ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5801/19 от 14.08.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-5801/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

14 августа 2019 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, государственному регистратору ФИО4 о признании незаконным уведомления о возврате документов и обязании передать заявление ФИО3 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с документами на рассмотрении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Хабаровскому краю

установил:

ФИО3 обратилась с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании незаконным уведомления о возврате документов и обязании передать заявление ФИО3 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с документами на рассмотрении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Хабаровскому краю.

В обоснование заявленных требований указала, что 26.12.2018 года на имя председателя комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости через Многофункциональный центр «Мои документы» подано заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, расположенного по <адрес> с кадастровым номером , площадью 9526 кв.м. К заявлению приложены документы: справки о кадастровой стоимости земельного участка, выписка о праве собственности на земельные участки, отчеты об определении рыночной стоимости в бумажном виде и на электронном носителе, экспертные заключения. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ регистратор Управления Росреестра возвратила документы. Основанием для возвращения документов послужили положения п.1 ст.25 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», т.е. заявление и документы представлены в электронной форме документов, электронных образов документов в формате, не соответствующим формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. При этом по тексту уведомления не указано, что именно в представленных документах не соответствует требованиям, установленным п.9 приказа Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883. 14.02.2019 года истец обратилась к руководителю Управления Росреестра по Хабаровскому краю с просьбой рассмотреть заявления по существу. Письмом от 06.03.2019 года в рассмотрении заявления отказано со ссылкой на то, что указанные заявления в комиссию не поступали. Отказ в передаче заявлений о пересмотре кадастровой стоимости лишает ее возможности применения размера рыночной стоимости земельных участков в 2019 году, в том числе, для целей налогообложения. Просит суд признать незаконными уведомление Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 10.01.2019 года о возврате документов, обязать передать заявление ФИО3 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с документами на рассмотрение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10.07.2019 года к участию в деле привлечены в качестве соответчика государственный регистратор ФИО4, заинтересованного лица – Краевое государственное казённое учреждение «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (КГКУ «ОСЭП Хабаровского края, МФЦ»).

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В силу ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 исковые требования не признала, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в отзыве. Пояснила, что оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом, порядок и основания его принятия соответствуют законодательству РФ.

Представитель заинтересованного лица КГКУ «ОСЭП Хабаровского края, МФЦ» ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, считая их неподлежащими удовлетворению.

Соответчик государственный регистратор ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена в установленном законом порядке, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В силу ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из материалов дела, 26.12.2018 ФИО6, действующий в интересах ФИО3 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в филиал МФЦ №1 г. Хабаровска с заявлением о государственном кадастровом учете, в части изменения характеристик – пересмотр кадастровой стоимости на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, приложив к заявлению: заявление о пересмотре кадастровой стоимости от 26.12.2018: доверенность от ДД.ММ.ГГГГ; заявления о государственном кадастровом учете от 26.12.2018 экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ; отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ

Уведомлением Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 10.01.2019 года представленные документы возвращены ФИО3 без рассмотрения на основании п.1 ст.25 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно сообщению Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 06.03.2019 года , заявления ФИО3 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не поступали.

19.07.2018 года между КГКУ «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлением Росреестра по Хабаровскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю заключено соглашение о взаимодействии, в соответствии с которым МФЦ не уполномочено осуществлять прием заявлений в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Приложением к Соглашению установлен закрытый перечень государственных услуг Управления Росреестра по Хабаровскому краю, предоставление которых организуется в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг: государственная услуга по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственная услуга по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственной услуги по приему заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости МФЦ не предусмотрено.

Приложением к соглашению определён порядок предоставления государственных услуг Управления Росреестра по Хабаровскому краю в МФЦ, п.2 которого предусмотрено, что в ходе приема документов от заявителя работник, осуществляющий прием документов, проверяет представленные заявление (запрос) и документы на предмет оформления заявления (запроса) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих предоставление государственной услуги; наличия необходимых документов, указанных в заявлении (запросе).

Таким образом, полномочия по приёму документов и проверка их на соответствие требованиям закона, регулирующим порядок предоставления государственной услуги делегированы КГКУ «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг».

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года № 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", п.13 которого предусмотрено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости предоставляется в комиссию.

