ДЕЛО № 2а-57/2021
УИД 43RS0016-01-2021-000035-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
с участием административного истца Бажина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бажина А.М. к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Нижнеивкинское городское поселение Куменского района Кировской области», главе администрации Нижнеивкинского городского поселения Куменского района Кировской области Шиндориковой О.Б. об оспаривании постановления органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Бажин А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Нижнеивкинское городское поселение Куменского района Кировской области», главе администрации Нижнеивкинского городского поселения Куменского района Кировской области Шиндориковой О.Б. об оспаривании постановления органа местного самоуправления, а именно просит признать незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное администрацией Нижнеивкинского городского поселения Куменского района Кировской области, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о признании <адрес><адрес> объектом блокированной застройки.
В обоснование административного иска Бажин А.М. указал о том, что он является долевым собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположен жилой дом, поставленный на кадастровый учет как многоквартирный, имеющий в составе 2 квартиры, одна из которых (квартира №) принадлежит ему на праве собственности с марта 2020 г., а квартира № принадлежит на праве собственности ФИО1. Указанный дом, хотя и числится по документам как многоквартирный, но таковым, по мнению административного истца, не является, поскольку фактически состоит из двух жилых домов, расположенных на разных фундаментах, стоящих отдельно друг от друга на расстоянии 1 метра, данные жилые дома только частично примыкают друг к другому. Входы в дома разные, но по документам они числятся как квартиры № и № многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>
Бажин А.М. считает, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ для установления статуса данного дома более всего подходит понятие жилой дом блокированной застройки, каковым он и просил его признать, обращаясь с соответствующим заявлением в администрацию Нижнеивкинского городского поселения. Однако, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным данным органом местного самоуправления, ему было отказано в смене статуса жилого дома, со ссылкой на заключение межведомственной комиссии, изложенное в акте осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ. В этом акте указано о том, жилой дом может быть признан объектом блокированной застройки, а потому, как считает административный истец, акт осмотра не мог являться основанием для отказа в удовлетворении поданного им заявления.
Вынесенное постановление нарушает его конституционные права и законные интересы, ограничивает право пользования жилым домом, принадлежащим ему на праве собственности.
Так же полагает, что постановление имеет неправильное наименование, поскольку данный документ ненормативного характера, им регулируются отношения в пределах одного земельного участка, имеющего двух собственников, а потому данный документ должен именоваться как «распоряжение», а не «постановление».
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, положения статьи 218, 219 КАС РФ, административный истец Бажин А.М. просит об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В ходе судебного заседания Бажин А.М. административный иск и доводы в нем изложенные поддержал, дополнительно пояснил о том, что жилые дома, именуемые по документам как квартиры, были возведены в разное время, разными семьями и независимо друг от друга. Дома расположены параллельно друг другу, расстояние между их стенами с одной из сторон составляет около 1 метра и разделено поперек дощатой перегородкой, за которой у соседнего дома расположено крыльцо и вход в дом ФИО1, а с его (Бажина А.М.) стороны сохраняется свободное пространство между стенами домов. Никаких иных общих наземных или подземных конструкций у данных жилых помещений не было и нет, инженерные коммуникации автономны друг от друга. Эти обстоятельства не изменились и после проведения реконструкции квартиры №, именуемой так согласно документов, собранных ее предыдущим собственником – ФИО2, у которой он купил данный объект недвижимости. Реконструкция выполнена с получением всех необходимых разрешений; после реконструкции изменилась (увеличилась) площадь строения с 30 кв.м. до 161,2 кв.м., в связи с возведением мансардного этажа и гаража, пристроенных к его части дома. Первый этаж был перестроен в пределах того же, существующего, фундамента под его жилым домом.
Бажин А.М. считает, что жилые помещения квартирами однозначно не являются, равно как и жилой дом –многоквартирным. По какой причине и когда дому был присвоен данный статус ему неизвестно. Вместе с тем, данный статус дома (многоквартирный) обязывает его, как собственника квартиры, а не отдельного блока, согласовывать свои действия по обустройству жилого помещения с собственником другого жилого помещения, необоснованно именуемого квартирой, что создает трудности и преграды в пользовании объектом собственности и его эксплуатации по своему усмотрению, а также влечет необоснованное увеличение цены предоставляемых для этого услуг. Просит учесть данные обстоятельства и удовлетворить заявленный им административный иск.
