УИД 61 RS 0012-01-2020-000022-70
Дело №2а-581(2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года г.Волгодонск
ул.Морская,108
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Журба О.В.,
при секретаре Выстребовой Е.С.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету по управлению имуществом г.Волгодонска, заинтересованное лицо: Администрация г.Волгодонска, о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ№.3.6/01-33/4818 в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, защите нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с изложенным административным иском, указав, что является инвали<адрес> группы. На основании ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», для улучшения своих жилищных условий, т.е. для целей индивидуального жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ обратился в КУИ <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка кад.№, площадью 2158 кв.м., по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ КУИ <адрес> отказал в предоставлении земельного участка, со ссылкой на п.11 ст.39.16 ЗК РФ. Указано, что на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для ИЖС в микрорайоне Медгородок №», земельный участок кад.№ является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п.19 ст.39.11 ЗК РФ. С данным решением не согласен, поскольку на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка, и до настоящего времени, на официальном сайте отсутствует информация о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков для ИЖС в микрорайоне Медгородок №. На момент подачи заявления на официальном сайте имелось извещение о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе, что относится к подготовительным процедурам, предшествующим проведению аукциона. Первоначально просил признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ за №.3.6/01-33/4818 КУИ <адрес> в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым №, площадью 2158 кв.м., по адресу: Российская Федерация, <адрес>, незаконным, и обязать КУИ <адрес> предоставить его в аренду без проведения торгов.
Письменно уточнившись, окончательно ФИО1 просит: признать незаконным отказ КУИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.3.6/01-33/4818 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка кадастровый № площадью 2158 кв.м. по адресу: <адрес>, и обязать КУИ <адрес>, повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка кадастровый № площадью 2158 кв.м. по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель административного истца ФИО2, действующий по заявлению ФИО1 (диплом рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ) просил удовлетворить исковые требования административного истца.
Представитель ФИО3 (диплом рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ), действующая от имени административного ответчика КУИ <адрес> на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№.3.6/01-33/4198, а так же в качестве представителя заинтересованного лица Администрации <адрес>, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№.1-17/8303, поддержала письменно изложенные возражения. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ в КУИ <адрес> (через МАУ «МФЦ») с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кад.№, площадью 2158 кв.м., по адресу: <адрес>, с целью для индивидуального жилищного строительства, обратился ФИО4 В соответствии с п.19 ст.39.11 ЗК РФ, ДД.ММ.ГГГГ опубликовано извещение, о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе №, в котором, лотом № указан этот земельный участок с кад.№. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Волгодонская правда» опубликовано извещение о возможности предоставления в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства данный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации <адрес>, через МАУ МФЦ, поступило заявление ФИО5 о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО4 отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка по <адрес>. Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ решено провести аукционы, открытые по форме подачи предложений о цене предмета аукционов, на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, в том числе, с кад.№, площадью 2158 кв.м., по адресу <адрес>. Истец обратился в КУИ <адрес> (через МАУ МФЦ) ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, без проведения торгов в связи с правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков сроком на 20 лет, т.е. когда участок уже являлся предметом аукциона. КУИ <адрес> действовало в соответствии с положениями административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов», утв.Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Письмом №.3.6/01-33/4818 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка в соответствии с п.19 ст.39.11 ЗК РФ, и предложено рассмотреть вопрос о приобретении в аренду другого земельного участка. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
Изучив письменные доказательства в их совокупности, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить, что оспариваемое постановление, действие (бездействие) не только не соответствует закону, но и нарушает права и свободы заявителя, при этом, заявителю созданы препятствия к осуществлению им прав и законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия), суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объёме.
Согласно п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подп.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
П.16 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ, федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», руководствуясь Уставом муниципального образования «<адрес>», распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, типовой формы административного регламента предоставления муниципальной услуги» утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».
Как установлено материалами дела, ФИО1, являясь инвали<адрес> группы (л.д.25), и имея основания для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении без признания малоимущим (л.д.43), ДД.ММ.ГГГГ обратился в КУИ <адрес> с заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым №, площадью 2158 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д.38-40), приложив документы, согласно п.23 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов.
Ст.39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю (в нём должны быть указаны все основания отказа).
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик принял в отношении ФИО1 отказ №.3.6/01-33/4818 в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, сославшись на подп.11 ст.39.16 Земельного кодекса РФ (л.д.44).
В соответствии с подп.11 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено, в соответствии с п.19 ст.39.11 настоящего Кодекса.
Согласноп.1 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
При этом, согласноп.19 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации: о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности…
Между тем, как установлено судом, подтверждается материалами дела, и не оспаривается представителем административного ответчика, в отношении земельного участка с кад.№, площадью 2158 кв.м., по адресу: <адрес>, на момент возникновения спорных правоотношений, и до настоящего времени извещение о проведении аукциона в соответствии с п.19 ст.39.11 ЗК РФ не размещено (л.д.23-24, 63-64).
Следовательно, отказ КУИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за номером №.3.6/01-33/4818 в предоставлении ФИО1 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым №, площадью 2158 кв.м., по адресу: Российская Федерация, <адрес>, осуществлен незаконно, содержит необоснованное утверждение о размещении извещения в соответствии с п.19 ст.39.11 ЗК РФ.
Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме.
При это, согласно положений п.9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Рассматривая доводы представителя административного ответчика относительно того, что Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61) решено провести аукционы, открытые по форме подачи предложений о цене предмета аукционов, на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, в том числе, в отношении спорного земельного участка, и земельный участок с кадастровым №, по адресу: <адрес>, соответственно, является предметом аукциона, суд находит их юридически не состоятельными.
Так, на момент подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте было опубликовано извещение о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе (л.д.56,62), ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление Администрации <адрес>№ «О проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для ИЖС в микрорайоне Медгородок №».
Исходя из п.1 ст.39.11 ЗК РФ, принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится к подготовительным процедурам, предшествующим проведению аукциона. Для отказа в предоставлении земельного участка без торгов, на основании п.11 ст.39.11 ЗК РФ, необходимо, чтобы в отношении испрашиваемого земельного участка не только было принято решение о проведении аукциона, но и организован сам аукцион, определена начальная цена предмета аукциона, место и время проведения аукциона, размещено извещение о проведении аукциона, подготовлен проект договора аренды земельного участка, то есть, совершены действия, изложенные в ст.39.11 ЗК РФ.
Таким образом, факт принятия постановления о проведении аукциона не является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Суд рассмотрел доводы представителя КУИ <адрес> и Администрации <адрес> относительно нарушения прав ФИО4 (л.д.46) и ФИО5 (л.д.59) выразивших намерение участвовать в аукционе по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка, и находит их не состоятельными, поскольку указанные лица реализуют в отношении земельного участка, свой интерес, а не право.
При этом, отсутствие извещения о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru может привести к ограничению доступа к участию в торгах иных лиц, и может содержать признаки нарушения статей 15, 17 Закона о защите конкуренции.
Решая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется ст.103,114 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Комитету по управлению имуществом <адрес>, заинтересованное лицо Администрация <адрес>, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, защите нарушенного права, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.3.6/01-33/4818 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка кадастровый № площадью 2158 кв.м. по адресу: <адрес>.
Обязать Комитет по управлению имуществом <адрес>, повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка кадастровый № площадью 2158 кв.м. по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сообщив об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Волгодонской районный суд.
В окончательной форме решение вынесено 19.02.2020.