Дело № 2а-5819/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2019 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе
председательствующего судьи Даниловой О.И.
при секретаре Какоткиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Липецка о признании незаконным п. 7.1 Приложения к Постановлению администрации г. Липецка от 10.06.2016г. № 1006 «Об утверждении порядка предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Липецка»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Липецка о признании незаконным п. 7.1 Приложения к Постановлению администрации г. Липецка от 10.06.2016г. № 1006 «Об утверждении порядка предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Липецка».
Свои требования административный истец обосновывал тем, что взимание платы за размещение не стационарных торговых объектов противоречит ст. 65 ЗК РФ, которой предусмотрено взимание только арендной платы и налога, также указывала, что взимание платы за предоставление права на размещение без предоставления земельного участка незаконно, полагала, что при предоставлении такого права плата взиматься не должна, так как земельный участок в аренду не передается, право на размещение не стационарного торгового объекта не дает собственнику не стационарного торгового объекта гарантий по размещению объекта в случае смены правообладателя земельного участка.
Представитель ответчика требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято администрацией города Липецка в установленном порядке в пределах совей компетенции. Ст. 39.33 ЗК РФ предусматривает размещение нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности. Федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе. Реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.
Представитель Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области полагал, что требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку обжалуемый акт принят законно и обоснованно.
Представитель УИЗО представил в суд письменные объяснения в которых указал, что считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Договор аренды земельного участка №1428/09-ВР от 10.08.2009 заключенный с ФИО2, ФИО1,, ФИО3, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером 48:20:020366:31, площадью 55 кв.м, прекращен в установленном законом порядке. Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области в адрес арендаторов 31.07.2019 направлено уведомление о прекращении действия договора за № И28-6836, право аренды на земельный участок в ЕГРН погашено. С 01.03.2015г. правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов на земельных участках государственная собственность на которые не разграничена, не регулируются земельным законодательством, земельный участки под нестационарные объекты не формируются, договоры аренды земельных участков под нестационарные торговые объекты не заключаются, в связи с чем в силу ст. 39.33 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 части 2 стать 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании установлено, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что 10.08.2009г. между Управлением имущественных и земельных отношений и ФИО1 был заключен договор № 1428/09-ВР аренды земельного участка под объекты, не относящиеся к объектам недвижимости со множественностью лиц на стороне арендатора сроком до 09.08.2019 г.
г. административный истец обратился с заявлением о продлении срока действия данного договора.
31.07.2019г. Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области в адрес ФИО1 направлено уведомление о прекращении действия договора за № И28-6836.
29.07.2019г. между ФИО1 и администрацией города Липецка в лице Управления потребительского рынка был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта № 2019-0062.
Нестационарный торговый объект - киоск в остановочном комплексе № К-4621, площадью 10,0 кв.м, включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Липецк.
Пунктом 3.1. данного договора установлен размер платы за право на размещение нестационарного торгового объекта в сумме 3500 руб. в квартал.
10.06.2016г. администрацией горда Липецка было издано постановление № 1006 «Об утверждении порядка предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Липецка» (далее - Постановление). Данным постановлением (приложение № 1 глава 7) установлена плата за размещение нестационарных торговых объектов.
Согласно оспариваемого п. 7.1. Постановления собственники нестационарных торговых объектов (киосков и павильонов, торговых (вендинговых) автоматов, торговых галерей) ежеквартально вносят плату за размещение объекта в порядке, размере и сроки, установленные Договором.
Расчеет платы осуществляется по формулам, указным в п. 7.1.1 -7.1.3.
Первоначальный текст названного постановления опубликован в издании "Липецкая газета" № 128, 05.07.2016г. Указанный акт действует в редакции с учетом внесенных изменений.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из анализа приведенных законоположений в их системном единстве, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 ЗК РФ установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка, а следовательно в части, не урегулированной федеральными законами, указанный вопрос регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Во исполнение полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", администрацией г. Липецка издано постановление № 1006 «Об утверждении порядка предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Липецка»
Оспариваемым административным истцом п. 7.1 Порядка предоставления права размещения нестационарного торгового объекта на территории г. Липецка предусмотрено введение платности размещения нестационарного торгового объекта в соответствии с Договором на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных положений федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Федеральным законодательством предусматривается размещение нестационарных торговых объектов на землях без предоставления земельного участка в аренду.
Договор на размещение на государственных или муниципальных землях нестационарного торгового объекта и договор аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.
Указанная позиция нашла свое отражение в апелляционном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2017 г. N 80-АПГ17-12
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований полагать, что оспариваемый административным истцом п. 7.1 Приложения № 1 к Порядку предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Липецка противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку указанный порядок принят уполномоченным органом, по вопросу, отнесенному к его компетенции, и обеспечивает реализацию предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями федерального законодательства, то оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Довод административного истца о том, что предоставление права размещения без предоставления земельного участка в аренду может привести к нарушению прав истца в случае изменения правообладателя земельного участка основан на предположении, кроме того, предусмотренный порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов отвечает принципам публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности, направлен на предупреждение коррупционных проявлений, на упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории Липецка, на исключение случаев произвольного занятия мест, предназначенных к размещению на них данных объектов, на обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации г. Липецка о признании незаконным п. 7.1 Приложения к Постановлению администрации г. Липецка от 10.06.2016г. № 1006 «Об утверждении порядка предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Липецка» – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме
изготовлено 22.10.2019г.