УИД: 59RS0004-01-2020-008793-33
Дело № 2а-5820/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителей административного ответчика – Пермской городской Думы – ФИО3, ФИО4,
представителя административного ответчика – первого заместителя председателя Пермской городской Думы ФИО5 – ФИО6, ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Пермской городской Думе, первому заместителю председателя Пермской городской Думы ФИО5 о признании решения и действий незаконными,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Пермской городской Думе, первому заместителю Пермской городской Думы ФИО5 о признании незаконными решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы» и действий первого заместителя председателя Пермской городской Думы ФИО5 по подписанию решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы».
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что первый заместитель председателя Пермской городской Думы ФИО5 в отсутствие соответствующих полномочий подписал решение «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы», голосование по которому проходило ДД.ММ.ГГГГ на заседании Думы. Данное решение зарегистрировано в отделе делопроизводства аппарата Думы ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен №. Данное решение является незаконным, как подписанное неуполномоченным лицом. В соответствии со ст. 40 Устава города Перми решения Думы подписывает её председатель. Председателем Пермской городской Думы в соответствии с Решением от ДД.ММ.ГГГГ N 201 "Об избрании председателя Пермской городской Думы VI созыва" является ФИО1, который избран на срок полномочий Думы, какого-либо желания о прекращении своих полномочий не высказывал, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отпуске, командировке либо на больничном не находился. Положением о распределении обязанностей между должностными лицами Пермской городской Думы также не предусмотрено право первого заместителя на подписание решений Пермской городской Думы.
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам административного иска, также пояснил, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку проект решения внесен и включен в повестку заседания с очевидным нарушением Регламента. В частности в нарушение ст. 54,55,64 Регламента проект правового акта внесен менее чем за 21 день до заседания Думы, не определены лица, уполномоченные для доклада на заседаниях комитетов Думы и заседании Думы, не указан перечень правовых актов Думы, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного проекта правового акта, пояснительная записка к проекту правового акта не содержит обоснования необходимости принятия вносимого решения. В соответствии со ст.55 Регламента после внесения проекта председателю Думы дается 10 рабочих дней, чтобы рассмотреть внесенный пакет документов, при нарушении требований к оформлению пакета документов предусмотрено право возврата внесенного проекта субъекту правотворческой инициативы. Всех необходимых заключений при внесении проекта решения в Пермскую городскую Думу не представлено. После дачи соответствующих заключений проект рассматривается головным комитетом, только после рекомендации головного комитета проект может выноситься на заседание Думы. Решения головного комитета на момент принятия решения о включении вопроса в повестку заседания Думы не было. При формировании проекта повестки заседания Думы, указанного предложения проекта не поступало. На заседании фракции «Единая Россия», проекта решения в повестке не было. Таким образом, при внезапном немотивированном внесении в повестку решения, нарушаются права и законные интересы всех субъектов правотворческой инициативы, определенных п. 2 ст. 56 Устава г. Перми, в том числе населения г. Перми.
Проект решения состоит из двух частей: прекращение полномочий и избрание временно исполняющего полномочия председателя Пермской городской Думы, что является нарушением, так как депутаты и иные субъекты инициативы вправе, согласившись с одной частью проекта, не согласится с другой. Должна быть альтернативность голосования и голосование должно проходить тайно, что невозможно обеспечить по техническим причинам при проведении заседания в режиме видеоконференцсвязи.
Проект назван «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы», в то время как организация работы и издание правовых актов по организации работы Думы является исключительной компетенцией председателя Пермской городской Думы.
Председатель Думы избирается на срок полномочий Думы, срок полномочий Думы составляет 5 лет, сокращение данного срока будет нелегитимным.
После избрания председателя Думы было принято решение Думы от 04.10.2016 г. № 212 «О работе депутата Пермской городской Думы VI созыва ФИО1 на постоянной основе». На основе этого решения, председатель Думы получил гарантии в области социально-трудовых отношений на пятилетний срок, п. 11 Устава г. Перми, ст.7 Закона Пермского края от 10.05.2011 г. № 767 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае». Статьи вышеназванных документов регламентируют соответствующее финансово-материальное вознаграждение, отпуск, социальное страхование и т.д. Согласно Трудовому Кодексу РФ любые ухудшения условия труда могут быть только по заявлению или с согласия работника, в данном случае только по заявлению председателя Пермской городской Думы.
Срок временного исполнения полномочий ФИО5 не определен, что означает неопределенность правоприменения, носит элемент коррупциогенности. Статут временно исполняющего полномочия лица ни законодательно, ни Уставом г.Перми не определен. Временное исполнение функций председателя представительного органа возможно в случае отсутствия председателя Думы, в соответствии с распределением обязанностей, которые определяются распоряжением председателя Думы. Иное регулирование данного вопроса нелегитимно.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам административного иска.
