дело № 2а-57/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2018 года г. Александровск- Сахалинский
Александровск- Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Захарова Д.Г., с участием:
представителя административного истца Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Травина А.И., предоставившего доверенность № 8-55-2018 от 26.01.2018г.,
представителя административного ответчика Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Смирновой А.Л., предоставившей доверенность от 10 мая 2017 года и документ о наличии высшего юридического образования,
при секретаре Варнавской У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» и возложении обязанности подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского»,
установил:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Александровск-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, в котором просит суд признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского», возложить обязанности на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в течении шести месяцев с момента вступления в силу решения суда подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского».
В обоснование административного иска указано, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения требований федерального законодательства в отношении особо охраняемых природных территорий, созданных на территории Сахалинской области.
По информации Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на территории Александровск- Сахалинского городского округа функционируют особо охраняемые природные территории регионального значения «Памятник природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Памятник природы «Ущелье ручья Октябрьского».
Согласно п.3.7.9 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.02.2017 г. № 72, Министерство ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Пунктами 2.8, 2.9 Постановления администрации Сахалинской области от 19.02.2009 г. № 51-па «Об утверждении границ и режима особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2007 году в отношении указанных памятников природы регионального значения Сахалинской области и их охранных зон, прошедших инвентаризацию в 2007 году.
Так, памятник природы «Ущелье ручья Октябрьского», расположен на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области в предгорьях Камышового хребта, вдоль ручья Октябрьского (левого притока реки Мангидай), в кварталах 45 (часть), 46 (часть), 47 Александровского участкового лесничества Александровского лесничества ГКУ «Сахалинские лесничества», площадью 351,2 га. Профиль – комплексный. Угловые координаты: 51°05?17?N 142°20?41?E; 51°06?29?N 142°20?43?E; 51°05?14?N 142°24?31?E; 51°06?27?N 142°24?33?E. Координаты центральной точки: 51°05?55?N 142°23?41?E.
Памятник природы «Кабарожьи скалы с гротами» расположен на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области в предгорьях Камышового хребта, в верховьях реки Малая Мгачи, в квартале 30 Александровского участкового лесничества Александровского лесничества ГКУ «Сахалинские лесничества», площадью 315 га. Угловые координаты: 51°07?05?N 142°23?10?E; 51°08?37?N 142°23?13?E; 51°07?04?N 142°24?33?E; 51°08?36?N 142°24?36?E. Координаты центральной точки: 51°08?03?N 142°23?42?E.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном кадастре ООПТ областного значения, памятник природы «Кабарожьи скалы с гротами» создан в 1983 году, режим охранной зоны отсутствует, памятник природы «Ущелье ручья Октябрьского» создан в 1983 году, режим охранной зоны отсутствует.
Согласно письму Министерства от 01.12.2017 г. № 3.28-9490/17 охранные зоны памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» отсутствуют. В соответствии с указанным письмом Министерства, причиной отсутствия охранных зон является – отсутствие обосновывающих материалов создания охранной зоны и установления её границ и режима.
В силу требований части 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о её создании. Частью 5 ст. 7 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 г. № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Принятие решений о созданииохранных зон природных парков и памятников природы и об установлении их границ, а также утверждение положений, устанавливающих режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, осуществляется Губернатором Сахалинской области.
Из приведенных нормативно-правовых актов следует, что охранные зоны памятников природы регионального значения создаются в обязательном порядке либо одновременно с принятием решения о создании самого памятника природы, либо отдельным решением.
В соответствии с п. 1.1.4 положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. К задачам Министерства относятся организация и осуществление управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. К полномочиям Министерства относятся, в том числе, внесение на рассмотрение Губернатору Сахалинской области и Правительству Сахалинской области проектов законов и иных правовых актов Сахалинской области по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, а также замечаний и предложений к проектам федеральных законов, законов Сахалинской области, направленным на совершенствование правового регулирования отношений в установленной сфере деятельности Министерства.