Административные ответчики- администрация Нижнеивкинского городского поселения Куменского района Кировской области и глава администрации Нижнеивкинского городского поселения, заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание, о дате, времени и месте которого были своевременно и надлежаще извещены, не явились.
Административные ответчики в суд направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Заинтересованное лицо ФИО1 об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.
При данных обстоятельствах суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие указанных выше лиц.
Из отзыва административных ответчиков видно, что с административным иском не согласны, ссылаются на отсутствие доказательств, подтверждающих незаконность издания оспариваемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в признании <адрес> объектом блокированной застройки, а также на отсутствие доказательств того, что этим отказом нарушены права, свободы и законные интересы административного истца. Указывают о том, что в результате осмотра данного жилого дома межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации Нижнеивкинского городского поселения, установлено его несоответствие требованиям пожарной безопасности, установленные п.7.2, 7.3, 7.4, 7.5 СП 55.133330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Акутализированная редакция СНиП 31-02-2001», что явилось основанием для отказа в изменении статуса жилого дома, ввиду отсутствия признаков жилого дома блокированной застройки, приведенных в п.п.2.1 Порядка определения статуса жилого дома, действующего на территории Нижнеивкинского городского поселения. Оспариваемое Бажиным А.М. постановление принято уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка и оснований для его принятия; нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не допущено. Кроме того, административный истец, обращает внимание на то, что предыдущему собственнику ФИО2 документы на реконструкцию выдавались на квартиру, а не на жилой дом. В удовлетворении заявленных административных исковых требований просят отказать. (Том № л.д.№)
Выслушав административного истца, изучив доводы административного иска и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с пунктом 20 статьи 14 которого к вопросам местного значения городского поселения, отнесены в числе прочих следующие: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами.
Аналогичные положения установлены п.21 статьи 8 Устава МО «Нижнеивкинское городское поселение Куменского района Кировской области», согласно которого к вопросам местного значения данного поселения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Данные полномочия осуществляются администрацией поселения (п.25 статьи 33 Устава МО «Нижнеивкинское городское поселение», п.16 Пложения о муниципальном учреждении администрации Нижнеивкинского городского поселения Куменского района Кировской области.» (Том № л.д.№)
Исходя из положений частей 1,3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ, пунктов 5, 6 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ следует, что жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный жилой дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, а жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу пгт <адрес>, находится на земельном участке с кадастровым номером №, общедолевыми собственниками которого являются Бажин А.М. и ФИО1, поставлен на кадастровый учет как многоквартирный жилой дом, имеющий в своем составе 2 квартиры, собственником которой под № является с 20. 03.2020 г. Бажин А.М., собственником квартиры № является ФИО1. (Том № л.д.№).,
С таким же статусом – многоквартирный жилой дом (с двумя квартирами) данный объект состоял на учете и ранее (Том № л.д.№)
Предыдущим собственником квартиры №ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ г. была проведена реконструкция указанного объекта недвижимости, что повлекло увеличение его площади с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. и изменение контура здания. Площадь квартиры № не изменилась. Реконструкция выполнена на основании выданных администрацией Куменского района Кировской области разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ и ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№, а также технического плана и проектной документации. Проведение реконструкции было согласовано с собственником квартиры № дома №21 по ул.Садовая пгт Нижнеивкино ФИО1. (Том № л.д.№).
При натурном обследовании жилого дома, числящегося по документам, как многоквартирный, выявлено, что на указанном выше земельном участке с кадастровым номером № расположены два отдельно стоящих здания, соединенных между собой сенями – строением вспомогательного назначения. (Том № л.д.№). Об этих же обстоятельствах были даны объяснения в ходе судебного заседания административным истцом.
