ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-581/2023 от 16.11.2023 Лермонтовского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2а-581/2023

(УИД- 26RS0021-01-2023-000624-68)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.11.2023г. г.Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курдубанова Ю.В.

при секретаре Волчанской К.Е.

с участием:

представителя административного истца Воронцовой Ю.А. – адвоката Варенова С.В. Коллегии адвокатов «ВИКТОРиЯ» г.Лермонтова по ордеру №с308577 от 10.10.2023 г., удостоверению №2005 от 31.10.2008 г. и доверенности от 20.09.2023 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронцовой Юлии Александровны к Администрации г.Лермонтова об оспаривании решения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Воронцова Ю.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Лермонтова, в котором просит признать незаконным решение Администрации г.Лермонтова, изложенное в уведомлении №05-04-09/1054 от 13.09.2023 г., об отказе в предоставлении муниципальной услуги о признании принадлежащего Воронцовой Ю.А. садового дома, кадастровый номер 26:32:050808:68, расположенного по адресу: г.Лермонтов, СНТ им. Мичурина, массив 2, линия 6, участок 1, жилым домом, возложить обязанность на Администрацию г.Лермонтова повторно рассмотреть заявление Воронцовой Ю.А. о признании садового дома, расположенного по адресу: г.Лермонтов, СНТ им. Мичурина, массив 2, линия 6, участок 1, жилым домом, и принять соответствующее решение в установленный законом срок, о котором сообщить в Лермонтовский городской суд и административному истцу Воронцовой Ю.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец сослалась на то, что 28.08.2023 г. она обратилась к административному ответчику - Администрации г. Лермонтова с заявлением о признании садового дома жилым домом, зарегистрированным за № В-619/05-04-10 от 28.08.2023 г. В обоснование данного заявления она указала, что являюсь собственником садового дома, площадью 127,9 кв. м., назначение: Нежилое, наименование: садовый дом, количество этажей, в том числе подземных: 2, в том числе подземных 0, год завершения строительства: 2017, кадастровый номер 26:32:050808:68, местоположение которого – г. Лермонтов, садоводческое некоммерческое товарищество имени Мичурина, массив 2, линия 6, участок № 1, о чём в ЕГРП имеется запись регистрации за № 26:32:050808:68-26/018/2017-1 от 12.05.2017 г. Указанный садовый дом с кадастровым № 26:32:050808:68, расположен на прилежащем к нему земельном участке площадью 617 +/- 9 кв. м., категория земель: Земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: коллективное садоводство, кадастровый № 26:32:050808:12, местоположение: г. Лермонтов, садоводческое некоммерческое товарищество имени Мичурина, массив 2, линия 6, участок № 1, который также принадлежит ей на праве собственности, о чём в ЕГРП имеется запись регистрации за № 26-26-33/021/2009-273 от 13.03.2009 г. Несмотря на то обстоятельство, что она зарегистрирована по адресу: г. Лермонтов, пр-кт. Лермонтова, д. 10, к. 1, кв. 8, фактически же проживает в указанном садовом доме с кадастровым № 26:32:050808:68, поскольку данный садовый дом с кадастровым № 26:32:050808:68, является, как для нее, так и для членов ее семьи, единственно возможным местом для проживания. До обращения к административному ответчику - Администрации г. Лермонтова с упомянутым заявлением от 28.08.2023 г., зарегистрированным за № В-619/05-04-10 от 28.08.2023 г., она обратилась в ООО Экспертный центр «ГлавЭксперт», являющегося членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, за проведением технического обследования указанного садового дома с кадастровым № 26:32:050808:68 и дачи заключения с целью определения технического состояния конструктивных элементов вышеприведённого садового дома и соответствия его требованиям, предъявляемым к жилым помещения. Согласно технического заключения ООО Экспертного центра «ГлавЭксперт» № 81/23 от 03.08.2023 года, установлено, что на момент обследования садового дома с кадастровым № 26:32:050808:68, расположенного на земельном участке, по адресу: г. Лермонтов, СНТ им. И.В. Мичурина, массив 2, линия 6, участок № 1, в несущих конструкциях строения не имеется разрушений, повреждений и деформаций, объект находится в работоспособном состоянии, планировка помещений и территория, на которой расположено исследуемое здание, обустроены и могут предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около обследуемого объекта. Категория технического состояния строения - нормативное, т.е. количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных материалов и конструкций здания, соответствуют установленным нормативам, с учетом пределов их изменения. Все помещения обеспечены необходимым уровнем инсоляции, естественным и искусственным освещением. В здании установлены системы водоснабжения, электроснабжения отопления и вентиляции, обеспечивающие комфорт и микроклимат помещений. Конструктив, объемно-планировочные решения и расположение на земельном участке исследуемого объекта, обеспечивают в случае ЧС эвакуацию людей в безопасную зону, возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара и беспрепятственный проезд пожарной техники количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных материалов и конструкций здания, соответствуют установленным нормативам, с учетом пределов их изменения. Все помещения обеспечены необходимым уровнем инсоляции, естественным и искусственным освещением. В здании установлены системы водоснабжения, электроснабжения отопления и вентиляции, обеспечивающие комфорт и микроклимат помещений. Следовательно, техническое состояние конструктивных элементов садового дома, расположенного по адресу: г. Лермонтов, СНТ им. И.В. Мичурина, массив 2, линия 6, участок 1, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и подтверждает соответствие садового дома надежности и безопасности, установленным ч. 2 ст. 5, ст.ст. 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (принятый Государственной Думой 23.12.2009 г. и одобрен Советом Федерации 25.12.2009 г.), что так же соответствует требованиям Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (с изменениями и дополнениями). Руководствуясь ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ (с учетом изм. от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ), п. п. 55, 56 главы VI Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (в редакции от 24.12.2018 г.) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», просила - признать садовый дом с кадастровым № 26:32:050808:68 - жилым домом, с уведомлением меня о принятом решении. Согласно уведомления административного ответчика - Администрации г. Лермонтова № 05-04-09/1054 от 13.09.2023 г. ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», в связи с тем, что указанный садовый дом с кадастровым № 26:32:050808:68, размещён на земельном участке с кадастровым № 26:32:050808:12, с нарушением требований градостроительных регламентов территории г. Лермонтова установленных ППЗ в части минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Считает, что отказ административного ответчика - Администрации г. Лермонтова, изложенный в письме за № 05-04-09/1054 от 13.09.2023 г., об отказе в предоставлении ей казанной муниципальной услуги является незаконным, по следующим основаниям: в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Из приведенного положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации. Положениями п. 9 ст. 26 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В соответствии с п. 11 ст. 26 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Она является собственником земельного участка с кадастровым № 26:32:050808:12, о чём в ЕГРП имеется запись регистрации за № 26-26-33/021/2009-273 от 13.03.2009 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-001/2023-226423416 от 05.10.2023 г. и садового с кадастровым № 26:32:050808:68, о чём в ЕГРП имеется запись регистрации за № 26:32:050808:68-26/018/2017-1 от 12.05.2017 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-001/2023-226435202 от 05.10.2023 г. Техническим заключением ООО Экспертного центра «ГлавЭксперт» № 81/23 от 03.08.2023 г. установлено, что на момент обследования садового дома с кадастровым № 26:32:050808:68, расположенного на земельном участке, по адресу: г. Лермонтов, СНТ им. И.В. Мичурина, массив 2, линия 6, участок № 1, в несущих конструкциях строения не имеется разрушений, повреждений и деформаций, объект находится в работоспособном состоянии, планировка помещений и территория, на которой расположено исследуемое здание, обустроены и могут предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около обследуемого объекта.

Категория технического состояния строения - нормативное, т.е. количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных материалов и конструкций здания, соответствуют установленным нормативам, с учетом пределов их изменения. Все помещения обеспечены необходимым уровнем инсоляции, естественным и искусственным освещением. В здании установлены системы водоснабжения, электроснабжения отопления и вентиляции, обеспечивающие комфорт и микроклимат помещений. Конструктив, объемно-планировочные решения и расположение на земельном участке исследуемого объекта, обеспечивают в случае ЧС эвакуацию людей в безопасную зону, возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара и беспрепятственный проезд пожарной техники количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных материалов и конструкций здания, соответствуют установленным нормативам, с учетом пределов их изменения. Все помещения обеспечены необходимым уровнем инсоляции, естественным и искусственным освещением. В здании установлены системы водоснабжения, электроснабжения отопления и вентиляции, обеспечивающие комфорт и микроклимат помещений. Следовательно, техническое состояние конструктивных элементов садового дома, расположенного по адресу: г. Лермонтов, СНТ им. И.В. Мичурина, массив 2, линия 6, участок 1, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и подтверждает соответствие садового дома надежности и безопасности, установленным ч. 2 ст. 5, ст.ст. 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (принятый Государственной Думой 23.12.2009 г. и одобрен Советом Федерации 25.12.2009 г.), что так же соответствует требованиям Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (с изменениями и дополнениями). 28.08.2023 г. она обратилась к административному ответчику - Администрации г. Лермонтова с заявлением о признании садового дома жилым домом, зарегистрированным за № В-619/05-04-10 от 28.08.2023 г., в котором просила признать садовый дом с кадастровым № 26:32:050808:68 жилым домом, приложив к данному заявлению документы указанные в п. 56 главы VI Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (в редакции от 24.12.2018 г.) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (техническое заключение, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и земельном участке). Из обжалуемого уведомления административного ответчика Администрации г. Лермонтова № 05-04-09/1054 от 13.09.2023 г. следует, что ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», в связи с тем, что указанный садовый дом с кадастровым № 26:32:050808:68, размещён на земельном участке с кадастровым № 26:32:050808:12, с нарушением требований градостроительных регламентов территории г. Лермонтова установленных ППЗ в части минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. В силу ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение). Согласно п. 55 указанного Положения садовый дом признается жилым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления). Согласно п. 56 данного Положения для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр):

а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);

б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;

в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);

г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Согласно п. 57 указанного Положения заявитель вправе не представлять выписку из Единого государственного реестра недвижимости. В случае если заявителем не представлена указанная выписка для рассмотрения заявления о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом. При обращении с вышеупомянутым письменным заявлением к административному ответчику - Администрации г. Лермонтова от 28.08.2023 г., зарегистрированным за № В-619/05-04-10 от 28.08.2023 г., предусмотренные п. п. 56 и 57 Положения о признании садового дома жилым домом мною, мною, Воронцовой Ю.А., были выполнены. В соответствии с п. 61 данного Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях:

а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами «а» и (или) «в» пункта 56 настоящего Положения;

б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем;

в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа;

г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом «г» пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц;

д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения;

е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом).

В соответствии с п. 59 Положения решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в п. 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления. Перечень оснований для отказа в признании садового дома жилым домом, предусмотренный п. 61 Положения, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии с п. 60 Положения уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом направляет заявителю способом, указанным в заявлении, такое решение. В случае выбора заявителем в заявлении способа получения лично в многофункциональном центре такое решение направляется в указанный в настоящем пункте срок в многофункциональный центр. Согласно п. 62 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 настоящего Положения. Однако, в обжалуемом уведомлении административного ответчика - Администрации г. Лермонтова № 05-04-09/1054 от 13.09.2023 г., в нарушение п. 62 Положения, не указаны причины отказа с обязательной ссылкой на соответствующие основания, предусмотренные п. 61 Положения. Учитывая, что действующим законодательством предусмотрено обязательное требование о том, что в решении об отказе в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, в качестве основания об отказе в предоставлении данной услуги, должна быть указана обязательная ссылка на конкретный подпункт п. 61 Положения, а обжалуемое уведомление административного ответчика - Администрации г. Лермонтова Ставропольского края № 05-04-09/1054 от 13.09.2023 года такой ссылки - не содержит, считаю, что отказ административного ответчика - Администрации г. Лермонтова Ставропольского края в предоставлении мне, Воронцовой Ю.А., муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» - не является законным, поскольку нарушает мои права, которые подлежат восстановлению. Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия. Из данного законоположения следует, что поскольку последствие вынесенного судом решения о признании незаконным решения органа местного самоуправления заключаются в том, что данное решение не имеет юридической силы и не подлежит применению, следовательно, у принявшего его органа местного самоуправления, в соответствии с функциональными полномочиями, возникает обязанность повторного рассмотрения, относящегося к его компетенции вопроса, с соблюдением требований закона, и принятия по нему нового решения в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, административный истец обратилась в суд.

Административный истец Воронцова Ю.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с участием ее представителя по доверенности адвоката Варенова С.В.

Представитель административного истца Воронцовой Ю.А. по доверенности адвокат Варенов С.В. в судебном заседании просил удовлетворить административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации г.Лермонтова по доверенности Тимченко В.П., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив в суд письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения относительно исковых требований указав, что порядок признания садового дома жилым домом предусмотрен разд. VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. В соответствии со ст. 37 Правил землепользования и застройки г.Лермонтова, утвержденных 28.07.2010 г., установлены градостроительные регламенты, согласно которых в зоне садоводческих обществ установлены предельные минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого разрешения зданий, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений от фронтальной границы участка до строения 3,0 м. или 5,0 м. от красной линии (если граница земельного участка совпадает с красной линией); от границы соседнего участка не менее 3,0 м. Как было установлено Управлением архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации г. Лермонтова садовый дом с кадастровым номером 26:32:020111:334 от западной границы построен на расстоянии менее 3,0 м., в связи с чем, садовый дом построен с нарушением требований градостроительных регламентов.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, с учетом возражений представителя ответчика, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из приведенного положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как видно из дела, Воронцова Ю.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:32:050808:12, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для коллективного садоводства; для ведения гражданином садоводства и огородничества, площадью 617 +-9 кв.м., и садового дома с кадастровым номером 26:32:050808:68, площадью 127,9 кв.м., назначение – нежилое здание, расположенных по адресу: Ставропольский край, г.Лермонтов, Садоводческое некоммерческое товарищество им. И.В. Мичурина, массив 2, линия 6, участок 1, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 19-26).

Согласно технического заключения № 81/23 от 03.08.2023 г., выполненного ООО Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение Судебная экспертиза «ГлавЭксперт» г.Ессентуки, на момент обследования садового дома, расположенного адресу: г.Лермонтов, Садоводческое некоммерческое товарищество им. И.В. Мичурина, массив 2, линия 6, участок 1, установлено, что в несущих конструкциях строения не имеется разрушений, повреждений и деформаций, объект находится в работоспособном состоянии, планировка помещений и территория, на которой расположено исследуемое здание, обустроены и могут предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около обследуемого объекта. Категория технического состояния строения - нормативное, то есть количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных материалов и конструкций здания, соответствуют установленным нормативам, с учетом пределов их изменения. Все помещения обеспечены необходимым уровнем инсоляции, естественным и искусственным освещением. В здании установлены системы водоснабжения, электроснабжения отопления и вентиляции, обеспечивающие комфорт и микроклимат помещений. Конструктив, объемно-планировочные решения и расположение на земельном участке исследуемого объекта, обеспечивают в случае ЧС эвакуацию людей в безопасную зону, возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара и беспрепятственный проезд пожарной техники. Следовательно, техническое состояние конструктивных элементов указанного садового дома, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и подтверждает соответствие садового дома надежности и безопасности (л.д. 27-69).

28.08.2023 г. Воронцова Ю.А. обратилась в Администрацию г.Лермонтова с письменным заявлением о признании указанного садового дома жилым домом, приложив техническое заключение ООО Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение Судебная экспертиза «ГлавЭксперт» г.Ессентуки, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости: садовом доме и земельном участке (л.д. 70-72).

Уведомлением №05-04-09/1054 от 13.09.2023 г. Администрацией г.Лермонтова отказано Воронцовой Ю.А. в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», со ссылкой на то, что указанный садовый дом размещен на земельном участке с нарушением требований регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки г.Лермонтова, утвержденных постановлением Администрации г.Лермонтова №814 от 21.12.2021 г., в части минимальных отступов от границ земельного участка, за пределами мест допустимого размещения зданий (л.д. 73-74).

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.

В силу ч.3 ст.23 Федерального закона №217-ФЗ от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение).

Согласно п. 55 указанного Положения садовый дом признается жилым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).

Согласно п. 56 данного Положения для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг:

а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);

б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;

в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);

г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Согласно п. 57 указанного Положения заявитель вправе не представлять выписку из Единого государственного реестра недвижимости. В случае если заявителем не представлена указанная выписка для рассмотрения заявления о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом.

Административным истцом Воронцовой Ю.А. при обращении с письменным заявлением в Администрацию г.Лермонтова выполнены требования, предусмотренные п.п.56, 57 Положения о признании садового дома жилым домом.

В соответствии с п.61 данного Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях:

а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 настоящего Положения;

б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем;

в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа;

г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц;

д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения;

е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом).

В соответствии с п.59 Положения решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в п.56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления.

Перечень оснований для отказа в признании садового дома жилым домом, предусмотренный п. 61 Положения, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии с п. 60 Положения уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом направляет заявителю способом, указанным в заявлении, такое решение. В случае выбора заявителем в заявлении способа получения лично в многофункциональном центре такое решение направляется в указанный в настоящем пункте срок в многофункциональный центр.

Согласно п. 62 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 настоящего Положения.

Как достоверно установлено в судебном заседании, Администрацией г.Лермонтова в уведомлении №05-04-09/1054 от 13.09.2023 г., в нарушение п. 62 Положения, не указаны причины отказа Воронцовой Ю.А. с обязательной ссылкой на соответствующие основания, предусмотренные п. 61 Положения.

Учитывая, что действующим законодательством предусмотрено обязательное указание в решении об отказе в признании садового дома жилым домом основания отказа со ссылкой на конкретный пункт Положения, суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемый административным истцом отказ Администрации г.Лермонтова не содержит такого указания, то он не соответствует требованиям закона, в связи с чем, не может быть признан законным.

В связи с чем, отказ Администрации г.Лермонтова в признании садового дома жилым домом, изложенный в уведомлении №05-04-09/1054 от 13.09.2023 г. нельзя признать законным, поэтому административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно п. 9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

С учетом положений п.9 ст.227 КАС РФ суд полагает необходимым возложить на Администрацию г.Лермонтова обязанность повторно рассмотреть заявление Воронцовой Ю.А. о признании указанного садового дома жилым домом, с соблюдением требований закона, и принять соответствующее решение в срок, установленный действующим законодательством, о чём сообщить суду и Воронцовой Ю.А. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Воронцовой Юлии Александровны к Администрации г.Лермонтова об оспаривании решения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение - удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации г.Лермонтова, изложенное в уведомлении №05-04-09/1054 от 13.09.2023 г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги о признании принадлежащего Воронцовой Ю.А. садового дома, кадастровый номер 26:32:050808:68, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:32:050808:12 по адресу: г.Лермонтов, СНТ им. И.В. Мичурина, массив 2, линия 6, сад № 1, жилым домом.

Возложить обязанность на Администрацию г.Лермонтова повторно рассмотреть заявление Воронцовой Ю.А. о признании садового дома с кадастровым номером 26:32:050808:68, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:32:050808:12 по адресу: г.Лермонтов, СНТ им. И.В. Мичурина, массив 2, линия 6, сад №1, жилым домом, и принять соответствующее решение в установленный законом срок, о котором сообщить в Лермонтовский городской суд и административному истцу Воронцовой Ю.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий судья Ю.В. Курдубанов