ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-581/20 от 30.07.2020 Гагаринского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-581/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гагарин Смоленской области 30 июля 2020 года

Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Нахаева И.Н.,

при секретаре Степановой Е.А.,

с участием:

представителя административного истца Дергачева В.А.,

административного ответчика Майорова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Управляющая компания» к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области по пожарному надзору Майорову А. В. и Главному управлению МЧС России по Смоленской области об оспаривании предписания должностного лица,

установил:

ООО «Управляющая компания» в лице генерального директора Дергачева В.А. обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 30 марта 2020 года в адрес общества было вынесено предписание по устранению обязательных требований пожарной безопасности, вынесенное начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области по пожарному надзору Майоровым А.В. Административный истец просит признать незаконными и отменить п.п. 1, 2, 3, 5, 9 как несоответствующие закону, п.п. 4, 8, 10, 13, 14, 15, 17, 19, 22, 24, 27, 28 как несоответствующие ч.1 ст.35 Конституции РФ, п.п. 6, 7, 11, 12, 16, 18, 20, 21, 23, 25, 26 как несоответствующие требованиям п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона № 294 ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания» Дергачев В.А. требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области по пожарному надзору Майоров А.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Основанием для проведения внеплановой выездной проверки явились результаты предварительной проверки, проведенной по поступившему обращению. В связи с наличием фактов, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном пяти этажном жилом доме по указанному выше адресу. В связи с выявленными нарушениями ООО «Управляющая компания», являющейся управляющей организацией, выдано оспариваемое предписание. ООО «Управляющая компания» является управляющей компанией, осуществляющей управление общим имуществом многоквартирного дома и должна соблюдать требования пожарной безопасности. Организация, управляющая многоквартирным домом, обязана принять все зависящие, достаточные и своевременные меры для предотвращения нарушений, соблюдения требований законодательства. Следовательно, именно управляющей компании, должно быть адресовано предписание контролирующего органа об устранении выявленных нарушений. Содержание предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности соответствует нормативным требованиям. В оспариваемом предписании указаны действия (бездействие), в которых выразились нарушения, и соответствующие нормы, которые не соблюдены и должны быть исполнены заявителем.

Представитель Главного управления МЧС России по Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии, возражал против удовлетворения требований истца. В возражениях на иск пояснил, что главное управление МЧС России по Смоленской области несогласно с предъявленными требованиями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. При неисполнении в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, пожарная безопасность объекта защиты не будет считаться обеспеченной. Учитывая то, что предписание направлено на обеспечение безопасности людей в случае возникновения пожара, его не исполнение создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья и содержание предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности соответствует нормативным требованиям, правовые основания для его признания недействительным отсутствуют. На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении требований административного истца.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке предписание, являющееся документом властно-распорядительного характера, вынесенное уполномоченным органом, содержащее обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Согласно п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Как следует, из материалов дела 30 марта 2020 года главным государственным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области по пожарному надзору Майоровым А.В. в отношении ООО "Управляющая компания" составлен протокол об административном правонарушении N 10 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности в помещениях жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением этого же должностного лица N 54 от 12 мая 2020 года ООО "Управляющая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 23 июня 2020 года постановление № 54 от 12 мая 2020 года изменено, снижено наказание до 75 000 рублей.

Кроме того, по результатам в адрес ООО "Управляющая компания" вынесено предписание № 15/1/3 по устранению нарушений пожарной безопасности в помещения вышеуказанного жилого дома, выявлены нарушения: СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; п. 7.3.3 СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные; п. 35, п. 23 (ж), п. 14, п. 22, п. 43, п. 36 (б), п. 23 (к), п. 33, п. 42 (а), п. 55, п. 57, п. 36 (в) постановления правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N2 390 «О противопожарном режиме», а именно:

1. в жилом доме отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности);

2. в открытых жилых помещениях квартир отсутствуют автономные дымовые пожарные извещатели (п.7.3.3 СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные);

3. двери в дверных проемах с первого до пятого этажей, ведущие из поэтажных коридоров на лестничные клетки основных путей эвакуации, заменены с деревянных на металлические. Двери оборудованы электронно-магнитными замками, механическими запорными устройствами, блокирующими эвакуационные пути в случае возникновения пожара (п. 35 постановления правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР в РФ);

4. наружные эвакуационные лестницы со второго по пятый этажи заблокированы мебелью, деревянными решетками, ручной кладью, мусором (п. 23 (ж) ППР в РФ);

5. отсутствуют специально выделенные места для курения (п. 14 ППР в РФ);

6. отсутствует заделка негорючими материалами в стенах и межэтажных перекрытиях мест прокладки электрических проводов и кабелей (п. 22 ППР в РФ);

7. на объекте отсутствуют знаки пожарной безопасности (п. 43 ППР в РФ);

При осмотре первого этажа:

8. на путях эвакуации размещены мебель, коляски, ручная кладь, допускается захламление мусором (п. 36(б) ППР в РФ);

9. в коридоре первого этажа на основном пути эвакуации из здания изменены объёмно-планировочные решения, выгорожено дополнительное помещение для хранения, из материалов низкой степени огнестойкости (п. 23 (к), п. 33 ППР в РФ);

При осмотре второго этажа:

10. на путях эвакуации размещены мебель, коляски, ручная кладь, допускается захламление мусором (п. 36 (б) ППР в РФ);

11. электропроводка выполнена открытым способом, имеет скрутки, следы оплавлений, на стенах в местах прокладки данных кабелей имеются следы закопчения (п. 42 (а) ППР в РФ);

12. пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода разукомплектованы, отсутствуют пожарные рукава, пожарные стволы, вентиля запорной арматуры (п., 55, п. 57 ППР

В РФ);

13. на путях эвакуации в тамбурах выходов к лестницам открытого типа устроены сушилки белья (п. 36 (в) ППР в РФ);

14. основной путь эвакуации второго этажа, ведущий на вторую лестницу, заблокирован мебелью (п. 36 (б) ППР в РФ);

При осмотре третьего этажа:

15. на путях эвакуации размещены мебель, коляски, ручная кладь, допускается захламление мусором (п. 36 (б) ППР в РФ);

16. электропроводка выполнена открытым способом, имеет скрутки, следы оплавлений (п. 42.(а) ППР в РФ);

17. на путях эвакуации в тамбурах выходов к лестницам открытого типа устроены сушилки белья (п 36 (в) ППР в РФ);

18. пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода разукомплектованы, отсутствуют пожарные рукава, пожарные стволы, вентиля запорной арматуры (п. 55, п. 57 ППР в РФ);

При осмотре четвертого этажа:

19. на путях эвакуации размещены мебель, коляски, ручная кладь, допускается захламление мусором (п. 36 (б) ППР в РФ);

20. электропроводка выполнена открытым способом, имеет скрутки, следы оплавлений (п. 42 (а) ППР в РФ);

21. дверной проем основного пути эвакуации четвертого этажа, ведущий на вторую лестницу, заблокирован установленной кирпичной перегородкой (п. 36 (б), п. 33 ППР в РФ);

22. на путях эвакуации в тамбурах выходов к лестницам открытого типа устроены сушилки белья (п. 36 (в) ППР в РФ);

23. пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода разукомплектованы, отсутствуют пожарные рукава, пожарные стволы, вентиля запорной арматуры (п. 55, п. 57 ППР в РФ);

При осмотре пятого этажа:

24. на путях эвакуации размещены мебель, коляски, ручная кладь, допускается захламление мусором (п. 36 (б) ППР в РФ);

25. электропроводка выполнена открытым способом, имеет скрутки, следы оплавлений (п. 42 (а) ППР в РФ);

26. пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода разукомплектованы, отсутствуют пожарные рукава, пожарные стволы, вентиля запорной арматуры (п. 55, п. 57 ППР в РФ);

27. основной путь эвакуации пятого этажа, ведущий на вторую лестницу, заблокирован мебелью (п. 36 (б) ППР в РФ);

28. на путях эвакуации в тамбурах выходов к лестницам открытого типа устроены сушилки белья (п. 36 (в) ППР в РФ).

Ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 указанного Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст.157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч.2 ст.162 ЖК РФ).

Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии с п.27 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 (ред. от 29.06.2020 г.) в перечень работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170.

Согласно п. 3.2.16 указанного постановления размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390 и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с требованиями пункта «к» части 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что бремя содержания общедомового имущества ложится на управляющую организацию, в том числе это в полной мере касается и реализации мер пожарной безопасности.

Предметом деятельности ООО "Управляющая компания" является, в том числе, оказание услуг по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию объекта недвижимого имущества по адресу: <адрес>, в связи с чем, в процессе текущей эксплуатации объекта подлежат обязательному соблюдению требования пожарной безопасности, ответственность за соблюдение, которых с 31.03.2008 г. Общество возложило на себя, однако необходимых и достаточных мер, направленных на их соблюдение при предоставлении эксплуатационных услуг недвижимого имущества, предпринято не было, допущены многочисленные и существенные нарушения требований правил противопожарной безопасности, которые несут прямую угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде при его эксплуатации, вследствие возможного возникновения пожара либо иных чрезвычайных обстоятельств.

Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, ООО «Управляющая компания» должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть строго соблюдать действующие правовые нормы. ООО «Управляющая компания» как организация, управляющая многоквартирным домом, обязана принять все зависящие, достаточные и своевременные меры для предотвращения нарушений, соблюдения требований законодательства, в том числе в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Данная статья Закона № 294-ФЗ не содержит императивных указаний о форме и обязательных реквизитах предписания. По смыслу указанной статьи при вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях прекращения и (или) устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.

Кроме того в соответствии с пунктом 96 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (Приказ МЧС России от 30.11.2016 г. № 644) в предписании об устранении нарушений указываются: полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты и (или) территории (земельного участка); перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного лица органа власти, объекта защиты, физического лица - правообладателя, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи; подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.

Содержание предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности соответствует нормативным требованиям, в нем указаны действия (бездействие), в которых выразились нарушения, и соответствующие нормы, которые не соблюдены и должны быть исполнены заявителем. Предписание соответствует требованиям конкретности и исполнимости, в связи с чем не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, предписание контролирующего органа должно обладать правовосстановительной функцией и быть направленным на защиту гражданских прав.

Как следует из решения Гагаринского районного суда Смоленской области от 23 июня 2020 года, вступившего в законную силу 17 июля 2020 года судом были исключены из нарушений, вмененных ООО «Управляющая компания» п.п.2, 9 поскольку документ на который идет ссылка в пункте 2 утратил силу, а дополнительное помещение на первом этаже внесено БТИ в технический паспорт дома. Кроме того, поскольку дом 5 по улице Гагарина г. Гагарина является многоквартирным домом, а не общежитием, исключены п.п. 1 и 5 (в жилом доме отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и отсутствуют специально выделенные места для курения). Также судом исключен п.3 поскольку замена дверей с деревянных на металлические в дверных проемах с первого до пятого этажей, ведущие из поэтажных коридоров на лестничные клетки основных путей эвакуации, и оборудование дверей электронно-магнитными замками, механическими запорными устройствами, которые свободно открываются изнутри, без ключа, что не противоречит требованиям пункта 35 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 №390.

Вышеуказанные обстоятельства также установлены в судебном заседании.

В силу ст.64 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 21 декабря 2011 г. N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

В связи с вышеизложенным суд полагает необходимым признать пункты 1, 2, 3, 5, 9 незаконными и исключить их из предписания начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области по пожарному надзору Майоров А.В. от 30 марта 2020 года.

Учитывая то, что предписание вынесенное в отношении ООО «Управляющая компания» направлено на обеспечение безопасности людей в жилом многоквартирном доме, в случае возникновения пожара, его неисполнение создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья, и содержание предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности соответствует нормативным требованиям, суд не находит оснований для признания остальных пунктов предписания от 30 марта 2020 года незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ООО «Управляющая компания» удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты 1, 2, 3, 5, 9 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30 марта 2020 года, вынесенное начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> по пожарному надзору Майоровым А. В. по результатам проверки ООО «Управляющая компания», исключив их из предписания.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области.

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2020 года.

Судья Нахаев И.Н.