ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-580/2022УИД230018-01-2022-000280-57 от 29.04.2022 Калининского районного суда (Краснодарский край)

Кделу№2а-580/2022 УИД 23RS0018-01-2022-000280-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района

Краснодарского края 29 апреля 2022 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Осовик С.В, при секретаре Беспальченко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бойкопонурского сельского поселения о признании бездействия администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства незаконным.

УСТАНОВИЛ:

Прокурора Калининского района Краснодарского края обратился в интересах неопределенного круга лиц в Калининский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Бойкопонурского сельского поселения о признании бездействия администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства незаконным.

В иске указано, что прокуратурой района по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону, по результатам которой в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения указанного законодательства.

В силу ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельских поселений отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4.2 ч.1 ст.17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Пунктом 6 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Согласно п.1.1 ч.1 ст.6 Закона №190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст.2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 №3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, полномочия в области теплоснабжения реализуются органами местного самоуправления поселений.

Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения (ч.1 ст.18 Закона №190-ФЗ), в схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения (ч.3 ст.18 Закона №190-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.23 Закона №190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

В соответствии с ч.3 указанной выше статьи уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года №154.

Согласно п.п.10,12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.

Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения.

Прокуратурой района установлено, что администрацией Бойкопонурского сельского поселения в 2016 году утверждена схема теплоснабжения сельского поселения.

Вместе с тем, вопреки вышеуказанным требованиям закона до настоящего времени со стороны администрации сельского поселения уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения не размещено, актуализация схемы теплоснабжения сельского поселения не осуществлена, что делает невозможным дальнейшее развитие централизованной систем теплоснабжения на территории поселения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по проведению ежегодной актуализации схемы теплоснабжения сельского поселения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (граждан) на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

Вышеизложенное явилось основанием для внесения 09.09.2021 главе Бойкопонуровского сельского поселения Ч. Ю.Я. представления №7-01-2021/1677.

Вместе с тем, согласно ответу администрации Бойкопонуровского сельского поселения от 21.01.2022 №109, нарушения указанные в представлении не устранены.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного прокурор просит суд: 1.Признать незаконным бездействие администрации Бойкопонуровского сельского поселения Калининского района по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 09.09.2021 №7-01-2021/1677. 2. Обязать администрацию Бойкопонуровского сельского поселения устранить нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 09.09.2021 №7-01-2021/1677.

В судебное заседание прокурор Калининского района, представитель ответчика, извещенные о времени и месте судебного заседания не явились. В заявлении представитель ответчика просил рассмотреть дело без их участия, исковые требования признает в полном объеме. В ходатайстве старший помощник прокурора Калининского района Власенко А.Б. просил рассмотреть дело в отсутствии представителя истца. Суд в порядке ст.150 КАС РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, рассмотрев административное исковое заявление, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости заявленные требования удовлетворить, по следующим основаниям.

Согласно представлению прокурора Калининского района Краснодарского края от 09.09.2021 года №7-01-2021/1677 «Об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства», представление вынесено в адрес главы Бойкопонурского сельского поселения, актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения. Прокуратурой района установлено, что администрацией Бойкопонурского сельского поселения в 2016 году утверждена схема теплоснабжения сельского поселения. Вместе с тем, вопреки вышеуказанные требованиям закона до настоящего времени со стороны администрации сельского поселения уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения не размещено, актуализация схемы теплоснабжения сельского поселения не осуществлена, что делает невозможным дальнейшее развитие централизованной систем теплоснабжения на территории поселения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно- коммунальных услуг. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по проведению ежегодной актуализации схемы теплоснабжения сельского поселения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (граждан) на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий (л.д.5-8).

Согласно ответу администрации Бойокопнурского сельского поселения Калининского района от 21.01.2022 года №109, в настоящее время актуализация схемы теплоснабжения Бойкопонурского сельского поселения не требуется, так как в перспективе не планируется присоединение новых объектов с централизованным теплоснабжением. Стоимость работ по актуализации схемы теплоснабжения Бойкопонурского сельского поселения составляет порядка 300 т.р. Так как бюджет Бойкопонурского сельского поселения сформирован с дефицитом финансовых средств, актуализация схемы теплоснабжения не может быть возможной (л.д.9).

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Согласно п.6 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

Согласно п.1.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ст.2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений", За сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Согласно ч.3 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 7.1) обязательную оценку экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Без проведения такой оценки схема теплоснабжения не может быть утверждена (актуализирована); 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Согласно п.п.10, 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.

Из вышеприведенным нормативных положений, требований закона, следует, что администрацией Бойкопонурского сельского поселения не принято достаточных мер по актуализации схем теплоснабжения. До настоящего времени со стороны администрации сельского поселения уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения не размещено, актуализация схемы теплоснабжения сельского поселения не осуществлена, что делает невозможным дальнейшее развитие централизованной систем теплоснабжения на территории поселения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно- коммунальных услуг. Таким образом, бездействие администрации сельского поселения не обеспечивает надлежащую жизнедеятельность местного населения, влечет нарушение прав граждан, обусловленную нарушением закона в сфере ЖКХ.

При указанных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворить, в связи с чем, подлежит признать незаконным бездействие администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 09.09.2021 года №7-01-2021/1677 и обязать администрацию Бойкопонурского сельского поселения устранить нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 09.09.2021 №7-01-2021/1677.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Признать незаконным бездействие администрации Бойкопонуровского сельского поселения Калининского района по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 09.09.2021 №7-01-2021/1677.

2.Обязать администрацию Бойкопонуровского сельского поселения устранить нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 09.09.2021 №7-01-2021/1677.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:________________________