ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5806/202018АВГУ от 18.08.2020 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а- 5806/2020 18 августа 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,

при секретаре Стяжкиной В.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

В период 10 января 2020 года по 13 февраля 2020 года адвокат ФИО1 обратился к следователям и дознавателям УМВД по Приморскому району г. Санкт-Петербурга с заявлениями об оплате труда адвоката по 16 уголовным делам (л.д. 7-26).

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия.

В обоснование заявленных требований указывает, что административный истец является адвокатом Санкт-Петербургской Объединенный Коллегии адвокатов (реестровый номер 78/5453, удостоверение № 7025 выдано 15 мая 2012 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу). Административный истец в 2020 году по назначению следователей и дознавателей УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга осуществлял защиту по 16 уголовным делам, находящимся в производстве указанных должностных лиц. До настоящего времени денежные суммы, причитающиеся административному истцу, на текущий (расчетный) счет адвокатского образования административным ответчитком не перечислены.

Просит суд признать незаконным бездействие УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга, выразившееся в неоплате (несвоевременной оплате) труда адвоката ФИО1 по 16 уголовным делам, находившимся в производстве следователей и дознавателей УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга.

В качестве меры по восстановлению своих нарушенных прав просит обязать УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга оплатить труд адвоката ФИО1 в соответствии с заявлениями адвоката.

Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга по доверенности ФИО2 в судебном заседании признала административные исковые требования по праву, пояснила, что оплата труда адвоката не была произведена частично в связи с неполным комплектом документов, частично в связи с отсутствием денежных средств. Представила доказательства частичной оплаты труда адвоката по четырем уголовным делам.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, административный истец является адвокатом Санкт-Петербургской Объединенной Коллегии адвокатов и привлекался в порядке ст. 51 УПК РФ для оказания юридической помощи по уголовным делам, находящихся в производстве следователей и дознавателей УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга, указанным в представленных в материалы дела заявлениях адвоката (л.д. 7-26).

Согласно ст. 50 УПК РФ в случае, если адвокат участвует в судебном разбирательстве по назначению суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Адвокаты, на которых законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина по назначению органов дознания, следствия и судов, осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из ст. ст. 45 (ч. 1) и 48 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такая деятельность, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.12.1999 г. N 18-П, не является предпринимательской и не преследует цель извлечения прибыли.

Согласно Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; данная деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу, и существенным условием которого является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь (п. 1 ст. 1, п. п. 1 и 2, пп. 3 п. 4, ст. 25).

В соответствии с п. 8 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 131, 132 УПК РФ суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению, являются процессуальными издержками и взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, согласно положениям главы 7 УПК РФ защитник является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты, а оплата его труда регламентируется уголовно-процессуальным законом.

При указанных обстоятельствах разрешение вопроса об оплате труда адвоката является одной из стадий деятельности следователя по обеспечению подозреваемого, обвиняемого в период уголовного преследования защитником. Как следствие, полномочия следователя на принятие решения об оплате труда адвоката за оказание им юридической помощи подозреваемому и обвиняемому по уголовному делу следует признать связанными с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации" предусмотрен порядок и размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

В соответствии со ст. 25 Постановления Правительства РФ от дата N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров адрес и Правительства Российской Федерации" (далее - Постановления Правительства РФ N 1240) возмещение процессуальных издержек подотчетным лицам по уголовным делам в размере, установленном пунктами 2 - 11, 19, 20, 22, 23 и 24 настоящего Положения, а также выплата вознаграждения адвокату осуществляются на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определения суда (далее - решение уполномоченного государственного органа), вынесенного по результатам рассмотрения письменного заявления указанных лиц или их представителей, составленного в произвольной форме (далее - заявление), с приложением в случаях, предусмотренных пунктами 5, 9, 12 - 18, 22, 23 и 24 настоящего Положения, соответствующих документов, за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели федеральным судам общей юрисдикции, государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.

Из пункта 25 Постановления Правительства РФ N 1240 следует, что решение уполномоченного государственного органа, указанное в пункте 25, заверенное печатью этого органа, направляется в соответствующую финансовую службу (орган, подразделение органа) для выплаты денежных сумм подотчетным лицам или их представителям по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении денежных сумм на текущий (расчетный) счет подотчетного лица по его ходатайству.

Исходя из пункта 29 Постановления Правительства РФ N 1240 выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подотчетным лицам или их представителям осуществляется не позднее 30 дней со дня получения указанного в пункте 25 настоящего Положения решения уполномоченного государственного органа.

Денежные суммы, причитающиеся адвокату, участвующему в деле по назначению дознавателя, следователя или суда, перечисляются на текущий (расчетный) счет адвокатского образования в течение 30 дней со дня получения указанного в пункте 25 настоящего Положения решения уполномоченного государственного органа.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, административным истцом следователям и дознавателям УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга были представлены письменные заявления, составленные в произвольной форме, об оплате труда адвоката ФИО1

Приказом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 01 июля 2019 года № 369, утвержден Порядок взаимодействия следственных органов, органов дознания и финансовых подразделений по вопросам осуществления выплаты вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя.

Согласно указанному Порядку:

Адвокат, участвующий в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя, подает заявление, составленное в произвольной форме, в орган предварительного следствия или дознания соответственно, в котором указывается полное наименование адвокатского образования и банковские реквизиты для перечисления вознаграждения адвокату.

Следователь, дознаватель выносит постановление по результатам рассмотрения заявления адвоката в течение 7 рабочих дней с даты его поступления.

Постановление подписывается дознавателем, следователем, согласовывается с начальником следственного подразделения, подразделения дознания и утверждается в следующем порядке:

для следователей ГСУ ГУ МВД России - начальником ГСУ ГУ МВД России;

для дознавателей УОД ГУ МВД России - заместителем начальника ГУ МВД России - начальником полиции;

для следственных подразделений, подразделений дознания, территориальных органов МВД России - начальником соответствующего территориального органа МВД России.

Постановление заверяется гербовой печатью ГУ МВД России, территориального органа МВД России соответственно.

В постановлении указываются критерии сложности уголовного дела, банковские реквизиты для перечисления вознаграждения адвокату. В случае привлечения адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга в постановлении указывается номер заявки АИС "Адвокатура".

Одновременно с заявлением адвоката и постановлением дознавателя, следователя оформляются и направляются с сопроводительным письмом в финансовое подразделение для производства выплаты вознаграждения адвокату следующие документы:

справка-график об участии защитника в производстве по уголовному делу, согласованная с начальником следственного подразделения (органа дознания) (приложение N 2 к настоящему Порядку);

копия ордера адвокатского образования на участие в уголовном деле, заверенная дознавателем, следователем.

В течение 7 рабочих дней с даты поступления в финансовое подразделение документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, сотрудником финансового подразделения осуществляется проверка представленных документов. При отсутствии недостатков финансовым подразделением производится перечисление вознаграждения адвокату.

В случае выявления недостатков полный комплект документов возвращается на доработку следователю, дознавателю, вынесшему постановление. Устранение недостатков и повторное направление комплекта документов в финансовое подразделение осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента возврата документов дознавателю, следователю на доработку.

Общее время оформления документов дознавателем, следователем и осуществления выплаты финансовым подразделением не должно превышать 30 календарных дней с момента подачи адвокатом заявления.

Основные полномочия и организацию деятельности Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району г. Санкт-Петербурга определяет Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району г. Санкт-Петербурга, утвержденного приказом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 11 августа 2017 № 429 (далее Положение).

В соответствии с пунктом 19 Положения, УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункта 20 Положения УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета; осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представителем административного ответчика ФИО2 представлены доказательства оплаты труда адвоката по 4 заявлениям адвоката ФИО1, а именно: по уголовному делу № 12001400011000382 по обвинению ФИО3 (заявление от 13 февраля 2020 года); по уголовному делу № 12001400011000181 по обвинению ФИО4 (заявление от 10 февраля 2020 года); по уголовному делу № 11901400011003437 по обвинению ФИО5 (заявление от 19 декабря 2019 года); по уголовному делу № 11901400011002084 по обвинению ФИО6 (заявление от 10 января 2020 года) (л.д. 42-54; 61-62).

Исходя из вышеизложенного, признания иска ответчиком в части, суд приходит к выводу о допущенном УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга бездействии по 12 уголовным делам, по которым административный истец осуществлял защиту по назначению дознавателей и следователей УМВД России по Санкт-Петербургу.

Вместе с тем судом учитывается, что в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 09 марта 2010 года № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу возмещения процессуальных издержек», за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год, осуществляется финансовое обеспечение следующих расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального закона, в том числе, обязательства, связанные с исполнением пункта 1 части второй статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), включая бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию полномочий по назначению адвокатов, - в пределах средств, выделяемых государственным органом, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, а также средств на содержание судов общей юрисдикции.

Тем самым, при произведении выплат территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации ставятся в зависимость от наличия и объема выделенных бюджетных ассигнований.

При этом, согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какя-либо обязанность.

Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В Определении от 25 мая 2017 года № 1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации).

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

Проверка судом общей юрисдикции законности решений, действий (бездействия) вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.

В данном случае, приведенная совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения административного иска в полном объеме, отсутствует.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения спора судом оплата труда адвоката ФИО1 по четырем заявлениям произведена в полном объеме, принятие решения об удовлетворении административного иска в полном объеме в условиях фактического восстановления прав по указанным выше четырем заявлениям лишено юридического смысла и последствий.

Таким образом, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга выплатить задолженность по оплате труда адвоката ФИО1 по 12 уголовным делам.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ судебные расходы административного истца по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на административного ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга, выразившегося в неоплате/несвоевременной оплате труда адвоката ФИО1 по 12 уголовным делам, находившимся в производстве следователей и дознавателей УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга.

Обязать УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга выплатить задолженность по оплате труда адвоката ФИО1 по следующим уголовным делам:

- № 11901400011003331 по обвинению ФИО7;

- № 11901400011003326 по обвинению ФИО8;

- № 11901400011003413 по обвинению ФИО9;

- № 12001400011000112 по обвинению ФИО10;

- № 11901400011000589 по обвинению ФИО11;

- № 11901400011003151 по обвинению ФИО12;

- № 11901400011003442 по обвинению ФИО13;

- № 12001400011000133 по обвинению ФИО14;

- № 11901400011000591 по обвинению ФИО15;

- № 12001400011000133 по обвинению ФИО14;

- № 12001400011000133 по обвинению ФИО14;

- № 12001400011000375 по обвинению ФИО16

В остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербургу в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 26.10.2020 г.