Дело № 2а-5804/2017 (марка обезличена)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород (дата)
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Оськина И.С.,
при секретаре судебного заседания Дёминой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства Нижегородской области о признании незаконным решения от (дата) об отказе во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на строительство многоквартирных домов, на территории Нижегородской области и обязании принять решение о включении в реестр,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в Советский районный суд с указанным административным исковым заявлением. В обосновании заявленных требований указал следующее.
(дата) между ФИО1 (далее -Истец) и ООО «Волго-Окский проект» (далее - Застройщик) был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома второй очереди по ..., в соответствии с которым Застройщик принял на себя обязательство осуществить строительство многоквартирного жилого дома и передать в собственность ФИО1 ... на 6 этаже общей площадью 37, 28 кв.м., а ФИО1 - оплатить стоимость квартиры в размере 2 053 480 рублей. Денежные средства по оплате стоимости квартиры ФИО1 были исполнены в полном объеме.
Однако, обязательства по строительству многоквартирного жилого дома Застройщиком исполнены не были, многоквартирный дом не был построен и введен в эксплуатацию.
(дата) решением Советского районного суда г. Н. Новгорода с Застройщика в пользу Истца были взысканы денежные средства в размере 2 334 291 рублей, где 2 053 480 рублей сумма, внесенная по Договору участия в долевом строительстве, 211 811, 98 рублей неустойка, 50000 рублей - моральный вред, 19 000 рублей - услуги представителя.
(дата) в отношении Застройщика было возбуждено дело №... о несостоятельности (Банкротстве).
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от (дата) в отношении Застройщика введена процедура наблюдения. В соответствии со ст. 71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ФИО1 определением Арбитражного суда Нижегородской области от (дата) был включен в реестр требований кредиторов 3 очереди с суммой 2 315 291, 98 рублей.
В связи с тем, что в отношении Застройщика была введена процедура банкротства, исполнительное производство, возбужденное по выданному Советским районным судом г. Н. Новгорода исполнительному листу, было прекращено и исполнительный лист направлен для исполнения арбитражному управляющему Застройщика (постановление от (дата)).
Однако, какого-либо исполнения в рамках процедуры банкротства Застройщика Истец не получил, денежные средства взысканные Советским районным судом г. Н. Новгорода, ФИО1 возвращены не были.
(дата) определением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №... конкурсное производство в отношении Застройщика было завершено и деятельность Застройщика прекращена.
(дата) Застройщик был исключен из реестра ЕГРЮЛ.
(дата) ФИО1 обратился в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно - нергетического комплекса Нижегородской области (далее -Министерство или Ответчик ) с заявлением о внесении сведений в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области ( далее - Реестр) в связи с тем, что заключив договор участия в долевом строительстве с ООО «Волго-окский проект» и полностью исполнив обязательства по договору Истец не получил в собственность ни вновь построенную квартиру, ни денежные средства в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве.
Однако, (дата) Министерство строительства Нижегородской области отказало ФИО1 во включении в Реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков указав, что Истец не является лицом, имеющим право на включение в Реестр со ссылкой на п.п. а п. 4.4. Порядка формирования и ведения Реестра, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от (дата)№... (далее - Порядок).
При этом, Министерством строительства Нижегородской области было указано, что в случае устранения причин отказа за ФИО1 сохраняется право на повторное рассмотрение заявления о включении в Реестр, поданного (дата).
С данным отказом ФИО1 обратился к Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области с заявлением о разъяснении правомерности отказа Министерства строительства Нижегородской области и нарушении данным отказом прав и законных интересов Истца.
Согласно ответу №..., полученному Истцом (дата), ФИО1 сообщили, что по их мнению, его право нарушено, отказ Министерства строительства Нижегородской области от (дата) является необоснованным и Истец вправе обжаловать его в суд в целях защиты нарушенных прав.
При этом, Истцу была предоставлена судебная практика Верховного суда РФ (определение (марка обезличена)), согласно которой все правоотношения, основанные на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме рассматриваются в рамках ФЗ № 214 -ФЗ «Об участии в долевом строительстве».
Кроме того, помимо Порядка формирования и ведения Реестра, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области №35 на который сослался Ответчик в своем отказе, имеется Приказ Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403, который определяет критерии отнесения граждан к лицам пострадавшим от действий застройщиков, согласно которого ФИО1 подлежит включению в Реестр (п.п. 9 п. 2 Критериев) и соответственно отказ от 18.10.2016 г. является необоснованным.
(дата) ФИО1 обратился к Ответчику с заявлением о повторном рассмотрении заявления от (дата) о включении его в Реестр.
Однако, (дата) Истец получил от Ответчика повторный отказ, формализованный в письме №... с повторным указанием, что ФИО1 не является лицом, имеющим право на включение в реестр граждан. Пострадавших от действий застройщиков со ссылкой на п. 4.4. Порядка формирования Реестра, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области №... от (дата).
