... УИД 16RS0046-01-2020-014242-92 дело № 2а-5809/2020 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 ноября 2020 года город Казань Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Киселева А.Н., при секретаре судебного заседания Хамидуллиной И.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Казани к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казань, ФИО8 о признании действий (бездействий) Исполнительного комитета муниципального образования города Казани незаконными и обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Казани обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, ФИО10 о признании действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в части согласования ФИО9 публичного мероприятия, планируемого к проведению 18 октября 2020 года на территории города Казани незаконным, признании ответа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ..., направленного в адрес ФИО6, о согласовании публичного мероприятия, планируемого к проведению ... на территории города Казани незаконным, признании бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в части ненаправленияФИО6 предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства о публичных мероприятияхнезаконным, обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани направить организатору публичного мероприятия предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани направить организатору публичного мероприятия ФИО6 мотивированное предупреждение о несоответствии цели и формы его проведения положениям Конституции Российской Федерации. В обоснование административного иска указано, что ..., в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, от ФИО6 поступило уведомление о проведении на территории города Казани в период с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме митинга. Целью публичного мероприятия определено «Проведение Дня памяти». ... указанное публичное мероприятие согласовано с органами местного самоуправления города Казани. Административный истец полагает, что указанные действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, являются незаконными, поскольку цель публичного мероприятия «Проведение Дня памяти» однозначно не определена, допускает произвольное и неоднозначное толкование, и просит суд, признать действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в части согласования ФИО6 публичного мероприятия, планируемого к проведению ... на территории города Казани незаконными, признать ответ Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ..., направленный в адрес ФИО6, о согласовании публичного мероприятия, планируемого к проведению ... на территории города Казани незаконным, признать бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в части ненаправленияФИО6 предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства о публичных мероприятиях незаконным, обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани направить организатору публичного мероприятия предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани направить организатору публичного мероприятия ФИО6 мотивированное предупреждение о несоответствии цели и формы его проведения положениям Конституции Российской Федерации. Представитель административного истца – помощник прокурора города Казани ФИО3, в судебном заседании требования поддержал. Представитель административного ответчика – ФИО4 в судебном заседании в удовлетворении административного искового заявления просил отказать. Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенныхгосударственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Судом установлено, что ...ФИО6 было подано уведомление о проведении митинга в Исполнительный комитет г. Казани, с указанием конкретных целей: отдать дань памяти предкам, погибшим в 1552 году - отметить День памяти. На основании Конституции РФ и РТ поднять проблемы государственности: вернуть Конституцию РТ, принятую в 1992 году; защита татарского языка, проблема реализации государственного статуса у татарского языка. 05 октября от Исполнительного комитета города Казани пришел отказ в согласовании данного митинга с указанием на то, что упоминание в целях митинга ссылки на события 16 века со взятием Казани является противоправным, так как угрожает территориальной целостности, и иным конституционным принципам российской государственности. Для устранения указанных нарушений, в целях проведения митинга, как исторической традиции в Татарстане, сложившейся уже более чем в течении 30 лет, ...ФИО6 было подано уведомление о проведении митинга повторно, с минимизацией его целей. В нем было указано, что целью митинга является отметить «День памяти». Ответом Исполнительного комитета города Казани данный митинг был согласован .... Полагая указанные действия Исполнительного комитета города Казани незаконными, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением. Суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям. Как определено пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания. На основании частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. В статье 3 Закона РТ от 25.12.2012 N 91-ЗРТ "Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан", содержится регламент порядка подачи уведомления о проведении публичных мероприятий. Согласно части 1 статьи 3 Закона, уведомление о проведении публичного мероприятия подается в письменной форме в администрацию муниципального образования - городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия. В абзаце 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", разъяснено, что цель публичного мероприятия, указанная в уведомлении о его проведении, должна быть определенной и не допускающей ее произвольного или неоднозначного толкования, а также отражать планируемый результат проведения публичного мероприятия. Ответом Исполнительного комитета города Казани митинг, целью которого являлось отметить «День памяти» был согласован .... Между тем, в соответствии с поступившим представлением Прокуратуры города Казани, данное согласование было аннулировано, и дан ответ .../...09 от ... о том, что в согласовании отказано. Решением Вахитовского районного суда города Казани от ..., отказ, вынесенный Исполнительным комитетом города Казани от ....../исх-05-03-09 в согласовании митинга, признан незаконным. В решении указано, что в уведомлении от ... З. было указано, что целью митинга является отметить «День памяти». Указанная цель не создает предпосылок для неоднозначноготрактования и не несет в себе угрозы территориальной целостности Российской Федерации. Отказывая в проведении митинга, Исполнительным комитетом города Казани нарушены права ФИО6, предусмотренные ст. 31 Конституции Российской Федерации, а именно собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Апелляционным определением Верховного Суда РТ от ..., решение Вахитовского районного суда города Казани от ... оставлено без изменения. С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска. На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Казани к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казань, ФИО11 о признании незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань в части согласования ФИО6 публичного мероприятия, планируемого к проведению ... на территории г. Казани, признании незаконным ответа ИКМО г. Казани от 09.10.2020г., направленного в адрес ФИО6, осогласовании публичного мероприятия, планируемого к проведению 18.10.2020г. на территории г. Казани, признании незаконным бездействия ИКМО г. Казани в части ненаправленияФИО6 предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства о публичных мероприятиях, обязании ИКМО г. Казани направить организатору публичного мероприятия предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, обязании ИКМО г. Казани направить организатору публичного мероприятия ФИО6 мотивированное предупреждение о несоответствии цели и формы его проведения положениям Конституции Российской Федерации, отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани. Судья Вахитовского районного суда г. Казани /подпись/ А.Н. Киселев ... ... |