Дело №2а-5806/2021
УИД 75RS0001-02-2020-007631-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Бороевой А.А.,
с участием представителя административного истца – заместителя Читинского межрайоного природоохранного прокурора Виноградова Л.П.,
представителя Министерства финансов Забайкальского края ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административному иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, заинтересованное лицо – государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края»,
У С Т А Н О В И Л:
Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой установлено, что в отношении 43 памятников природы регионального значения утверждены Положения, вместе с тем, в нарушение положений действующего законодательства Министерством не проведена работа по установлению границ охранных зон для 1 природного парка и 23 памятников, в отношении которых установлены границы ООПТ регионального значения, не приняты меры к получению из бюджета Забайкальского края финансовых средств, необходимых для проведения кадастровых работ, указанные средства не заложены в государственную программу Забайкальского края «Охрана окружающей среды», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 №188 в части реализации мероприятий подпрограммы «Развитие ООПТ в Забайкальском крае» на 2021 год, не предусматривались такие средства и в Государственной программе и в 2019 - 2020 г.г., что свидетельствует о недостаточном исполнении Министерством своих полномочий, в том числе в части обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В связи с изложенным, ссылаясь на то, что отсутствие охранных зоны у природного парка «Арей» и памятников природы может повлечь за собой утрату уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, вследствие повышения на них антропогенного воздействия, просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения - природного парка «Арей» и следующих памятников природы: «Голец Саранакан», «Палеонтологическое обнажение «Белая гора», «Авдейский булгуннях», «Степное сообщество в пади Кислый ключ», «Новинское геологическое обнажение», «Смоленские скалы», «Голец Кропоткина», «Соктуй-Милозан пещера», «Боржигантайская родниковая воронка», «Борзинское соль-озеро», «Будуланский метеорит», «Гора Аргалетуй», «Озеро Бабье», «Озеро Баин-Цаган», «Бурун-Шевертуй», «Озеро Горбунка», «Озеро Даурское», «Озеро Халанда», «Озеро Цаган-Нор», «Озеро Доронинское соловое», «Скала Полосатик», «Скалы Цаган - Олуйские», «Минеральный источник в пади Лагерная» и установлении их (охранных зон) границ; возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность в срок до 31.12.2022 подготовить предложение о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения - природного парка «Арей» и следующих памятников природы: «Голец Саранакан», «Палеонтологическое обнажение «Белая гора», «Авдейский булгуннях», «Степное сообщество в пади Кислый ключ», «Новинское геологическое обнажение», «Смоленские скалы», «Голец Кропоткина», «Соктуй-Милозан пещера», «Боржигантайская родниковая воронка», «Борзинское соль-озеро», «Будуланский метеорит», «Гора Аргалетуй», «Озеро Бабье», «Озеро Баин-Цаган», «Озеро Бурун-Шевертуй», «Озеро Горбунка», «Озеро Даурское», «Озеро Халанда», «Озеро Цаган-Нор», «Озеро Доронинское содовое», «Скала Полосатик», «Скалы Цаган - Олуйские», «Минеральный источник в пади Лагерная» и установлении их (охранных зон) границ и направить их в Правительство Забайкальского края для согласования и подготовки проектов решений о создании охранных зон и установлении границ для подписания Губернатором Забайкальского края.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края».
Протокольным определением суда от 18.10.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
В судебное заседание заинтересованное лицо представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства уведомлено надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседание представитель административного истца Виноградов Л.П. подержал заявленные требования с учетом уточнений, просил удовлетворить их по изложенным в иске основаниям, указал, что обязанность Министерства природных ресурсов Забайкальского края по подготовке предложений о создании охранных зон и об установлении их границ вытекает из положений закона, перечисленных в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства природных ресурсов Забайкальского края административного ответчика ФИО2 в судебных заседаниях поддержал позицию, изложенную в отзыве на иск, не оспаривая обязанности Министерства по подготовке предложения о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, указал на то, что для проектирования охранных зон ООПТ требуется финансирование в объеме 200 000 руб. на одну территорию (всего для 40 ООПТ – 8 000 000 руб.), в то время как в результате предварительного распределения средств на 2022 год на все природоохранные мероприятия Минприроды выделено 800 000 руб., а также на намерение Министерства ходатайствовать об увеличении бюджетных средств на проведение мероприятий по созданию охранных зон памятников природы. Считает решение суда в срок, указанный в исковом заявлении, не исполнимым, просил установить срок его исполнения до 31.12.2025.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края ФИО1 представила отзыв на иск, в судебном заседании поддержала доводы отзыва, полагала финансовый орган субъекта, не нарушивший никакие нормы действующего законодательства, ненадлежащим ответчиком по делу. Указало на то, что формирование бюджета происходит исходя из потребностей, определяемых главными распорядителями бюджетных средств, которым в отношении в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов Забайкальского края; а также на то, что недофинансирование со стороны Министерства финансов предметом судебного разбирательства не является.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).
В силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ) законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, объявляются особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон установлен запрет на всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы.
В силу пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Согласно подпункту «б» пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года №138 (далее - Правила).