Представители административного ответчика – Пермской городской Думы в судебном заседании с заявленным административным иском не согласились, поддержав письменные возражения (л.д.69-76 том 1).
Представители административного ответчика – первого заместителя председателя Пермской городской Думы в судебном заседании с заявленным административным иском не согласились, поддержав письменные возражения (л.д.63-68 том 1).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 1-3 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 37 Устава города Перми, принятого Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150 установлено, что Дума является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления города Перми и должна осуществлять свои полномочия в соответствии с предоставленной компетенцией
Дума является коллегиальным выборным органом местного самоуправления, который представляет население города Перми и осуществляет нормотворческую деятельность. Срок полномочий Думы составляет пять лет.
Думе принадлежит право от имени населения города Перми, от имени города Перми в соответствии с законодательством принимать решения, вступать в отношения с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, физическими лицами и организациями.
Дума состоит из 36 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием по смешанной избирательной системе.
Порядок образования и деятельности органов Думы, порядок внесения на рассмотрение и рассмотрения проектов решений Думы и другие вопросы организации деятельности Думы определяются Регламентом Думы.
В соответствии со ст.40 Устава города Перми Дума избирает из числа своих депутатов тайным голосованием председателя Думы, а также по его представлению первого заместителя председателя Думы, заместителя председателя Думы (п.1)
Председатель Думы подписывает решения Думы, протоколы ее заседаний, другие документы Думы (п.2).
Согласно 38 Устава города Перми к компетенции Думы отнесено принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории Пермского городского округа.
В соответствии со ст. 56 Устава города Перми Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Перми, решение об удалении Главы города Перми в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом.
Решения Думы принимаются исключительно на ее заседаниях.
Нормативные правовые акты Думы принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено федеральным законом. Иные решения Думы принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено федеральным законом или настоящим Уставом.
Решения Думы принимаются в порядке, установленном Регламентом Думы (п.1).
Правотворческая инициатива реализуется внесением в Думу соответствующего проекта решения Думы. Право вносить проект решения на рассмотрение Думы принадлежит депутатам Думы, комитетам Думы, депутатским группам, фракциям, Главе города Перми, рабочим группам, созданным решениями Думы, Контрольно-счетной палате, Избирательной комиссии, прокурору города Перми, органам территориального общественного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом - гражданам, проживающим в городе Перми.
Проекты решений, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета могут быть внесены на рассмотрение Думы только по инициативе Главы города Перми или при наличии его заключения, в случае если проект внесен не по инициативе Главы города Перми. Рассмотрение таких проектов осуществляется на заседаниях комитетов Думы и на заседаниях Думы при наличии соответствующих заключений Контрольно-счетной палаты (п.2).
Нормативные правовые акты, принятые Думой и подписанные ее председателем, направляются Главе города Перми для подписания и обнародования в течение десяти дней со дня получения Главой города Перми.
Иные правовые акты, принятые Думой, направляются председателю Думы для подписания в течение десяти дней (п.3)
Внесение, рассмотрение, принятие решений Думы, а также контроль за их исполнением осуществляется в соответствии с Регламентом Думы (п.5).
Решением Пермской городской Думы от 27.03.2012 N 50 утвержден Регламент Пермской городской Думы (далее – Регламент).
Статьей 3 Регламента предусмотрено, что организацию деятельности Думы в соответствии с Уставом осуществляет председатель Думы.
Вопрос об исполнении обязанностей председателя Думы в период его отсутствия решается в соответствии с Уставом и утвержденным председателем Думы Положением о распределении обязанностей между председателем Думы и должностными лицами Думы (далее - распределение обязанностей).
В соответствии с п.1 ст.4 Регламента полномочия председателя Думы начинаются с момента избрания и прекращаются при прекращении полномочий депутата, а также по решению Думы.
Согласно ст.40 Регламента заседание Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов (п.1).
Заседание Думы является правомочным при наличии определенного Уставом кворума (п.2).
После регистрации присутствующих на заседании Думы депутатов, при наличии кворума, заседание объявляется открытым (п.3).
При обсуждении проекта повестки заседания Думы мотивированные предложения о внесении изменений в проект повестки заседания Думы вправе вносить:
председатель Думы,
депутаты,
Глава города - глава администрации города либо постоянный полномочный представитель Главы города - главы администрации города в Думе (п.5).
После внесения всех предложений об изменениях в проект повестки заседания Думы председательствующий на заседании Думы вправе предложить для голосования один из вариантов:
голосовать за принятие проекта повестки заседания Думы со всеми поступившими предложениями в целом,
голосовать за принятие проекта повестки заседания Думы, затем за каждое поступившее предложение в порядке их поступления и после этого - за проект повестки заседания в целом (п.11).
