Дело № 2а-57/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2021 года п. Палана Камчатский край
Тигильский районный суд Камчатского края (постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Палана) в составе:
председательствующего судьи Беловой Ю.Н.,
при секретаре Наяновой Е.А.,
с участием представителя административного истца Администрации городского округа «поселок Палана» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации городского округа «поселок Палана» к Совету депутатов городского округа «поселок Палана» о признании пунктов решения незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа «поселок Палана» обратилась в суд с административным иском к Совету депутатов городского округа «поселок Палана» о признании пунктов решения незаконными.
Ссылаясь в обосновании требований на те обстоятельства, что 29 апреля 2021 года Советом депутатов городского округа «поселок Палана» принято решение от № 10-р/07-21 «О ситуации в поселке Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг».
Административный истец считает, что пункты 1 и 2 решения Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года № 10-р/07-21 «О ситуации в поселке Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг» являются незаконными, поскольку принятое решение не относится к видам решений, предусмотренных ч.3 ст.43 Федерального закона № 131-Ф3, и принято по вопросам, не относящимся к компетенции представительного органа.
Поскольку обжалуемое решение Совета депутатов городского округа «поселок Палана» вынесено с превышением полномочий представительного органа местного самоуправления, то данным решением на Администрацию городского округа «поселок Палана» необоснованно возложены обязанности, указанные в пунктах 1 и 2 указанного решения, а именно принять меры по вопросам, связанным с деятельностью муниципальных предприятий МКУП «МП ЖКХ», МУП «МИРЦ», и предоставить об этом информацию в Совет депутатов городского округа «поселок Палана» к 17 мая 2021 года.
На основании изложенного административный истец просил суд признать пункты 1 и 2 решения Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года № 10-р/07-21 «О ситуации в поселок Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг» незаконными, возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа «поселок Палана».
В судебном заседании представитель административного истца Администрации городского округа «поселок Палана» - ФИО1, действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.
Административный ответчик Совет депутатов городского округа «поселок Палана» извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, положениями ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В связи с тем, что неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из преамбулы Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что данный нормативно-правовой акт устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона № 131-Ф3 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона № 131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пункт 4 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями:
- полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;
- полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;
- разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
- утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Частью 3 ст.43 Федерального закона № 131-Ф3 предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Статьей 33 Устава городского округа «поселок Палана» определено, что в исключительной компетенции Совета депутатов городского округа находятся:
- принятие Устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- утверждение стратегии социально-экономического развития городского округа «поселок Палана»;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения:
- принятие решения об удалении Главы городского округа в отставку;
- утверждение условий контракта для Главы администрации городского округа (в части, касающейся осуществления полномочий по вопросам местного значения), порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации, а также общее число членов конкурсной комиссии;
- утверждение правил благоустройства территории городского округа.
К компетенции Совета депутатов городского округа также относятся:
- утверждение структуры Администрации городского округа;
- формирование органа муниципального финансового контроля;
- утверждение положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в городском округе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
- принятие решений о получении органами местного самоуправления городского округа займов и кредитов на срок более одного года, а также установление порядка выдачи муниципальных гарантий;
- принятие решений о выпуске муниципальных займов и лотерей;
- утверждение порядка направления делегаций и отдельных депутатов Совета депутатов городского округа, должностных лиц органов местного самоуправления городского округа, муниципальных предприятий, учреждений, организаций в заграничные командировки за счет средств городского округа;
- утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
- принятие решения о предоставлении права юридического лица органам Администрации городского округа;
- учреждение собственных печатных средств массовой информации;
- определение порядка установки памятников, мемориальных и памятных досок, мемориальных плит и иных памятных знаков;
- осуществление законодательной инициативы в Законодательное Собрание Камчатского края;
- толкование Устава городского округа, решений Совета депутатов городского округа;
- распоряжение имуществом, закрепленным за Советом депутатов городского округа;
- иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Камчатского края и Уставом городского округа.
Согласно ст.161 ЖК РФ ответственность за предоставление коммунальных услуг несут:
- при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений - лица, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг;
- товарищество собственников жилья;
- управляющая организация.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2021 года на 43-ей (очередной) сессии Советов депутатов принято решение от № 10-р/07-21 «О ситуации в поселке Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг», которым:
1. Администрации городского округа «поселок Палана» предложено принять меры по вопросам, связанным с деятельностью муниципальных предприятий МКУП «МП ЖКХ», МУП «МИРЦ»:
1.1. при заключении договоров управления многоквартирными домами с собственниками жилых помещений на 2021 год и последующие годы рекомендовать руководителям управляющих компаний при изменении стоимости платных услуг «ведение лицевого счета» предоставлять экономическое обоснование: предоставлять, подтверждающие документы, утверждающие стоимость платных услуг.
1.2. через установленные места обнародования, официальный сайт Администрации городского округа «поселок Палана», группы объяснить населению ситуацию:
а) с разными тарифами в разных домах за услуги АДС (0,69 и 0,83 руб.):
б) с наличием у МКУП «МП ЖКХ» разных договоров с населением, предметом которого является мусор: «Сбор и вывоз ТБО» и «содержание мест ГКО» - не выведен объем накопления твердых коммунальных отходов, не определен Реестр мест накопления ТКО с указанием пользователей:
в) почему в разных домах разная стоимость платных услуг на «ведение лицевого счета» от МУП «МИРЦ» и МКУП «МП ЖКХ»;
г) почему Управляющие компании МКУП «МП ЖКХ» и МУП «МИРЦ» включают в Договоры по управлению домами с собственниками жилых помещений услугу «Ведение лицевых счетов», тогда как данная услуга является общепоселковой и должна вестись МУП «МИРЦ», созданным изначально, как рассчетно-кассовый центр для начисления и сбора платежей с населения для муниципальных предприятий, оказывающих коммунальные услуги;
д) почему муниципальные предприятия, оказывающие населению платные услуги по договорам управления многоквартирными домами с собственниками жилых помещений при определении их стоимости, учитывают квадратные метры жилой площади.
2. Администрации городской округ «поселок Палана» предложено информацию, указанную в пункте 1 данного Решения предоставить в Совет депутатов в срок до 17 мая 2021 года (л.д.10-11).
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ суд приходит к выводу, что обжалуемое решение Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года №10-р/07-21 «О ситуации в поселке Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг» не относится к видам решений, предусмотренных ч.3 ст.43 Федерального закона № 131-Ф3, и принято по вопросам, не относящимся к компетенции представительного органа. Доказательств обратного суду не представлено, не добыто таких доказательств и в ходе рассмотрения дела. Тогда как на административном ответчике лежит обязанность представить доказательства того, что принятое им решение соответствуют закону.
На основании изложенного требование административного истца Администрации городского округа «поселок Палана» о признании пунктов 1 и 2 решения Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года № 10-р/07-21 «О ситуации в поселок Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг» незаконными, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, требование административного истца Администрации городского округа «поселок Палана» о возложении обязанности на Совет депутатов городского округа «поселок Палана» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа «поселок Палана» не подлежит удовлетворению, поскольку в силу ст.227 КАС РФ суд вправе лишь проверить, соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями закону и не предусматривает возможности обязывать административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенное действие в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Иное означало бы вмешательство в компетенцию органа государственной власти и нарушение установленного ст.10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей.
На основании п.4 ч.3 ст.227 КАС РФ опубликовать решение Тигильского районного суда Камчатского края (постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Палана) после его вступления в законную силу в газете «Народовластие».
Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации городского округа «поселок Палана», - удовлетворить частично.
Признать пункты 1 и 2 решения Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года № 10-р/07-21 «О ситуации в поселке Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг» незаконными.
Административные исковые требования Администрации городского округа «поселок Палана» к Совету депутатов городского округа «поселок Палана» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа «поселок Палана», - оставить без удовлетворения.
Опубликовать решение Тигильского районного суда Камчатского края (постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Палана) после его вступления в законную силу в газете «Народовластие».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Белова
Копия верна
Судья Ю.Н. Белова
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2021 года.