ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5808/20 от 21.08.2020 Одинцовского городского суда (Московская область)

№ 2А-5808/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2020 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Кузьминой А.В.

при секретаре: Фоминой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску АКБ «МИРЪ» в лице Конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» к старшему судебному приставу Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области ФИО1, УФССП России по Московской области о признании незаконным бездействия должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области, выразившееся в не возбуждении исполнительного производства в отношении должника ФИО2, обязании старшего судебного пристава Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области ФИО1 возбудить исполнительное производство в отношении должника ФИО2 на основании судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка Одинцовского судебного района Московской области по делу о взыскании с ФИО2 денежных средств по кредитному договору <***> от 16.04.2012г. в размере 289 488,88 руб.

Административный истец – представитель требования поддерживал.

Представители ответчиков – старший судебный пристав Одинцовского РОСП УФССП России по МО ФИО1, представитель УФССП России по Московской области, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом.

Суд в силу ст.ст.14, 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания бездействия должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействия) - на должностных лиц службы судебных приставов, совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что мировой судья судебного участка Одинцовского судебного района Московской области был выдан судебный приказ о взыскании с должника ФИО3 задолженности по кредитному договору <***> от 16.04.2012г. в размере 289488,88 руб.

26.04.2019г. представитель конкурсного управляющего посредством почтовой связи направил в адрес Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника ФИО2, с приложенным оригиналом исполнительного документа (л.д.10).

Письму был присвоен номер отслеживания . Согласно сведениям сайта Почта России, заявление было получено адресатом 11.05.2019г. Однако до настоящего времени Конкурсный управляющий не получил какой-либо информации о возбуждении и движении исполнительного производства. Кроме того, согласно информации из банка данных исполнительных производств следует, что исполнительное производство, возбужденное на основании судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка Одинцовского судебного района Московской области по делу о взыскании с ФИО2 денежных средств по кредитному договору от 16.04.2012г. в размере 289488,88 руб., в базе - отсутствует.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено и судом не добыто.

При этом суд отмечает, что в силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.

Изложенное является прямым нарушением норм Федерального закона "Об исполнительном производстве", обязывающем судебного пристава-исполнителя рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства, и объективно свидетельствует о допущенном в указанной части должностным лицом бездействии, нарушающем права и законных интересы административного истца.

В соответствии со ст. 49, 50 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель является стороной в исполнительном производстве и обладает соответствующими правами: вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеет иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. При этом согласно пунктам 1, 2, 5 ст. 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что действия судебного пристава-исполнителя должны быть направлены на своевременное исполнение требований исполнительного документа, и учитывать специфику порядка исполнения конкретных указаний исполнительных документов.

Частью 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона № 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Доказательств принятия старшим судебным приставом достаточных мер и совершения исполнительных действий, направленных на взыскание долга не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными требования административного истца в части признания незаконным бездействия старшего судебного пристава-исполнителя, выразившегося в не возбуждении исполнительного производства.

По изложенным выше основаниям суд полагает возможным признать незаконным бездействие старшего судебного пристава Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области, выразившееся в не возбуждении исполнительного производства в отношении должника ФИО2 на основании судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка Одинцовского судебного района Московской области по делу о взыскании с ФИО2 денежных средств по кредитному договору <***> от 16.04.2012г. в размере 289488,88 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, если суд признает оспариваемое бездействие не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Почтовым уведомлением подтверждается факт извещения начальника отдела - старшего судебного пристава о дате и времени судебного заседания, о необходимости представления указанных выше документов.

Вместе с тем, старший судебный пристав Одинцовского РОСП УФССП России по МО ФИО1 либо представитель отдела в судебное заседание не явились, отзыв на административное исковое заявление не представил, соответствующих доказательств, подтверждающих организацию должного контроля за деятельностью вверенного ему подразделения судебных приставов, не представил.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать законность своих обжалуемых действий (бездействия) лежит на старшем судебном приставе.

Отсутствие надлежащей организации работы в отделе и контроля за подчинёнными свидетельствуют о ненадлежащем исполнении начальником отдела – страшим судебным приставом ФИО1 полномочий, возложенных на него пунктом 2 статьи 10 Закона о судебных приставах.

На основании всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае в совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконными.

Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Административным истцом заявлена восстановительная мера нарушенных прав и законных интересов в виде обязания старшего судебного пристава организовать и осуществить принудительное исполнение судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка Одинцовского судебного района Московской области по делу о взыскании с ФИО2 денежных средств по кредитному договору <***> от 16.04.2012г. в размере 289488,88 руб.

Заявленная восстановительная мера связана с предметом заявленных требований и направлена на восстановление нарушенных прав заявителя.

Учитывая изложенные выше выводы о незаконности оспариваемых действий (бездействия) ответчиков, а также положения пунктов 1.4.2, 1.4.3, 1.5, 2.1.9, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2013 , суд полагает возможным обязать старшего судебного пристава Одинцовского РОСП УФССП по Московской области организовать и осуществить принудительное исполнение спорного исполнительного листа.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными бездействие старшего судебного пристава Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области ФИО1, выразившееся в не возбуждении исполнительного производства в отношении должника ФИО2.

Обязать старшего судебного пристава Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области ФИО1 принять меры по возбуждению исполнительного производства в отношении должника ФИО2 на основании судебного приказа по делу от 04 декабря 2018 года, выданного мировым судьей 158 судебного участка Одинцовского судебного района Московской области о взыскании с ФИО2 задолженности по кредитному договору и расходов по оплате госпошлины, а всего в размере 289 488,88руб., либо вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, возврате исполнительного документа, - в установленные законом порядке и сроки, направив копию соответствующего постановления административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020 года