Из изложенного следует, что именно Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, которое обязано подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского». Однако исходя из позиции Министерства, изложенной в письме от 01.12.2017 г. № 3.28-9490/17 на протяжении длительного периода времени Министерство не исполняет возложенные на него полномочия в части подготовки предложений об образовании охранных зон в отношении особо охраняемыхприродных территорий регионального значения, расположенных на территории Александровск-Сахалинского городского округа, поскольку только сейчас прорабатывается вопрос о выделении средств из областного бюджета на указанные мероприятия. Одновременно с этим, в соответствии с письмом от 18.12.2017 г. № 3-28-9966/17 денежные средства на создание охранных зон на 2018 год не предусмотрены.Указанное свидетельствует о незаконности бездействия ответчика.
Обозначенное бездействие Министерства в части ненадлежащего обеспечения режима охраны памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского», обусловленное отсутствием их охранных зон, препятствует сохранению уникальных, ценных природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения и нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией о режиме охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон памятников.
19 февраля 2018 года в Александровск-Сахалинский городской суд от Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области поступил отзыв на исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» и возложении обязанности подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского», в котором оно просит суд отказать в удовлетворении исковых требований. В обосновании своих доводов Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области указало, что в соответствии с ч.10 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участок и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о её создании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
Пунктом 4 Правил установлено, что при определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее: природно-климатические условия и социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны; категории земель на территории, планируемой для создания охранной зоны, их разрешенное использование; особенности функционального зонирования национального парка или природного парка; нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель, населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест здравоохранения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; сведения о видах и назначении планируемых для размещения на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в положениях о территориальном планировании, содержащиеся в утвержденных документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов и характеристики зон с особыми условиями использования территорий вслучае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны; состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.
Такие данные можно получить только в ходе комплексного экологического обследования (инвентаризации) особо охраняемых природных территорий регионального значения «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского».
Из п.21 Правил следует, что охранная зона создается после обоснования необходимости создания такой охранной зоны и установления её границ.
Согласно ч. 4 ст.128 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделенных государственными илииными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В корреспонденции с изложенным п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативными правовыми актами и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которыхбыло подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведённых норм для признания бездействия незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: не соответствия нормативно-правовому акту и нарушение им прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано заявление. Исходя из заявленных требований, содержания заявления, предоставленных доказательств не усматривается наличие ни одного из названных условий.
В судебное заседание, назначенное на 21 февраля 2018 года на 11 часов 30 минут не явился извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Сахалинский межрайонной природоохранный прокурор, в связи с чем суд считает возможным в соответствии со ст.150 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Травин А.И. настаивает на удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что факт бездействия административного ответчика по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения нашел свое подтверждение в судебном заседании, доводы представителя административного ответчика о том, что по результатам комплексного экологического обследования научно-исследовательской организацией памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» может отпасть необходимость создания охранных зон носят вероятностный характер, так как такое исследование не проводилось. При этом, окончательное решение будет приниматься Губернатором Сахалинской области, для чего административному ответчику необходимо подготовить и внести предложение об образовании охранных зон.
Представитель ответчика Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Смирнова А.Л. возражает об удовлетворении исковых требований Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск. Дополнительно пояснила суду, что необходимо провести комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий регионального значения «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» и только после этого создавать охранную зону, поскольку в ходе проведения комплексного экологического обследования научно-исследовательские организации, которые будут проводит данное обследование могут прийти к выводу, что необходимости в создании охранных зон «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» не имеется. Указала, что на территории Сахалинской области имеется 51 памятник природы, экологическое обоснование требует огромных денежных затрат, одно обследование составляет около 6-7 месяцев, административным ответчиком запланировано обследование памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» на 2026 год, так как не достаточно финансирования на эти цели. Просит также суд, в случае удовлетворения административного иска увеличить срок по исполнению решения суда, поскольку финансирование на 2018 год завершено, бюджет сформирован, в течении 6 месяцев внести предложение Губернатору об образовании охранных зон не представляется возможным, так как перед этим необходимо провести конкурсные процедуру по выбору научно-исследовательской организации, которая будет проводить комплексное экологическое обследование природных зон.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Травина А.И., представителя административного ответчика Смирнову А.Л., суд приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 2 поименованного закона памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
В силу статьи 26 этого же закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Они же утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Пунктом 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138, утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее – Правила), пунктом 5 которых предусмотрено, что режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 Правил).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ (пункт 21 Правил).
В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне. Принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы и об установлении их границ, а также утверждение положений, устанавливающих режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, осуществляется Губернатором Сахалинской области.