Статьей 47 Регламента предусмотрено, что решения Думы принимаются на заседаниях Думы по результатам голосования. Голосование на заседаниях Думы может проводиться в следующих формах: открытое и тайное.
Голосование по принятию решения Думы о внесении изменений и дополнений в Устав является открытым и проводится поименно.
Тайное голосование проводится по решению Думы, а также по вопросам, для которых такая процедура принятия решения установлена Регламентом, иными решениями Думы.
В соответствии со ст.51 Регламента решения Думы, являющиеся нормативными правовыми актами, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено законодательством, Уставом.
Решения по вопросам организации деятельности Думы, по процедурным вопросам, иные решения, являющиеся ненормативными правовыми актами, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено законодательством, настоящим Регламентом или решениями Думы.
К вопросам организации деятельности Думы относятся:
формирование комитетов и временных комиссий,
избрание заместителей председателя Думы,
заслушивание информации об исполнении решений Думы,
заслушивание ответов на депутатские запросы,
рассмотрение результатов деятельности комитетов, временных комиссий, рабочих групп, совещательных органов,
иные вопросы, касающиеся организации деятельности Думы.
Согласно ч.1 ст.52 Регламента правотворческая инициатива реализуется субъектами правотворческой инициативы, определенными Уставом, в форме внесения на рассмотрение Думы:
проектов решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории города Перми (далее - нормативный правовой акт),
проектов решений по вопросам организации деятельности Думы и иным вопросам в соответствии с законодательством,
поправок к внесенным на рассмотрение Думы проектам правовых актов.
В соответствии с п.2 ст.54 Регламента при внесении проекта ненормативного правового акта на рассмотрение Думы субъектом правотворческой инициативы должны быть представлены в письменном и электронном виде:
2.1. проект правового акта с указанием на титульном листе субъекта правотворческой инициативы, внесшего проект правового акта. В тексте проекта правового акта (при невозможности - в иных представляемых документах) должен быть указан перечень правовых актов Думы, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного проекта правового акта;
2.2. пояснительная записка к проекту правового акта, содержащая обоснование необходимости принятия решения, предмет правового регулирования;
2.3. финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта правового акта, реализация которого потребует затрат бюджета города);
2.4. действующая редакция текста правового акта (извлечений из него), в который вносятся изменения (в случае, если проект правового акта предполагает внесение изменений в действующий правовой акт).
Статьей 55 Регламента установлено, что подготовленный в соответствии со статьей 54 Регламента к внесению на рассмотрение Думы проект нормативного правового акта, проект ненормативного правового акта, поправки к внесенным на рассмотрение Думы проектам правовых актов со всеми прилагаемыми к ним материалами направляются в письменном и электронном виде субъектом правотворческой инициативы на имя председателя Думы или, если проект правового акта (поправки) вносится председателем Думы, в Думу.
При направлении в Думу проекта правового акта субъект правотворческой инициативы определяет (указывает) лиц, уполномоченных для доклада на заседаниях комитетов Думы и заседании Думы (п.1)
Поступивший проект правового акта (поправки) с прилагаемыми к нему материалами подлежит обязательной регистрации в аппарате Думы (п.2).
В случае если поступивший проект правового акта (поправки) не соответствует установленным Регламентом и решениями Думы требованиям, председатель Думы в течение 10 (десяти) рабочих дней возвращает его субъекту правотворческой инициативы для выполнения установленных требований и устранения замечаний (п.3).
Согласно ст.56 Регламента Председатель Думы (заместители председателя Думы) направляет зарегистрированные проекты правовых актов со всеми прилагаемыми к ним материалами:
в комитеты - для предварительного рассмотрения проекта и выработки рекомендаций Думе по их принятию, отклонению либо направлению на доработку,
Главе города - главе администрации города, в Контрольно-счетную палату, в управление экспертизы и аналитики, в отдел по вопросам муниципальной службы и кадров аппарата Думы, за исключением инициированных ими проектов, как правило, не позднее чем за 14 (четырнадцать) рабочих дней до дня заседания Думы, на котором планируется рассмотрение проектов правовых актов, для подготовки заключений,
в прокуратуру города Перми, в Избирательную комиссию города Перми (п.1)
При направлении зарегистрированных проектов правовых актов в комитеты председатель Думы определяет головной комитет, к компетенции которого относится рассмотрение данного проекта.
Требования головного комитета, связанные с координацией работы и обобщением итогов рассмотрения вопроса, являются определяющими для других комитетов. Решения комитетов по рассмотренному вопросу оглашаются на заседании Думы членом головного комитета (как правило, председателем головного комитета) (п.2).
В соответствии со ст.64 Регламента на рассмотрение Думы выносятся проекты правовых актов, поступившие в Думу не менее чем за 21 (двадцать один) календарный день до дня заседания Думы, при наличии решения головного комитета (рабочей группы) с рекомендациями по проекту правового акта, поправкам, а при подготовке проекта правового акта к рассмотрению во втором чтении - сводной таблицы поправок по установленной форме, а также при наличии заключений и иных документов, предусмотренных Регламентом (п.1).