В соответствии с п.8 Порядка, техническое обеспечение работы комиссии возлагается на территориальный орган уполномоченного федерального органа на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 года № 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, пункт 168 которого предусматривает исчерпывающий перечень административных процедур. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации; формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки); внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги; исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с п.171 Административного регламента, в ходе приема документов от заявителя сотрудник, ответственный за прием документов, проверяет представленные заявление о предоставлении государственной услуги и документы на предмет оформления заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации; наличия прилагаемых необходимых документов.

Согласно п.174 Административного регламента, в случае выявления при проведении предусмотренной пунктами 170, 171 Административного регламента проверки документов оснований для последующего возврата документов без рассмотрения, приостановления или отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав сотрудник, ответственный за прием документов, обязан сообщить об этом заявителю и дать разъяснения о способах устранения указанных недостатков, в частности: предложить заявителю прервать подачу документов и разъяснить, что на основании представляемых заявителем документов орган регистрации прав примет решение о возврате документов без рассмотрения, о приостановлении или об отказе в предоставлении государственной услуги; если заявитель, несмотря на данные ему разъяснения, откажется прервать подачу документов, принять в установленном Административным регламентом порядке заявление о предоставлении государственной услуги и иные документы; проставить в расписке в получении документов отметку о том, что заявителю даны разъяснения о том, что имеются основания для возврата органом регистрации прав документов без рассмотрения, приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги.

Учитывая, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подается непосредственно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, полномочий по приему указанного заявления КГКУ «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» не имело. Вместе с тем, основания для возложения ответственности за прием указанного заявления КГКУ «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» на Управление Росреестра по Хабаровскому краю, с учетом заключенного между ними соглашения о взаимодействии, не имеется.

Согласно п. 199 Административного регламента, представленные заявителем документы проверяются государственным регистратором прав на предмет наличия или отсутствия оснований для возврата без рассмотрения прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов, указанных в подпункте 21 пункта 37 Административного регламента, который предполагает возврат заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, заявления о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости без рассмотрения при наличии следующих оснований, предусмотренных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации.

Таким образом, у государственного регистратора Управления Росреестра по Хабаровскому краю не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в приеме заявлений ФИО3, поступивших из КГКУ «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» в рамках закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Вместе с тем, у государственного регистратора имеется закрытый перечень полномочий, предусмотренных федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при поступлении заявлений, принятых в соответствии с указанным законом.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, пунктом 5 которого также предусмотрен перечень ее полномочий, в который не входит передача заявлений об определении или пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Учитывая, что Управление Росреестра по Хабаровскому краю не уполномочено на рассмотрение заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, при этом полномочий на передачу указанных заявлений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у государственного регистратора также не имеется, заявление о пересмотре кадастровой стоимости не относится к заявлениям о государственном кадастровом учете, в части изменения характеристик объекта недвижимости, принято обоснованное решение о возвращении указанных документов без рассмотрения на основании п.1 ст.25 федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Судом установлено, что государственный регистратор при рассмотрении заявления руководствуется требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а не положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, МФЦ обеспечивает хранение полученных от Управления Росреестра по Хабаровскому краю документов, предназначенных для выдачи заявителю, в течение трех месяцев со дня получения таких документов от Управления; не позднее дня, соответствующего дню истечения указанного трехмесячного срока, направляет отдельным реестром невостребованные документы в Филиал «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю.

Согласно сопроводительного реестра документов, не полученных заявителями от 26.04.2019 , заявления ФИО3 по истечении срока хранения направлены в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю», куда административный истец не лишена права обратиться, получить пакет документов и направить их в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости разъяснен, в том числе, и в уведомлении от 10.01.2019 года о возврате документов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Обсуждая вопрос о пропуске срока на обжалование решения регистрирующего органа, суд приходит к выводу, что указанный срок заявителем не пропущен, поскольку в соответствии с доводами административного истца, последний узнал о нарушении своего права 13.06.2019 года, в связи с чем, сроки на обращение в суд истцом соблюдены.

Уведомление Управления Россреестра по Хабаровскому краю является законным, вынесено в рамках полномочий государственного органа, соответствует указанным полномочиям и нормативным правовым актам, регулирующим действия должностных лиц Управления Россреестра по Хабаровскому краю по работе с поступающими документами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, государственному регистратору ФИО4 о признании незаконным уведомления о возврате документов и обязании передать заявление ФИО3 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с документами на рассмотрении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Хабаровскому краю - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 19 августа 2019 года.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко

Копия верна.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко