеннолетних законным, так как несовершеннолетний совершил правонарушение. Также суду показала, что она является секретарем КДН, ведет протокол заседания. <дата обезличена> проводилось заседание КДН, в том числе по вопросу постановки на учет несовершеннолетнего ФИО2 Она пригласила на заседание КДН ФИО1 Когда ФИО1 зашла в зал, председателем комиссии ей было зачитано письмо Областной КДН и было объявлено о том, что ее сын ставится на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Голосование по данному вопросу не проводилось, ФИО1 не выслушивалась. В прениях ФИО4 добавила, что она, возможно, оговорилась, что не было голосования, так как заседаний проводится много и она может не помнить. Просила суд отказать в удовлетворении требований истца.
Заинтересованное лицо ФИО12 в судебном заседании указала, что считает постановление Комиссии по делам несовершеннолетних о постановке несовершеннолетнего ФИО2 на учет, является законным, полностью поддержав позицию представителей административного ответчика. В результате данного конфликта, действий ФИО2 ее семье был причинен моральный и материальный вред. Считает, что с ФИО2 необходимо проводить беседы, профилактические работы, так как он совершил правонарушение, в возбуждении уголовного дела было отказано только в связи с тем, что он не достиг возраста уголовной ответственности. Считает, что данное правонарушение является социально-опасным и с ФИО2 необходимо работать. Просила суд отказать в удовлетворении требований истца.
Заслушав пояснения административного истца, его представителя, представителей административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ по данной категории дел установлен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемое постановление вынесено административным ответчиком <дата обезличена>, с административным иском административный истец обратилась в суд <дата обезличена>, что следует из отметки на административном исковом заявлении, следовательно, срок обращения в суд административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от <дата обезличена> N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.2 Закона Иркутской области от 12.11.2007 года N 100-оз "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области", комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. В пункте 6 ст.9 настоящего закона предусмотрены полномочия Комиссии по применению мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством области.
В соответствии с Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Осинский район», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Осинский район» (далее - КДН и ЗП) является постоянно действующим коллегиальным органом при администрации МО «Осинский район», входящей в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно п.25 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Осинский район» заседания КДН иЗП и принятые на заседании ее решения оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании и ответственным секретарем КДН иЗП.
Из представленного в судебное заседание протокола №.... от <дата обезличена> установлено, что <дата обезличена> на заседании КДН и ЗП рассматривался вопрос о постановке на учет ФИО2, ....
Основанием для рассмотрения вопроса явилась информация Областной КДН и ЗП, которая содержала просьбу об обеспечении исполнения КДН и ЗП района требований законодательства, регламентирующего деятельность комиссий, принять меры по устранению выявленных недостатков в работе по факту обращения в Комиссию гр.ФИО12 о причинении телесных повреждений её несовершеннолетнему сыну ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и действий КДН- ИЗП <адрес обезличен> при рассмотрении данного вопроса.
Согласно п.21 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Осинский район» заседание КДНиЗП считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее состава.
В соответствии с постановлением Мэра Осинского муниципального района №.... от <дата обезличена>, в состав комиссии вошло 14 членов комиссии.
Как следует из протокола заседания №.... от <дата обезличена>, на заседании КДН присутствовало 8 членов комиссии. Таким образом, кворум членов комиссии для принятия решения имелся.
Далее, согласно п.23 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Осинский район» решения КДН иЗП принимаются путем открытого голосования большинством голосов от установленного числа лиц, входящих в состав КДНиЗП.
Между тем, из представленного в судебное заседание и исследованного судом протокола проведения заседания КДН №.... от <дата обезличена> невозможно установить, проводилось ли членами комиссии голосование по вопросу о постановке несовершеннолетнего ФИО2 на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; как проголосовали члены комиссии.
Кроме того, факт не проведения голосования по данному вопросу также был подтвержден представителем административного ответчика ФИО4, которая является секретарем КДНиЗП.
Согласно п.п.«б» п.3 ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Как установлено судом, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Осинского района при проведении заседания был нарушен порядок принятия решения, установленный Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Осинский район», а именно не проведено открытое голосование по принятию решения, то есть невозможно установить результат голосования, что, по мнению суда, является существенным нарушением и влечет признание принятого комиссией решения о постановке несовершеннолетнего ФИО2 на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении незаконным.
Иные доводы, изложенные сторонами, на существо принятого решения не влияют.
Таким образом, требования административного истца к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района об отмене постановления №.... от <дата обезличена> о постановке несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении на учет в банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1, в защиту несовершеннолетнего ФИО2, ..., удовлетворить.
Отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района №.... от <дата обезличена> о постановке несовершеннолетнего ФИО2, <дата обезличена> года рождения, на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Возложить на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осинского муниципального района обязанность исключить несовершеннолетнего ФИО2, <дата обезличена> года рождения, из Банка данных Иркутской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво