КОПИЯ
Дело № 2а-580/2023
УИД 86RS0018-01-2023-000865-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2023 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Косолаповой О.А.,
с участием истца прокурора Новоселова Д.Н.,
административного ответчика Грубцова С.А.,
при секретаре Загородниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-580/2023 по административному исковому заявлению прокурора Кондинского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Куминский, заинтересованное лицо ОМВД России по Кондинскому району, о признании незаконным бездействие по обеспечению безопасности дорожного движения в части непринятия мер по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) и удерживающих ограждений перильного типа, об обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек), удерживающих ограждений перильного типа в п. Куминский,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец прокурор Кондинского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Куминский, заинтересованное лицо ОМВД России по Кондинскому району, о признании незаконным бездействие по обеспечению безопасности дорожного движения в части непринятия мер по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) на участках улично-дорожной сети п. Куминский, ул. П. Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева) и удерживающих ограждений перильного типа на участках улично-дорожной сети п. Куминский, ул. П. Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева), об обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) на участках улично-дорожной сети п. Куминский, ул. П. Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева), удерживающих ограждений перильного типа на участках улично-дорожной сети п. Куминский, ул. П. Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева).
В обоснование исковых требований указывает, что на основании информации ОМВД России по Кондинскому району прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией г.п. Куминский требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования г.п. Куминский находится автомобильная дорога по адресу: ул. П. Морозова, п. Куминский, относящаяся к IV категории.
По результатам обследования улично-дорожной сети г.п. Куминский, проведенного 19.06.2023 совместно с ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району, выявлены следующие нарушения требований законодательства к обустройству дороги, влияющие на безопасность дорожного движения:
- в районе МКОУ «Куминская средняя общеобразовательная школа» ( Куминская СОШ на участках улично-дорожной сети п. Куминский, ул. П. Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева) отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки), на участках км0+070-км0+110 (слева), км0+135-км0+175 (слева) отсутствуют удерживающие ограждения перильного типа.
На основании постановления мирового судьи судебного участка №2 Кондинского судебного района по делу об административном правонарушении №5-432-0401/2023 от 21.09.2023 администрация г.п. Куминский по указанным фактам признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., постановление суда вступило в законную силу.
Также по фактам выявленных нарушений закона 26.06.2023 прокуратурой района главе г.п.Куминский вносилось представление, вместе с тем выявленные нарушения не устранены.
26.10.2023 сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району проведено повторное обследование автомобильных дорог муниципального образования г.п.Куминский.
В ходе обследования установлено, что в районе МКОУ «Куминская СОШ» на участках улично-дорожной сети п.Куминский, ул. П.Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева) отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки), на участках км0+070-кмО+110 (слева), км0+135-км0+175 (слева) отсутствуют удерживающие ограждения перильного типа.
Необеспечение соответствия автомобильных дорог в районе образовательного учреждения школы установленным требованиям создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, причинения вреда жизни и здоровью граждан, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, не способствует реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В связи с тем, что длительное непринятие администрацией г.п.Куминский мер по обустройству тротуаров и удерживающих ограждений перильного типа создает реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе детей - учащихся МКОУ «Куминская СОШ», прокурор Кондинского района в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и просит:
-признать незаконным бездействие администрации городского поселения Куминский по обеспечению безопасности дорожного движения, в части непринятия мер по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) на участках улично-дорожной сети п.Куминский, ул. П.Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева) и удерживающих ограждений перильного типа на участках улично-дорожной сети п.Куминский, ул. П. Морозова км0+070-км0+110 (слева), км0+135-км0+175 (слева);
-обязать администрацию городского поселения Куминский в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обустройству:
-тротуаров (пешеходных дорожек) на участках улично-дорожной сети п.Куминский, ул. П.Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева);
-удерживающих ограждений перильного типа на участках улично-дорожной сети п. Куминский, ул. П. Морозова км0+070-км0+110 (слева), км0+135-км0+175 < слева).
Заинтересованное лицо ОМВД России по Кондинскому району надлежаще извещено о времени и месте разбирательства дела, представитель в суд не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствует.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании истец прокурор Новоселов Д.Н. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, в дополнение указал, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Между тем в ответе на представление прокурора административный ответчик указал, что планируется заключение договора для внесения изменений в Проект организации дорожного движения г.п. Куминский в части создания тротуаров по ул. П.Морозова.
Представитель административного ответчика Грубцов С.А. административный иск не признал. Указал, что в соответствии с законом ремонт и содержание дорог, обеспечение дорожной деятельности на территории городского поселения относится к вопросам местного значения и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. В Проекте организации дорожного движения, утвержденном в 2023 году, тротуары на участке дороги по ул. П.Морозова (слева) пгт. Куминский, указанном в административном иске, отсутствуют. Между тем на указанном участке дороги имеется тротуар с ограждениями перильного типа в районе Куминской СОШ справа, обустройство такого тротуара слева технически невозможно из-за нахождения вдоль дороги водоотводной канавы, опор линии электропередач, обустроенных бетонных выездов из расположенных на левой стороне улицы домов усадебного типа. Полагает, что безопасность дорожного движения на указанном в административном иске участке дороги обеспечена в полном объеме. Дорога отремонтирована, имеются пешеходные переходы на подходе к школе с двух сторон, а заявленные требования не соответствуют муниципальным актам в сфере планировки и застройки городского поселения, в которых тротуары на указанной дороге не обозначены. В подтверждение доводов представитель административного истца Грубцов С.А. представил фототаблицу участка дорожной сети в районе Куминской СОШ.
Выслушав представителя административного истца Грубцова С.А., исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.3, п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу п.4 ст.6 Закона №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.6 ст.3 Закона №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с пп.«б» п.8 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» к 2024 году необходимо обеспечить решение приоритетной задачи по сохранности автомобильных дорог местного значения, предусмотренной национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Согласно п.4.3 Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», одной из задач реализации данного национального проекта является исполнение Федерального проекта «Безопасность дорожного движения».
В соответствии с подпунктом 7 п.4.3. Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в рамках реализации Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» до 31.12.2024 необходимо создать условия для повышения безопасности участников дорожного движения.
Подпунктом 7.3 п.3 Паспорта Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» задачами и результатами федерального проекта является деятельность в рамках направления по развитию системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышению безопасности дорожных условий предусматривает обеспечение безопасного участия пешеходов в дорожном движении, устранение и профилактику возникновения опасных участков дорожного движения, пробок и заторов, организацию транспортного планирования с целью обеспечения безопасного и эффективного трафика, развитие интеллектуальных транспортных систем, обеспечение пассивной и послеаварийной безопасности дорог и дорожной инфраструктуры.
Согласно п. 6.5 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289, дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов.
В силу п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют на нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.
В соответствии с п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В силу п.4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что на основании решения о проведении проверки № 794 от 24.10.2023 исполнения законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой Кондинского района проведена проверка в администрации городского поселения Куминский, в ходе которой установлено, что в собственности городского поселения Куминский находятся автомобильная дорога по ул. П. Морозова п. Куминский, относящаяся к IV категории ( л.д. 18-24).
Судом установлено и никем не оспаривается, что указанная дорога имеет твердое покрытие, двустороннюю застройку.
При обследовании дорожной сети гп. Куминский установлено, что в районе МКОУ «Куминская СОШ» на автомобильной дороге ул. П. Морозова п. Куминский Кондинского района ХМАО-Югры отсутствуют предусмотренные законом тротуары (пешеходные дорожки), удерживающие ограждения перильного типа.
Согласно протоколу осмотра ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району № 2 от 26.10.2023 при обследовании улично-дорожной сети городского поселения Куминский, в том числе в районе МКОУ «Куминская СОШ», на участках улично-дорожной сети п. Куминский, ул. П. Морозова выявлены нарушения: км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева) отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки), на участках км0+070-кмО+110 (слева), км0+135-км0+175 (слева) отсутствуют удерживающие ограждения перильного типа (л.д. 39-43)
По данным нарушениям прокуратурой района 26.06.2023 главе городского поселения Куминский внесено представление, принимались меры реагирования со стороны надзорного органа ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району, однако нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в полном объеме не устранены ( л.д. 44-51).
В силу п.4 ст.6 Закона №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Уставом муниципального образования городского поселения Куминский в п. 5 ч. 1 ст. 3 закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно статьям 29, 30 Устава г.п. Куминский исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Предусмотренных ст. 3 Устава, является администрация городского поселения Куминский, обладающая правами юридического лица, к полномочиям которой отнесены полномочия по решению установленных Уставом вопросов местного значения ( л.д. 61-77).
Доказательств исполнения обязанности по обеспечению мер по обустройству тротуаров, удерживающих ограждений перильного типа на указанном в административном иске участке администрацией городского поселения Куминский не представлено.
Доводы административного ответчика о наличии тротуаров и удерживающих ограждений перильного типа на другой стороне ул. П.Морозова в районе Куминской СОШ не являются доказательством исполнения требований закона в полном объеме, поскольку в соответствии с п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а в силу п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют на нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений. Куминская средняя общеобразовательная школа, вдоль которой проходит указанная в административном иске дорога, является детским учреждением.
Доказательств невозможности обустройства тротуаров на указанном участке дороги административный ответчик суду не представил, а представленные фотографии улицы в указанной части не относятся к заключениям уполномоченных органов и этих обстоятельств не опровергают.
Отсутствие тротуаров на указанном участке дороги местного значения в Проекте организации дорожного движения муниципальных автомобильных дорог г.п. Куминский само по себе доказательством соблюдения закона не является,
поскольку такие требования предусмотрены нормативными правовыми актами большей юридической силы. Кроме того, суду не представлен Проект организации дорожного движения муниципальных автомобильных дорог на территории городского поселения Куминский, согласованный в установленном законом порядке. Между тем согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации о и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию:
1) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их;
2) с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3) с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления ( п. 9).
Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается ( п.11).
При этом ранее действовавший Проект организации дорожного движения (2021 г.) такие тротуары предусматривал, однако не реализован.
Несостоятельными являются ссылки на отсутствие тротуаров на указанном участке дороги в нормативных документах на планировку и застройку городского поселения, поскольку такие муниципальные нормативные акты суду не представлены.
Бездействие администрации гп. Куминский в части непринятия мер по обустройству тротуаров, удерживающих ограждений перильного типа на указанном в административном иске участке дороги создает угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе детей - учащихся МКОУ «Куминская СОШ».
Указанный в административном иске срок устранения нарушений закона 6 месяцев суд полагает недостаточным для принятия необходимых мер по устройству тротуаров, удерживающих ограждений перильного типа, с учетом требований исполнимости судебного решения, сезонности выполнения работ по обустройству объектов дорожной инфраструктуры, суд приходит к выводу об установлении срока для устранения нарушений 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Кондинского района удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Куминский по обеспечению безопасности дорожного движения, в части непринятия мер по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) на участках улично-дорожной сети п.Куминский, ул. П.Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева) и удерживающих ограждений перильного типа на участках улично-дорожной сети п.Куминский, ул. П. Морозова км0+070-км0+110 (слева), км0+135-км0+175 (слева).
Обязать администрацию городского поселения Куминский в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обустройству:
-тротуаров (пешеходных дорожек) на участках улично-дорожной сети п.Куминский, ул. П.Морозова км0+005-км0+110 (слева), км0+155-км0+330 (слева);
-удерживающих ограждений перильного типа на участках улично-дорожной сети п. Куминский, ул. П. Морозова км0+070-км0+110 (слева), км0+135-км0+175 < слева).
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 18 января 2024 года.
Судья подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья О.А. Косолапова
Подлинный документ подшит в материалах дела № 2а-580/2023, находящегося в Кондинском районном суде ХМАО-Югры.