Как следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 февраля 2017 года № 72, органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим полномочия в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения является Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Согласно пунктам 3.7.5, 3.7.8 данного Положения министерство уполномочено готовить и вносить в установленном порядке предложения в Правительство Сахалинской области об образовании, упразднении, изменении границ и режима особой охраны особо охраняемых территорий регионального (областного) значения и порядка использования объектов животного и растительного мира на этих территориях (п. 3.7.5); организовывать и обеспечивать проведение комплексных экологических обследований, инвентаризаций особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (п. 3.7.8).
В судебном заседании установлено, что на территории Александровск- Сахалинского городского округа функционируют особо охраняемые природные территории регионального значения «Памятник природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Памятник природы «Ущелье ручья Октябрьского».
Памятник природы «Ущелье ручья Октябрьского», расположен на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области в предгорьях Камышового хребта, вдоль ручья Октябрьского (левого притока реки Мангидай), в кварталах 45 (часть), 46 (часть), 47 Александровского участкового лесничества Александровского лесничества ГКУ «Сахалинские лесничества», площадью 351,2 га. Профиль – комплексный. Угловые координаты: 51°05?17?N 142°20?41?E; 51°06?29?N 142°20?43?E; 51°05?14?N 142°24?31?E; 51°06?27?N 142°24?33?E. Координаты центральной точки: 51°05?55?N 142°23?41?E.
Памятник природы «Кабарожьи скалы с гротами» расположен на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области в предгорьях Камышового хребта, в верховьях реки Малая Мгачи, в квартале 30 Александровского участкового лесничества Александровского лесничества ГКУ «Сахалинские лесничества», площадью 315 га. Угловые координаты: 51°07?05?N 142°23?10?E; 51°08?37?N 142°23?13?E; 51°07?04?N 142°24?33?E; 51°08?36?N 142°24?36?E. Координаты центральной точки: 51°08?03?N 142°23?42?E.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном кадастре ООПТ областного значения, памятник природы «Кабарожьи скалы с гротами» создан в 1983 году, режим охранной зоны отсутствует, памятник природы «Ущелье ручья Октябрьского» создан в 1983 году, режим охранной зоны отсутствует.
Согласно письму Министерства от 01.12.2017 г. № 3.28-9490/17 охранные зоны памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» отсутствуют. В соответствии с указанным письмом Министерства, причиной отсутствия охранных зон является – отсутствие обосновывающих материалов создания охранной зоны и установления её границ и режима.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о незаконном бездействии Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского», поскольку в судебном заседании установлено, что именно на административного ответчика возложены обязанности по принятию мер к созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» и возлагает обязанность на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского».
Доводы представителя административного ответчика Смирновой А.Л. о невозможности создания охранной зоны до получения данных комплексного экологического обследования памятника природы, а также до обоснования необходимости создания такой зоны, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска и освобождения административного ответчика от принятия необходимых мер для создания охранной зоны особо охраняемой природной территории, поскольку в силу приведенных выше законоположений именно на Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложены обязанности в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе организация проведения инвентаризации памятника природы и подготовка проекта решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Доводы представителя административного ответчика Смирновой А.Л. об отсутствии финансирования и денежных средств на проведение комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» и подготовки на их основании предложения Губернатору Сахалинской области об образовании охранных зон не являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении административного иска.
Вместе с тем, суд читает необходимым увеличить срок, указанный в административном иске Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора для исполнения административным ответчиком подготовки и внесения Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского» с шести месяцев до одного года, так как по мнению суда, с учетом доводов представителя административного ответчика об отсутствии финансирования, проведении конкурсных процедур, именно данный срок отвечает требованиям разумности, справедливости и выполнимости, обеспечивает необходимый баланс прав и законных интересов сторон по делу, с учетом значимости разрешаемого судом вопроса.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранных зон особо охраняемой природных территорий регионального значения - памятники природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского».
Возложить обязанность на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в течении одного года с момента вступления в силу решения суда подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранных зон особо охраняемой природных территорий регионального значения- памятников природы «Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского».
«Кабарожьи скалы с гротами», «Ущелье ручья Октябрьского».
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору- отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Александровск- Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 февраля 2018 года.
Председательствующий судья Д.Г.Захаров.
дело № 2а-57/2018