07RS0001-02-2023-004833-81
Дело №2а-5803/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2023г. г.Нальчик
Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи – Тхазаплижевой Б.М., при секретаре – помощнике – Шомаховой М.Х.,
с участием административного истца Блажко Е.О., заинтересованного лица Блажко Н.С-к, представителя административного истца – адвоката Олейниковой Т.В., выступающей по ордеру от 23.10.2023 №2861,
представителя МВД по КБР – Пантелиди В.А., действующей по доверенности от 02.12.2022 №77,
административного ответчика- должностного лица Абазовой Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Блажко ФИО19 к МВД по Кабардино-Балкарской Республике, специалиста-эксперта УМВ МВД по КБР Абазовой ФИО20 о признании незаконным решение, о восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
30 августа 2023г. в Нальчикский городской суд поступило административное исковое заявление Блажко Екатерины Олеговны к МВД по Кабардино-Балкарской Республике, заинтересованное лицо УВМ МВД по Кабардино-Балкарской Республике, в котором она просила суд признать незаконным и отменить решение МВД России по КБР от 21 июля 2023 г. об отказе Блажко Екатерине Олеговне и члену семьи Блажко ФИО21 кызы, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в предоставлении государственной услуги - признании вынужденными переселенцами. Возложить на МВД России по КБР обязанность повторно рассмотреть ходатайство Блажко Екатерины Олеговны о признании ее и члена семьи Блажко ФИО22 кызы, ДД.ММ.ГГГГ г.р. вынужденными переселенцами и принять по нему решение.
В обоснование своих требований Блажко Е.О. указала, что Решением МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 21 июля 2023г. ей и члену её семьи - матери - Блажко ФИО23 кызы, 28.03.1968 г.р., отказано в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Основание для отказа указано несоответствие её и члена её семьи понятию «вынужденный переселенец» согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах».
Выданное ей свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем №070001признано недействительным и подлежащем сдаче в подразделение по вопросам миграции (УВМ МВД по Кабардино- Балкарской Республике).
Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги МВД по Кабардино-Балкарской Республике получено 27.07.2023г.
С решением МВД РФ по Кабардино-Балкарской Республике она не согласна поскольку в ходатайстве она указала, что вследствие ведения боевых действий на территории г Донецка Донецкой Народной Республики ей и её матери грозила реальная опасность подвергнуться преследованию по национальной принадлежности, языка, а также наличия российского гражданства и политических убеждений. Она по национальности русская, является гражданином РФ В средствах массовой информации широко распространялась информация, что г.Донецк обстреливали и бомбили Буденновский район, в котором находится их дом.
Она покинула ДНР в связи с политической ситуацией и боевыми действиями, о чем сообщила в ходатайстве.
Административным ответчиком расценены причины оставления г.Донецка Донецкой Народной Республики экономическими мотивами (причинами). Административный истец полагает, что отвечает критериям понятия «вынужденный переселенец», установленного ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах».
Свидетельством о рождении серии 1-НО №327600 от 06.05.2010г., выданным повторно, подтверждается, что Отделом регистрации актов гражданского состояния Ленинского районного управления юстиции в г.Донецке Донецкой области в книге регистрации рождений 1994 года ноября месяца 07 числа произведена соответствующая актовая запись за №685.
Имеет Диплом специалиста, выданный 28.06.2019, Государственной образовательной организацией высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького».
В Российскую Федерацию они с матерью приехали, поскольку это их Родина.
На территории ДНР в г.Донецке они оставили дом, находящийся в собственности мамы, ввиду проведения в границах города специальной военной операции В отношении них существовала реальная угроза причинения вреда здоровью, в связи с наличием у неё гражданства РФ, а также в связи с тем, что она русская по национальности, православная. На территорию их района неоднократно попадали снаряды, выпущенные боевиками вооруженных формирований Украины.