Земельный участок, с кадастровым номером №, на котором находится указанный выше жилой дом, относится к категории земель –земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- малоэтажная многоквартирная жилая зона; площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м. (Том № л.д.№)
На территории Нижнеивкинского городского поселения Куменского района принят и действует Порядок определения статуса жилого дома блокированной застройки, утвержденный постановлением администрации Нижневкинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, которым определены признаки блокированного жилого дома, порядок подачи заявления о намерении изменить статус жилого дома с многоквартирного на блокированный, в том числе, перечень документов, подлежащих подаче вместе заявлением, а это следующие документы: документы, удостоверяющие личность заявителя, правоустанавливающие документы на жилое помещение, технический и кадастровый паспорт жилого дома, кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен жилой дом и его топографическая съемка, согласие всех собственников помещений жилого дома на изменение его статуса, справка ресурсоснабжающих организаций о наличии автономного инженерного обеспечения, заключение специализированной организации о соответствии жилого дома требованиям, установленным в п.2.1 Порядка, т.е признакам блокированного жилого дома. (Том № л.д.№)
Ранее такой Порядок или иные документы об отнесении объекта к жилому дому блокированной застройки в Нижнеивкинском городском поселении не принимались. (Том № л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ Бажин А.М. обратился в администрацию Нижнеивкинского городского поселения с заявлением о признании квартиры № дома № по <адрес> объектом блокированной застройки, ссылаясь на то, что строения, поставленные на кадастровый учет как квартиры № и № данного дома, фактически являются двумя разными строениями, не соприкасающимися между собой, в том числе, крышами; расположены на разных фундаментах и имеют отдельные друг от друга входы. (Том № л.д.№)
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нижнеивкинского городского поселения Бажину А.М. сообщено о перечне документов, необходимых для предоставления им в целях рассмотрения указанного выше заявления, а именно: документов, удостоверяющих личность заявителя, правоустанавливающих документов на жилое помещение, технического и кадастрового паспорта жилого дома, кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен жилой дом, согласие всех собственников помещений жилого дома на изменение его статуса, справки ресурсоснабжающих организаций о наличии автономного инженерного обеспечения. (Том № л.д.№)
Иные документы у Бажина А.М. не истребовались и о необходимости их предоставления ему не сообщалось.
В последующем, в целях рассмотрения заявления Бажина А.М., постановлением администрации Нижнеивкинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ был назначен к проведению осмотр жилого дома, который осуществлен ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, созданной постановлением указанного органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ№. (Том № л.д.№, Том № л.д.№).
В акте осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного указанной выше межведомственной комиссией, приведено описание объекта осмотра- жилого дома, с указанием сведений о наличии самостоятельных систем отопления и вентиляции помещений, индивидуальных вводов и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем, отсутствие общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт, коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, отсутствие помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками, общей крыши. Каждая квартира предназначена для проживания одной семьи, имеет изолированный выход на общую территорию. О том же свидетельствуют фотоматериалы к акту осмотра. В акте осмотра содержится заключение межведомственной комиссии о том, что указанный жилой дом может быть признан объектом блокированной застройки после выполнения противопожарных требований в соответствии с п. 7.2 СП 55.13330.2016. (Том № л.д.№)
Со ссылкой на приведенное выше заключение межведомственной комиссии постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Нижнеивкинского городского поселения Бажину А.М. отказано в удовлетворении поданного им заявления о признании многоквартирного жилого дома по адресу пгт <адрес> объектом блокированной застройки. (Том № л.д.№)
Давая оценку законности оспариваемого административным истцом постановления органа местного самоуправления суд принимает во внимание следующее.
Как было указано выше на территории Нижнеивкинского городского поселения принят и действует Порядок определения статуса жилого дома блокированной застройки от ДД.ММ.ГГГГ№. Этим же Порядком руководствовался административный ответчик, разрешая заявление Бажина А.М..
Данный порядок, помимо того, что предусматривает перечень документов, подлежащих приложению к заявлению об изменении статуса жилого помещения, так же устанавливает признаки, при наличии которых жилой дом может быть признан домом блокированной застройки (п.2.1 Порядка). Данные признаки аналогичны положениям части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 4.4. Порядка предусмотрены основания отказа в изменении статуса многоквартирного жилого дома на блокированный, к которым относятся следующие основания отказа: отсутствие признаков блокированного жилого дома, перечисленных в п.2.1 Порядка (где в качестве признаков дома блокированной застройкой не указано о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности); непредоставление заявителем всех документов, перечисленных в п.3.4 Порядка; нахождение жилого дома на территории, сформированной под развитие застроенных территорий; формирование земельного участка под многоквартирный жилой дом и постановка его на государственный учет.
Таким образом, из Порядка, установленного органом местного самоуправления, следует, что несоответствие жилого дома противопожарным требованиям, на что администрация поселения ссылалась в оспариваемом ныне постановлении, не является самостоятельным основанием для отказа в изменении статуса многоквартирного жилого дома на дом блокированной застройки, а потому при отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Бажина А.М., приведенных в данном постановлении, его нельзя признать законным и обоснованным.