Согласно пункту 19 Правил решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пунктов 21, 22 Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.
При согласовании проекта решения органами государственной власти и органами местного самоуправления высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения (п. 25 Правил).
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Закона Забайкальского края от 09.03.2010 №338-ЗЗК «Об особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае» (далее - Закон Забайкальского края №338-ЗЗК) к полномочиям Губернатора Забайкальского края относятся принятие решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков, памятников природы регионального значения.
Согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 21 Устава Забайкальского края высшим должностным лицом Забайкальского края является Губернатор Забайкальского края, а высший исполнительный органом государственной власти Забайкальского края — Правительство Забайкальского края и иные исполнительные органы государственной власти Забайкальского края.
Исходя из пункта 29 Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения в Забайкальском крае на период до 2030 года, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№, исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в сфере особо охраняемых природных территорий, является Минприроды Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение), Министерство природных ресурсов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области особо охраняемых природных территорий.
Министерство осуществляет управление и контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт ДД.ММ.ГГГГ Положения).
Также в силу пунктов 12.6.1, 12.6.2 Положения Министерство в сфере особо охраняемых природных территорий осуществляет региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, из вышеприведенных требований законодательства следует, что в Забайкальском крае создание охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения и определение их границ осуществляется на основании решения Губернатора Забайкальского края, проект которого подготавливается Правительством Забайкальского края, обязанность по подготовке предложений о создании охранных зон и установлению границ возложена на Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Согласно региональному кадастру ООПТ и информации Министерства на территории Забайкальского края в пределах бассейна р. Амур расположен 1 природный парк и 43 памятника природы, положения о которых утверждены нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что в 2018 - текущем периоде 2021 года установлены границы следующих особо охраняемых природных территорий регионального значения расположенных на территории Забайкальского края в границах бассейна реки Амур: природного парка «Арей» и 23 памятников природы: «Голец Саранакан», «Палеонтологическое обнажение «Белая гора», «Авдейский булгуннях», «Степное сообщество в пади Кислый ключ», «Новинское геологическое обнажение», «Смоленские скалы», «Голец Кропоткина», «Соктуй-Милозан пещера», «Боржигантайская родниковая воронка», «Борзинское соль-озеро», «Будуланский метеорит», «Гора Аргалетуй», «Озеро Бабье», «Озеро Баин-Цаган», « Озеро Бурун-Шевертуй», «Озеро Горбунка», «Озеро Даурское», «Озеро Халанда», «Озеро Цаган-Нор», «Озеро Доронинское содовое», «Скала Полосатик», «Скалы Цаган - Олуйские», «Минеральный источник в пади Лагерная».
Вместе с тем, предложения о создании охранных зон и установлении их границ в отношении перечисленных особо охраняемых природных территорий административным ответчиком в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства не направлены.
Доказательства обратному административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлены.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании бездействия незаконным и возложении на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанности по подготовке и направлению в Правительство Забайкальского края предложения о создании охранных зон и установлении их границ в отношении вышеуказанных особо охраняемых природных территорий являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При разрешении вопроса о сроке исполнения решения суд приходит к выводу, что установление срока исполнения требований до 31.12.2025 отвечает требованиям разумности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения - природного парка «Арей» и следующих памятников природы: «Голец Саранакан», «Палеонтологическое обнажение «Белая гора», «Авдейский булгуннях», «Степное сообщество в пади Кислый ключ», «Новинское геологическое обнажение», «Смоленские скалы», «Голец Кропоткина», «Соктуй-Милозан пещера», «Боржигантайская родниковая воронка», «Борзинское соль-озеро», «Будуланский метеорит», «Гора Аргалетуй», «Озеро Бабье», «Озеро Баин-Цаган», «Бурун-Шевертуй», «Озеро Горбунка», «Озеро Даурское», «Озеро Халанда», «Озеро Цаган-Нор», «Озеро Доронинское содовое», «Скала Полосатик», «Скалы Цаган - Олуйские», «Минеральный источник в пади Лагерная» и установлении их (охранных зон) границ.
Возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность в срок до 31.12.2023 подготовить предложение о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения - природного парка «Арей» и следующих памятников природы: «Голец Саранакан», «Палеонтологическое обнажение «Белая гора», «Авдейский булгуннях», «Степное сообщество в пади Кислый ключ», «Новинское геологическое обнажение», «Смоленские скалы», «Голец Кропоткина», «Соктуй-Милозан пещера», «Боржигантайская родниковая воронка», «Борзинское соль-озеро», «Будуланский метеорит», «Гора Аргалетуй», «Озеро Бабье», «Озеро Баин-Цаган», «Озеро Бурун-Шевертуй», «Озеро Горбунка», «Озеро Даурское», «Озеро Халанда», «Озеро Цаган-Нор», «Озеро Доронинское содовое», «Скала Полосатик», «Скалы Цаган - Олуйские», «Минеральный источник в пади Лагерная» и установлении их (охранных зон) границ и направить их в Правительство Забайкальского края для согласования и подготовки проектов решений о создании охранных зон и установлении границ для подписания Губернатором Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд города Читы.
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2021
Судья Ю.В. Еремеева