Обстоятельствами, при которых они с мамой покинули место жительство в г.Донецке ДНР, покинули территорию республики следующие: 22.02.2022 на основании постановления Совета Федерации Федерального собрания N 35-СФ от 22.02.2022 года Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
В своем обращении к гражданам Российской Федерации Президент Российской Федерации Путин В.В. 24 февраля 2022 года (текст размещен в общем доступе в сети Интернет на сайте Президента РФ (www.kremlin.ru/events/president/news/67843), о цели проведения специальной военной операции указал: «...Ее цель - защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации...».
Административный истец привел имеющиеся в открытом доступе в сети Интернет ситуации, происходившем в Буденновском районе г.Донецка, где расположен их жилой дом №25 б по ул.Донэнерго, что поспособствовало немедленному выезду их с моей мамой в Ростовскую область через КПП Матвеев-Кургап:(ДОНЕЦК, 30 мая - РИД Новости. Мирная жительница пострадала в результате обстрела Буденновского района Донецка со стороны украинских войск, сообщили в представительстве ДПР в Совместном центре контроля и координации вопросов, связанных с военными преступлениями Украины (СЦКК) "По оперативным линиям СЦКК ДНР за 30 мая по состоянию на 14.00 поступила дополнительная информация о пострадавших среди гражданских лиц в городах Республики, город Донецк (Буденновский район): - по улице Баумана ранена женщина 1955 года рождения", - говорится в сообщении представительства в телеграм-канале.(текст размещен в общем доступе в сети Интернет на сайте РИА Новости https //ria.ru/amp/20230530/obstrel-l 875069717.html).
ДОНЕЦК, 29 мая - РИА Новости. Украинские войска обстреляли Калининский и Буденновский районы Донецка в Донецкой народной республике, выпустив шесть снарядов калибром 155 миллиметров, сообщило представительство ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК). (текст размещен в общем доступе в сети Интернет на сайте РИА Новости https"//ria.ru/amp/20220529/dnr-1791610310.html).
ДОНЕЦК, 3 нюня - РИА Новости. Украинские войска обстреляли Буденновский район Донецка, выпустив пять ракет из РСЗО "Град", заявило представительство Донецкой Народной Республики в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК).
(текст размещен в общем доступе в сети Интернет на сайте РИА Новости https://ria.ru/amD/20220603/obstrel-1792971473.html).
На официальном сайте РИА Новости ежедневно размещалась Карта спецоперации Вооруженных сил России на Украине, на которой изображалось ежедневная обстановка на Украине. По состоянию на 03.06.2022 в соответствии с условным обозначением на карте, г.Донецк отмечен значком «артиллерийские удары Вооруженных сил Украины»
(на сайте РИА Новости https7/ria.ru/20220603/spetsoperatsiva-1792844858.html?in=t).
«Сегодня вечером вооруженные формирования Украины ударили по жилому массиву Буденновского района Донецка из реактивной системы залпового огня «Град»
(текст размещен в общем доступе в сети Интернет на сайте Комсомольская правда https7Awvqy.donetsk.kp.ru/online/news/4775178/).
Ежедневная сводка от РИА Новости по Буденновскому району г.Донецка (ссылка. https://ria.ru/amp/location Budennovskiii raiion/).
Кроме того, Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы.
Положения Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации указывают на то, что жители в частности Донецкой Народной Республики в связи с исходящей от вооруженных сил Украины прямой угрозой их жизни и здоровью, постоянно проживающие на территориях, в целях защиты которых в том числе проводится специальная военная операция, в экстренном массовом порядке прибывали в другие субъекты Российской Федерации.
Административный истец считает подтверждённым по делу то обстоятельство, что г.Донецк Донецкой Народной Республики по состоянию на конец мая - начало июня 2022г. находился в зоне проведения специальной военной операции, согласно представленным материалам, подвергался многочисленным обстрелам со стороны боевиков вооруженных формирований Украины, и находится до сих пор, в связи с чем они, оставаясь там, объективно могли в условиях реальной опасности подвергнуться угрозе жизни и здоровью, преследованию по признаку национальной принадлежности, языка, и политических убеждений, со стороны вооруженных сил Украины.
