ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-57/2021 от 04.08.2021 Тигильского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-57/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2021 года п. Палана Камчатский край

Тигильский районный суд Камчатского края (постоянное судебное при­сутствие в поселке городского типа Палана) в составе:

председательствующего судьи Беловой Ю.Н.,

при секретаре Наяновой Е.А.,

с участием представителя административного истца Администрации город­ского округа «поселок Палана» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по ад­ми­нистративному иску Администрации городского округа «поселок Палана» к Совету депутатов городского округа «поселок Палана» о признании пунктов решения незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа «поселок Палана» обратилась в суд с административным иском к Совету депутатов городского округа «поселок Палана» о признании пунктов решения незаконными.

Ссылаясь в обосновании требований на те обстоятельства, что 29 апреля 2021 года Советом депутатов городского округа «поселок Палана» принято решение от № 10-р/07-21 «О ситуации в поселке Палана, связанной с повы­шением стоимости жилищно-коммунальных услуг».

Административный истец считает, что пункты 1 и 2 решения Совета де­путатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года № 10-р/07-21 «О ситуации в поселке Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-­коммунальных услуг» являются незаконными, поскольку принятое решение не относится к видам решений, предусмотренных ч.3 ст.43 Феде­рального закона № 131-Ф3, и принято по вопросам, не относящимся к компе­тенции представительного органа.

Поскольку обжалуемое решение Совета депутатов городского округа «поселок Палана» вынесено с превышением полномочий представительного органа местного самоуправления, то данным решением на Администрацию городского округа «поселок Палана» необоснованно возложены обязанности, указанные в пунктах 1 и 2 указанного решения, а именно принять меры по вопросам, связанным с деятельностью муниципальных предприятий МКУП «МП ЖКХ», МУП «МИРЦ», и предоставить об этом информацию в Совет депутатов городского округа «поселок Палана» к 17 мая 2021 года.

На основании изложенного административный истец просил суд при­знать пункты 1 и 2 решения Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года № 10-р/07-21 «О ситуации в поселок Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг» неза­конными, возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа «поселок Палана».

В судебном заседании представитель административного истца Админи­страции городского округа «поселок Палана» - ФИО1, действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик Совет депутатов городского округа «посе­лок Палана» извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, положениями ст.14 Международ­ного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие адми­нистративного ответчика, извещенного надлежащим образом о вре­мени и месте судебного разби­ратель­ства. В связи с тем, что неявка лица, из­ве­щен­ного в установленном по­рядке о вре­мени и месте рас­смотрения дела, яв­ля­ется его волеизъявлением, свиде­тель­ствую­щим об от­казе от реализации сво­его права на непосредствен­ное уча­стие в су­дебном раз­бирательстве дела и иных процессуальных прав, по­этому не явля­ется пре­пят­ствием для рассмот­рения дела по существу.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каж­дому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений и должностных лиц могут быть об­жалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездейст­вие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), долж­ностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными пуб­личными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно воз­ложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездей­ствие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо исполь­зовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании реше­ния, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государ­ственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административ­ного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавли­вающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государствен­ными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспаривае­мого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспари­ваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нор­мативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регу­лирующим спорные отношения.

В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими норматив­ным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика уст­ранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществле­нию прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из преамбулы Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что дан­ный нормативно-правовой акт устанавливает общие правовые, территори­альные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации.

Согласно п.1 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов ме­стного самоуправления составляют представительный орган муниципаль­ного образования, глава муниципального образования, местная администра­ция (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и вы­борные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные ус­тавом муниципального образования и обладающие собственными полномо­чиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона № 131-Ф3 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредст­венно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона № 131-Ф3 муниципальные пра­вовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Россий­ской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным норматив­ным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пункт 4 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относит организацию в границах городского ок­руга электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных за­конодательством Российской Федерации.

Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет, что в целях реше­ния вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями:

- полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;

- полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмот­ренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

- разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ ком­плексного развития социальной инфраструктуры городских округов, требо­вания к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- утверждение и реализация муниципальных программ в области энерго­сбережения и повышения энергетической эффективности, организация про­ведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муници­пального образования, организация и проведение иных мероприятий, преду­смотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энерге­тической эффективности.

Частью 3 ст.43 Федерального закона № 131-Ф3 предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отне­сенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Рос­сийской Федерации, уставом муниципального образования, принимает реше­ния, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятель­ности представительного органа муниципального образования и по иным во­просам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Статьей 33 Устава городского округа «поселок Палана» определено, что в исключительной компетенции Совета депутатов городского округа нахо­дятся:

- принятие Устава городского округа и внесение в него изменений и до­полнений;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- утверждение стратегии социально-экономического развития город­ского округа «поселок Палана»;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, нахо­дящимся в муниципальной собственности;

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- определение порядка участия муниципального образования в организа­циях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и долж­ностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопро­сов местного значения:

- принятие решения об удалении Главы городского округа в отставку;

- утверждение условий контракта для Главы администрации городского округа (в части, касающейся осуществления полномочий по вопросам мест­ного значения), порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации, а также общее число членов конкурсной комиссии;

- утверждение правил благоустройства территории городского округа.

К компетенции Совета депутатов городского округа также относятся:

- утверждение структуры Администрации городского округа;

- формирование органа муниципального финансового контроля;

- утверждение положения о бюджетном процессе и бюджетном устрой­стве в городском округе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- принятие решений о получении органами местного самоуправления го­родского округа займов и кредитов на срок более одного года, а также уста­новление порядка выдачи муниципальных гарантий;

- принятие решений о выпуске муниципальных займов и лотерей;

- утверждение порядка направления делегаций и отдельных депутатов Совета депутатов городского округа, должностных лиц органов местного са­моуправления городского округа, муниципальных предприятий, учреждений, организаций в заграничные командировки за счет средств городского округа;

- утверждение генерального плана городского округа, правил землеполь­зования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;

- определение в соответствии с законодательством Российской Федера­ции порядка управления и распоряжения земельными участками, находящи­мися в муниципальной собственности;

- принятие решения о предоставлении права юридического лица органам Администрации городского округа;

- учреждение собственных печатных средств массовой информации;

- определение порядка установки памятников, мемориальных и памят­ных досок, мемориальных плит и иных памятных знаков;

- осуществление законодательной инициативы в Законодательное Соб­рание Камчатского края;

- толкование Устава городского округа, решений Совета депутатов го­родского округа;

- распоряжение имуществом, закрепленным за Советом депутатов го­родского округа;

- иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Кам­чатского края и Уставом городского округа.

Согласно ст.161 ЖК РФ ответственность за предоставление коммуналь­ных услуг несут:

- при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений - лица, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг;

- товарищество собственников жилья;

- управляющая организация.

Как следует из материалов дела, 29 апреля 2021 года на 43-ей (очеред­ной) сессии Советов депутатов принято решение от № 10-р/07-21 «О ситуа­ции в поселке Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-комму­нальных услуг», которым:

1. Администрации городского округа «поселок Палана» предложено принять меры по вопросам, связанным с деятельностью муниципальных предприятий МКУП «МП ЖКХ», МУП «МИРЦ»:

1.1. при заключении договоров управления многоквартирными домами с собственниками жилых помещений на 2021 год и последующие годы реко­мендовать руководителям управляющих компаний при изменении стоимости платных услуг «ведение лицевого счета» предоставлять экономическое обос­нование: предоставлять, подтверждающие документы, утверждающие стои­мость платных услуг.

1.2. через установленные места обнародования, официальный сайт Ад­министрации городского округа «поселок Палана», группы объяснить насе­лению ситуацию:

а) с разными тарифами в разных домах за услуги АДС (0,69 и 0,83 руб.):

б) с наличием у МКУП «МП ЖКХ» разных договоров с населением, предметом которого является мусор: «Сбор и вывоз ТБО» и «содержание мест ГКО» - не выведен объем накопления твердых коммунальных отходов, не определен Реестр мест накопления ТКО с указанием пользователей:

в) почему в разных домах разная стоимость платных услуг на «ведение лицевого счета» от МУП «МИРЦ» и МКУП «МП ЖКХ»;

г) почему Управляющие компании МКУП «МП ЖКХ» и МУП «МИРЦ» включают в Договоры по управлению домами с собственниками жилых по­мещений услугу «Ведение лицевых счетов», тогда как данная услуга является общепоселковой и должна вестись МУП «МИРЦ», созданным изначально, как рассчетно-кассовый центр для начисления и сбора платежей с населения для муниципальных предприятий, оказывающих коммунальные услуги;

д) почему муниципальные предприятия, оказывающие населению плат­ные услуги по договорам управления многоквартирными домами с собствен­никами жилых помещений при определении их стоимости, учитывают квад­ратные метры жилой площади.

2. Администрации городской округ «поселок Палана» предложено ин­фор­мацию, указанную в пункте 1 данного Решения предоставить в Совет де­пута­тов в срок до 17 мая 2021 года (л.д.10-11).

Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответст­вии с требованиями ст.84 КАС РФ суд приходит к выводу, что обжалуемое решение Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года №10-р/07-21 «О ситуации в поселке Палана, связанной с повыше­нием стоимости жилищно-коммунальных услуг» не относится к видам реше­ний, предусмотренных ч.3 ст.43 Федерального закона № 131-Ф3, и принято по вопросам, не относящимся к компетенции представительного органа. До­казательств обратного суду не представлено, не добыто таких доказательств и в ходе рассмотрения дела. Тогда как на административном ответчике лежит обязанность представить доказательства того, что принятое им решение со­ответствуют закону.

На основании изложенного требование административного истца Адми­нистрации городского округа «поселок Палана» о признании пунктов 1 и 2 решения Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года № 10-р/07-21 «О ситуации в поселок Палана, связанной с повыше­нием стоимости жилищно-коммунальных услуг» незаконными, подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, требование административного истца Администрации го­родского округа «поселок Палана» о возложении обязанности на Совет депу­татов городского округа «поселок Палана» устранить допущенные наруше­ния прав и законных интересов Администрации городского округа «поселок Палана» не подлежит удовлетворению, поскольку в силу ст.227 КАС РФ суд вправе лишь проверить, соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями закону и не предусматривает возможно­сти обя­зывать административного ответчика принять решение по конкретно­му во­просу или совершить определенное действие в целях устранения допу­щен­ных нарушений прав, свобод и законных интересов административ­ного истца. Иное означало бы вмешательство в компетенцию органа государ­ст­венной власти и нарушение установленного ст.10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей.

На основании п.4 ч.3 ст.227 КАС РФ опубликовать решение Тигильского районного суда Камчатского края (постоянное судебное при­сутствие в посел­ке городского типа Палана) после его вступления в законную силу в газе­те «Народовластие».

Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации городского ок­руга «поселок Палана», - удовлетворить частично.

Признать пункты 1 и 2 решения Совета депутатов городского округа «поселок Палана» от 29 апреля 2021 года № 10-р/07-21 «О ситуации в посе­лке Палана, связанной с повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг» незаконными.

Административные исковые требования Администрации городского ок­руга «поселок Палана» к Совету депутатов городского округа «поселок Па­лана» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа «поселок Палана», - оставить без удовлетворения.

Опубликовать решение Тигильского районного суда Камчатского края (постоянное судебное при­сутствие в поселке городского типа Палана) после его вступления в законную силу в газете «Народовластие».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчат­ский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в тече­ние ме­сяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Белова

Копия верна

Судья Ю.Н. Белова

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2021 года.