При этом нормативный документ, на который ссылается Ответчик датирован 2016 годом, в то время как спорные отношения с недобросовестным застройщиком у ФИО1 возникли в 2008 - 2013 годах. В то время, как имеется иной нормативный документ, изданный Министерством регионального развития РФ-Приказ №... от (дата), согласно которого Истец соответствует критериям, предъявляемым к обманутым дольщикам для включения их в Реестр господдержки.
Тот факт, что в настоящее время застройщик ООО «Волго-окский проект» ликвидирован в результате банкротства предприятия не может являться основанием для лишения Истца права быть включенным в Реестр и иметь надежду, что его вложенные в строительство квартиры денежные средства будут компенсированы в рамках программы господдержки.
Сумма вложенных в строительство квартиры денежных средств в размере 2 053 480 рублей являлась и является на сегодняшний день значительной для семьи Истца, данные средства были заемными и его семья еще много лет выплачивала кредит, несмотря на то, что квартира так и не была построена недобросовестным застройщиком.
Кроме того, в настоящее время у Истца тяжело болеет ребенок (соответствующие документы прилагаются) и соответственно реализация его права на получения компенсации по госпрограмме позволит вернуть вложенные денежные средства и направить их на нужды семьи и улучшение жилищных условий.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 403 от 20.09.2013 г. устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Пунктом 2 установлено, что критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 403 устанавливают порядок формирования и ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с настоящими Правилами.
Включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу.
Пункт 9 Правил предусматривает, что включение в реестр осуществляется на основании заявления.
Согласно пункту 10 Правил к заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;
3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;
4)вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии);
копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии);
вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).
Все документы, которые необходимы для рассмотрения заявления о включении Истца в Реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, были Истцом предоставлены в полном объеме.
В силу пункта 14 Правил основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются:
1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);
привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Соответственно из правового анализа приведенного выше законодательства следует, что ФИО1 полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Внесенные ФИО1 денежные средства были приняты застройщиком, именно в счет исполнения Истцом обязательств по оплате стоимости вновь возводимой квартиры.
Привлекший денежные средства административного Истца для строительства многоквартирного дома застройщик не исполнил своих обязательств перед Истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность ФИО1 не передана.
В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору Истец исполнил надлежащим образом.
Пунктом 14 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
В данном случае, правоотношения между ФИО1 и Застройщиком возникли на основании сделки, связанной с передачей гражданином денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, и соответственно следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон.
Юридически значимым для включения в Реестр обстоятельством является факт внесения Истцом денежных средств Застройщику, привлекающему денежные средства для строительства многоквартирных домов и не исполнившему свои обязательства.
Таким образом, в отношении Н.Д.Б. имеются фактические обстоятельства, установленные федеральным законодательством в качестве критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
При таких обстоятельствах, по мнению истца отказ Министерства строительства Нижегородской области во включении ФИО1 в Реестр является незаконным, и административный Истец подлежит включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Истец выразил свое несогласие с основаниями принятого решения о включении в Реестр, в установленный законом срок.
На основании изложенного истец просит суд:
признать незаконным отказ Министерства строительства Нижегородской области во включении ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и пострадавших от действий застройщиков, выраженный в решение от (дата) и направленный письмом №... от (дата).
Обязать Министерство строительства Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав ФИО1 и в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство строительства Нижегородской области включить ФИО1 в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...
Истец и его представитель в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить их.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал просил суд отказать в полном объеме.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат рассмотрению в порядке предусмотренным ст. 22 КАС РФ.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 3.1.16 и п. 3.1.17 Положения о министерстве строительства Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 31.08.2015 № 543, Министерство строительства Нижегородской области предоставляет меры государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческим организациям, созданным лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Нижегородской области, а также формирует и ведет Реестр.
При этом отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам Российской Федерации - участникам реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов и гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области, перед которыми застройщики, привлекающие денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, не выполнили свои обязательства по завершению строительства многоквартирных домов и которые пострадали от действий (бездействия) застройщиков, с целью обеспечения завершения строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома (далее - государственная поддержка) регулируются Законом Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческих организаций, созданных лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З), согласно ч. 1 ст. 3 которого в целях учета на территории Нижегородской области граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, уполномоченный орган формирует и ведет в соответствии с данным Законом Нижегородской области Реестр в порядке, определенном Правительством Нижегородской области.
Согласно п. 4.1 Порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.02.2016 N 35 (далее - Порядок формирования и ведения реестра граждан), включению в реестр подлежат граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков, при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З.
В соответствие с ч. 2 ст. 3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З включению в реестр подлежат граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков, заключившие договоры (соглашения) об участии в реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов либо договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, а также договоры об уступке прав требования по указанным договорам (соглашениям), предметом которых являются жилые помещения (далее - объект долевого строительства), при соблюдении одного из следующих условий:
1) право собственности гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, на долю в объекте незавершенного жилищного строительства признано в судебном порядке и зарегистрировано территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
2) право требования гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, к застройщику, вытекающее из заключенного договора (соглашения), подтверждено в судебном порядке и не исполнено в рамках исполнительного производства, со дня окончания которого прошло не более трех лет;
3) факт привлечения застройщиком средств двух или более граждан по договорам (соглашениям), предметом которых является один и тот же объект долевого строительства, установлен в судебном порядке.
На основании п. 2.2 Порядка формирования и ведения реестра граждан реестр включает в себя сведения, в том числе о застройщике (наименование юридического лица, сведения о его государственной регистрации).
В п. 4.4. Порядка формирования и ведения реестра граждан указано, что основаниями для отказа во включении в Реестр гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, являются:
а) обращение о включении в Реестр лица, не имеющего в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка права на включение в Реестр;
б) представленные документы, предусмотренные пунктом 3.1 настоящего Порядка, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и настоящего Порядка;
в) документы, предусмотренные пунктом 3.1 настоящего Порядка, представлены не в полном объеме;
г) имеются противоречия между ранее внесенными записями в Реестр и представленными документами для включения в Реестр.
Как установлено судом и следует из материалов дела (дата) в адрес ответчика направлено заявление о внесении сведений в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, а также заявление по форме, с приложенными копиями следующих документов:
паспорт ФИО1;
договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома б/н от (дата);
кредитный договор №... от (дата);
квитанция к приходному кассовому ордеру №... от (дата);
постановление о возбуждении исполнительного производства от (дата);
заявление о включении в реестр требований кредиторов от (дата);
отзыв временного управляющего ООО «Волго-Окский проект» на требование ФИО1 о включении в реестр требований кредиторов;
постановление об окончании исполнительного производства №... от (дата);
решение Советского районного суда Г.Н.Новгорода от (дата) (дело №...);
определение Арбитражного суда Нижегородской области от (дата) (по делу № №...
определение Арбитражного суда от (дата) (дело № №...);
справка филиала ПАО «Сбербанк России» Волго-Вятский банк ... о состоянии вклада ФИО1 б/н от (дата).
(дата) Министерством строительства Нижегородской области по результатам рассмотрения данных документов принято решение об отказе ФИО1 во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия), застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... в связи с обращением о включении в Реестр лица, не имеющего в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка права на включение в Реестр (п.п. «в» п.4.4 Порядка).
При этом установлено следующее (дата) между ФИО1 и ООО «Волго-Окский проект» заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома по .... Свои обязательства ФИО1 выполнил надлежащим образом, о чем свидетельствуют копии представленных документов (квитанции к приходному кассовому ордеру и кредитного договора от 14.05.2008г. №...).
Из материалов дела следует, что Определением Арбитражного суда Нижегородской области от (дата) по делу №... в отношении застройщика - ООО «Волго-Окский проект» введена процедура наблюдения.
(дата) Советским районным судом г.Н.Новгорода по гражданскому делу №... вынесено решение о расторжении договора участия в долевом строительстве от (дата), взыскании с ООО «Волго-Окский проект» в пользу ФИО1 денежных средства в размере 2 053 480 (два миллиона пятьдесят три тысячи четыреста восемьдесят) рублей без учета сумм, взысканных в виде процентов и компенсации морального вреда.
(дата) судебным приставом исполнителем на основании исполнительного листа №... от (дата). выданным Советским районным судом г. Н. Новгорода вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника ООО «Волго-Окский проект» в пользу взыскателя ФИО1.
(дата) определением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №... требования ФИО1 включены в реестр требования кредиторов.
(дата) судебным приставом исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства по основаниям предусмотренным п.7 ч.1ст. 47 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ.
(дата) определением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №... конкурсное производство в отношении ООО «Волго-Окский проект» завершено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истцом не соблюдены требования установленные п.2 ст.3 Закона Нижегородской области от (дата)№...-З.
Вместе с этим суд отклоняет доводы административного истца о применении положений ФЗ от (дата) №214-ФЗ, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от (дата)№... (утратил силу), приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)№.../пр, поскольку не подлежат применению к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах решение от (дата) об отказе о включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области является законным и обоснованным, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд:
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Министерству строительства Нижегородской области о признании незаконным решения от (дата) об отказе во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на строительство многоквартирных домов, на территории Нижегородской области и обязании принять решение о включении в реестр - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья И.С. Оськин
(марка обезличена)
(марка обезличена)
(марка обезличена)