В ходе рассмотрения дела протокольным определением от 26.09.2023 по ходатайству представителя МВД по Кабардино-Балкарской Республике к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Павлов Василий Петрович и специалист -эксперт УВМ МВД по Кабардино-Балкарской Республике Абазова Эмма Эдуардовна.
В судебном заседании Блажко Е.О., заинтересованное лицо Блажко Нателла Султанали кызы и представитель административного истца Олейникова Т.В. поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении по причине подтверждения факта постоянной угрозы их жизни в г. Донецке.
Также суду они сообщили, что Блажко Нателла Султанали кызы все годы до СВО активно участвовала в военных действиях, имеется в списках украинского сайта «Миротворец», помогала военным против Украины и за это к ним домой зашли настроенные за Украину граждане и избили их за то, что они за Россию. Просили учесть, что в день на Донецк перед их выездом сбрасывали 800 бомб, там было невозможно жить, они убежали от войны и поэтому являются вынужденными переселенцами.
Также Блажко Е.О. настаивала, что её папа русский и она считает себя русской, хотя в свидетельстве о рождении и паспорте не указана национальность.
В судебном заседании представитель административного ответчика Пантелиди В.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как административным истцом при подаче ходатайства не подтвержден факт опасения стать жертвой преследования. Заявителем не были представлены объективные доказательства того, что она подвергалась моральному давлению в виде дискриминации и дискредитации со стороны Украины, при условии, что на день подачи данного ходатайства большая часть территории Донецкой Народной Республики, в том числе г. Донецк, находится под контролем Вооружённых сил РФ. То есть положения части 1 статьи 1 Закона о вынужденных переселенцах к административному истцу не применимы. При этом, никаких конкретных фактов преследования, сведений о совершенном в отношении Блажко В.О. или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию но признаку расовой иди национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка на адрес, административный истец не представила.
Напротив, административным ответчиком доказана законность принятого решения.
В судебном заседании административный ответчик Абазова Э.Э. просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в решении, указала, что по этому вопросу они советовались с Главным Управлением и им был дан ответ об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Блажко Е.О.
Остальные административные ответчики в судебное заседание не явились.
Суд, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав административного истца, представителей сторон, заинтересованное лицо, исследовав материалы административного дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит совокупность двух условий: оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.05.2023 Блажко Е.О. обратилась в УВМ МВД по Кабардино-Балкарской Республике с ходатайством о признании её и члена её семьи – матери Блажко Нателлы Султанали кызы вынужденными переселенцами.
Решением МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 21.07.2023 отказано в признании их вынужденными переселенцами по основаниям, предусмотренным п.п. 3 п. 1 ст. 2 Закона РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах», п.п. 36.1.3 пункта 36 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом МВД России от 04.09.2019 №602. Выданное свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем признано недействительным и подлежащем сдаче в УВМ ГУ МВД по Кабардино-Балкарской Республике.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно статье 8 Закона РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов по исполнению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд.
Срок подачи жалобы не должен превышать:
одного месяца - со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме;
трех месяцев - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
Административный истец получила отказ 27.07.2023, обратился в суд почтой 26.08.2023, судом заявление принято 30.08.2023, т.е. срок обращения в суд не пропущен.
Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения УВМ МВД по Кабардино-Балкарской Республике ходатайства Блажко Е.О. о признании ее вынужденным переселенцем установлено следующее.
Блажко Е.О. является гражданкой РФ в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» с применением части 7 статьи 4 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документирована паспортом гражданина РФ от 05.10.2021.
Зарегистрирована на территории Донецкой Народной Республики по адресу: г.Донецк, ул. Кирова, д.43.
Домовладение по месту регистрации принадлежит на праве собственности матери истца.