Помимо этого, следует учесть, что в названном пункте (п.7.2) СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», на который имеется ссылка в заключении межведомственной комиссии, установлены требования к пожарной безопасности к домам блокированной застройки, в том числе, в зависимости от класса их конструктивной пожарной опасности.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления Бажина А.М., категория дома блокированной застройки, исходя из которой должны предъявляться требования к соблюдению противопожарной безопасности в соответствии с п.7.2 СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», не определена ни в постановлении органа местного самоуправления, ни в заключении межведомственной комиссии. Доказательств невыполнения данных требований и их конкретизация не приведена ни в заключении межведомственной комиссии, на которое имеется ссылка в ныне оспариваемом постановлении, ни в самом постановлении, ни в возражениях на административный иск. Из изложенного следует, что основания отказа в вынесенном постановлении доказательственно не подтверждены, а потому отказ в данном случае является безосновательным и незаконным, в том числе, исходя из положений Порядка №145 от 27.08.2020 г. и положений части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, которая также не устанавливает в качестве признаков жилого дома блокированной застройки соответствие его требованиям пожарной безопасности.
Следует принять во внимание, что заключение о невыполнении требований пожарной безопасности было дано межведомственной комиссией, созданной на основании постановления администрации Нижнеивкинского городского поселения №128 от 07.09.2018 г., которая, как следует из указанного постановления и ответа администрации Нижнеивкинского городского поселения, была создана в целях оценки помещений жилого фонда данного городского поселения. Деятельность комиссии регулируется в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Иными документами деятельность межведомственной комиссии, созданной при администрации Нижнеивкинского городского поселения, не регулируется, ответ о чем был дан суду указанным органом местного самоуправления. (Том № л.д.№)
Названным Положением установлены требования к жилому помещению, а также порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, полномочия межведомственной комиссии, создаваемой в данных целях органом местного самоуправления. Исходя из содержания указанного Положения следует, что полномочиями о признании многоквартирного жилого дома домом блокированной застройки такая комиссия не располагала и не располагает, и приведенным Положением не регулируются вопросы о полномочиях и порядке отнесения здания к объекту блокированной застройки, что также дает основания подвергнуть обоснованному сомнению заключение межведомственной комиссии по заявлению Бажина А.М., на котором основано оспариваемое постановление.
Кроме того, перечень документов, необходимых для предоставления к заявлению об изменении статуса жилого дома и его рассмотрения, не содержит требований о даче заключения межведомственной комиссией по данному вопросу, а предусматривает предоставление заявителем заключения специализированной организации о соответствии жилого дома требованиям, установленным п.2.1 Порядка ( т.е. признакам жилого дома блокированной застройки).
С учетом совокупности приведенных выше обстоятельств оспариваемое административным истцом постановление нельзя признать законным и обоснованным, а потому административный иск в данной части подлежит удовлетворению. Вместе с тем, согласно установленного на территории Нижнеивкинского городского поселения Порядка определения статуса жилого дома блокированной застройкой носит заявительный характер, в связи с чем, инициатива обращения с таким заявлением и подача необходимых для его рассмотрения документов должна быть инициирована лицом, имеющим интерес в подаче и рассмотрении такого заявления, а не судом, в связи с чем, оснований для понуждения органа местного самоуправления к повторному рассмотрению заявления Бажина А.М. не имеется и в удовлетворении данной части административных исковых требований следует отказать.
Сроки обращения с административным иском в суд Бажиным А.М. соблюдены.
Вопреки возражений административных ответчиков, у суда не возникает сомнений в доводах административного истца о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением органа местного самоуправления, т.к. неопределенность между фактическим и правовым статусом жилого помещения, собственником которого является Бажин А.М., не позволяет ему в полной мере, без согласования с собственником другого жилого помещения, в полной мере осуществлять права владения и пользования данным объектом недвижимости, а также его эксплуатацию по своему усмотрению, без безосновательного согласования с другими лицами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил :
Административный иск Бажина А.М. к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Нижнеивкинское городское поселение Куменского района Кировской области», главе администрации Нижнеивкинского городского поселения Куменского района Кировской области Шиндориковой О.Б. об оспаривании постановления органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление муниципального учреждения администрации муниципального образования «Нижнеивкинское городское поселение Куменского района Кировской области» №237 от 01.12.2020 г. «Об отказе в признании дома № объектом блокированной застройки по адресу пгт <адрес>.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционные жалоба в Кировский областной суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение вынесено судом в окончательной форме 05.03.2021 г.
Судья Н.В.Дербенёва