Из ходатайства административного истца следует, что на территорию РФ они с матерью прибыли 04.06.2022, что подтверждается миграционными картами.
В ходатайстве указано, что прежнее место жительства семья покинула в связи с опасностью, вызванной проведением специальной военной операции, из-за постоянной угрозы жизни, гуманитарной катастрофы.
В судебном заседании сторона административного истца указывала на постоянные попадания снарядов на территории района их проживания в г. Донецке, просила учесть, что в день на Донецк перед их выездом сбрасывали 800 бомб, там было невозможно жить, они убежали от войны и поэтому являются вынужденными переселенцами.
Вместе с тем, административным ответчиком в оспариваемом решении указывается, что материалы, подтверждающие факт уничтожения жилья и личного имущества к ходатайству не приложены.
На протяжении судебного разбирательства как административный истец, так и заинтересованное лицо мать истца сообщали суду, что причинами, по которым они были вынуждены покинуть дом, явились ведение боевых действий в непосредственной близости от их дома, участившиеся массированные обстрелы города со стороны вооружённых формирований Украины, семья не могла оставаться в городе ввиду наличия рисков для жизни, а также возможности быть преследованными с украинской стороны по мотивам национальной принадлежности, языка, политический убеждений.
Давая оценку обстоятельствам, при которых семья административного истца покинула место жительство в г. Донецк и переехала в Нальчик, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
3. Члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от дата N 4530-I факт выезда для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации либо при возвращении в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, в случае приобретения этим лицом права пользования жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, является основанием для утраты статуса вынужденного переселенца, который административному истцу не был представлен.
Постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации N 35-СФ дано согласие Президенту Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации на использование Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от дата N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от дата N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
На основании постановления СФ ФС РФ от 22.02.2022 N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
В своем обращении к гражданам Российской Федерации Президент Российской Федерации Путин В.В. дата (текст размещен в общем доступе в сети Интернет на сайте Президента РФ (www.kremlin.ru/events/president/news/67843), о цели проведения специальной военной операции указал: «Ее цель – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации».
Ежедневно г. Донецке, в том числе в районе места жительства истца обстреливается со стороны ВСУ Украины. Ежедневно гибнут люди.
Согласно ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Оценивая законность оспариваемого решения об отказе в предоставлении государственной услуги по представлению статуса вынужденного переселенца, принятого в отношении административного истца, в части соответствия его требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих полномочия органа, принявшего оспариваемое решение, порядок и основания его принятия, суд приходит к следующему.
Статус вынужденных переселенцев определён Законом РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах», им же установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на адрес.
Порядок осуществления государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом МВД России от 04.09.2019 №602 (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями для получения государственной услуги является, в том числе 2.2. Гражданин, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 73-74 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача заявителем непосредственно в подразделение по вопросам миграции ходатайства на бумажном носителе с предоставлением предусмотренных пунктом 25 Административного регламента документов.
При приеме ходатайства должностное лицо проверяет наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям предоставления статуса вынужденного переселенца, наличие оснований отказа в приеме ходатайства к рассмотрению, а также устанавливает либо проверяет:
74.1. Правильность заполнения всех реквизитов ходатайства.
74.2. Действительность документа, удостоверяющего личность заявителя.
74.3. Тождественность личности гражданина, претендующего на признание его вынужденным переселенцем, с лицом, изображенным в представленных заявителем фотографиях и на фотографии в документе, удостоверяющем личность заявителя.
74.4. Соответствие указанных заявителем сведений в ходатайстве сведениям, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя и (или) гражданина, в отношении которого подано ходатайство, и других представленных документах.
74.5. Наличие документов, предусмотренных пунктом 25 Административного регламента.
На основании пунктов 93-95, 100 Административного регламента основанием для начала административной процедуры рассмотрения ходатайства и принятия по нему решения является регистрация ходатайства в подразделении по вопросам миграции.
При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса вынужденного переселенца оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.
Заявителю отказывается в признании вынужденным переселенцем при наличии оснований, предусмотренных подпунктом 36.1 пункта 36 Административного регламента.
Результатом административной процедуры является принятие руководителем (начальником) территориального органа МВД России или его заместителем решения о признании лица вынужденным переселенцем либо об отказе ему в предоставлении государственной услуги и о признании выданного заявителю свидетельства недействительным и подлежим сдаче в подразделение по вопросам миграции.
В силу пункта 36 (36.1-36.1.3) административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются получение должностным лицом при рассмотрении ходатайства о признании гражданина вынужденным переселенцем сведений в отношении гражданина:
36.1.1. О совершении преступления против мира, человечности или другого тяжкого преступления, признаваемого таковым законодательством Российской Федерации.
36.1.2. О необращении без уважительных причин с ходатайством о признании вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства.
36.1.3. О выбытии с места жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указом Президента РФ от 12.05.2023 N 342 "О внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 установлено, что в связи с исходящей от вооруженных сил Украины прямой угрозой жизни и здоровью жителей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в целях защиты которых в том числе проводится специальная военная операция, лица, постоянно проживающие на названных территориях, в экстренном массовом порядке начали прибывать в другие субъекты Российской Федерации. Реализован комплекс мер социальной поддержки указанных лиц, в том числе организованы их прием и размещение, обеспечены условия для их переселения в другие субъекты Российской Федерации на временное или постоянное место жительства."
Данные положения Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации указывают на то, что жители в частности Донецкой Народной Республики в связи с исходящей от вооруженных сил Украины прямой угрозой их жизни и здоровью, постоянно проживающие на территориях, в целях защиты которых в том числе проводится специальная военная операция, в экстренном массовом порядке прибывали в другие субъекты Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает подтверждённым по делу то обстоятельство, что г. Донецк по состоянию на июнь 2023 и по настоящее время находится в зоне проведения специальной военной операции, подвергался и продолжает подвергаться многочисленным обстрелам со стороны боевиков вооруженных формирований Украины, в связи с чем семья административного истца, оставаясь там, объективно могла в условиях реальной опасности подвергнуться угрозе жизни и здоровью, преследованию по признаку национальной принадлежности, языка, и политических убеждений, со стороны вооруженных сил Украины.
Указание в оспариваемом решении, что заявитель не соответствует понятию «Вынужденный переселенец», суд полагает необоснованным.
Доводы административного ответчика о том, что документально не подтверждён факт уничтожения жилья и личного имущества судом отклоняются, конкретных фактов преследования, поскольку для признания гражданина вынужденным переселенцем достаточно реальной опасности подвергнуться преследованию, которая подтверждена общедоступными и общеизвестными сведениями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмены решения об отказе административному истцу в признании её вынужденным переселенцем, как явно нарушающего его права и законные интересы.
В качестве способа восстановления прав и законных интересов суд полагает необходимым возложить на административных ответчиков обязанность повторно рассмотреть ходатайство Блажко Екатерины Олеговны о признании её и члена семьи Блажко Нателлы Султанали кызы, 28.03.1968 г.р. вынужденными переселенцами и принять по нему решение.
При таких обстоятельствах административный иск Блажко Екатерины Олеговны подлежит удовлетворению судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Блажко ФИО24 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Решение МВД России по КБР от 21 июля 2023 г. об отказе Блажко ФИО25 и члену семьи Блажко ФИО26 кызы, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в предоставлении государственной услуги - признании вынужденными переселенцами.
Возложить на МВД России по КБР обязанность повторно рассмотреть ходатайство Блажко ФИО27 о признании её и члена семьи Блажко Нателлы Султанали кызы, 28.03.1968 г.р. вынужденными переселенцами и принять по нему решение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд КБР в срок, не превышающий тридцати дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2023г.
Председательствующий Б.М. Тхазаплижева
копия верна:
Судья Нальчикского городского суда Б.М.Тхазаплижева