Рассмотрение проектов ненормативных правовых актов осуществляется Думой, как правило, в одном чтении, если иное не предусмотрено Регламентом или иным решением Думы (п.3).
Пунктом 1 статьи 65 Регламента предусмотрено, что по проекту правового акта Думой может быть принято одно из следующих решений:
принять проект (в случае, если рассмотрение проекта осуществляется в одном чтении),
принять проект в первом чтении,
принять проект во втором чтении,
направить проект на доработку,
отклонить проект.
Положениями ст.71 Регламента предусмотрено, что принятые Думой правовые акты оформляются соответствующими решениями Думы (п.1).
Оформление принятых правовых актов Думы осуществляется аппаратом Думы в соответствии с требованиями правил, утверждаемых председателем Думы (п.2).
Оформленные решения Думы подлежат подписанию в соответствии с законодательством, Уставом (п.4).
После подписания решения Думы регистрируются и подлежат опубликованию в соответствии с законодательством (п.5).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось сорок седьмое заседание Пермской городской Думы VI созыва.
В соответствии с распоряжением председателя Пермской городской Думы VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ№р-1 «О режиме проведения заседании Пермской городской Думы» проведение заседания ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 час. организовано в режиме дистанционного заседания с использованием технических средств связи и обмена информацией, в том числе с использованием системы видео-конференц-связи (л.д.106 том1).
Проект повестки дня заседания предусматривал рассмотрение 21 вопроса, 22 вопрос – разное, начало заседания – 10-00 час. (л.д.107-111).
ДД.ММ.ГГГГ в 09-38 час. в аппарате Пермской городской Думы зарегистрировано предложение группы депутатов Пермской городской Думы VI созыва, входящий №, о направлении в качестве правотворческой инициативы проекта решения Пермской городской Думы «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы» (л.д.94, 95, 97, 98 том 1).
Предлагаемым проектом предлагалось прекратить полномочия ФИО1 в должности председателя Пермской городской Думы VI созыва и возложить временно исполнение полномочий председателя Пермской городской Думы на первого заместителя председателя Пермской городской Думы ФИО5, со дня, следующего за днем вступления в силу настоящего решения (л.д.98 том 1).
К проекту прилагалась пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование (л.д.99, 100 том 1).
Согласно резолюции председателя Пермской городской Думы, проект для рассмотрения следует направить для рассмотрения в Комитеты Думы, головной комитет по местному самоуправлению и регламенту, в управление экспертизы и аналитики, Контрольно-счетную палату, главе города Перми. Для заключения - в прокуратуру г.Перми, в регламентскую группу, в избирательную комиссию г.Перми (л.д. 96 том 1)
В соответствии с заключением Регламентской группы Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ процедура внесения проекта решения на рассмотрение Думы соблюдена (л.д.101-102 том 1).
Согласно заключения Управления экспертизы и аналитики Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ замечания правового и финансового характера к проекту решения отсутствуют, проект решения возможен к принятию (л.д.104 том 1).
В соответствии с решением Комитета по местному самоуправлению и регламенту от ДД.ММ.ГГГГ№, Комитет решил рекомендовать Пермской городской Думе рассмотреть и принять проект решения (л.д.105 том 1).
Из письма главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что проект решения не является нормативным правовым актом, не затрагивает вопросы деятельности администрации города Перми, находится в исключительной компетенции Пермской городской Думы (л.д.103 том 1).
Как следует из протокола заседания сорок седьмого заседания Пермской городской Думы VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ№, на момент открытии заседания Думы и регистрации участников, присутствовало 30 депутатов, кворум имеется (л.д. 112-151 том 1).
При обсуждении предложений по внесению изменений и дополнений в проект повестки, от депутата ФИО7, действовавшего по поручению 29 депутатов Думы, поступило предложение о включении в проект повестки дня вопроса «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы». Проектом решения предлагается прекратить полномочия председателя Пермской городской Думы ФИО1 и возложить временно исполнение полномочий председателя Пермской городской Думы на первого заместителя председателя Пермской городской Думы ФИО5
Проект решения включен в повестку дня 22 вопросом, за принятие проекта повестки дня, с учетом всех поступивших предложений и замечаний, все депутаты проголосовали единогласно.
По результатам голосования по 22 вопросу – принятие решения «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы», 32 депутата проголосовали за принятие решение, 2 – против. ФИО1 объявил, что решение принято.
К протоколу заседания сорок седьмого заседания Пермской городской Думы VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ приложено выступление председателя Пермской городской Думы ФИО1 по проекту решения «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы» (л.д.158-160 том 1).
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исходя из следующего.
Административный истец в обоснование заявленных требований указывает в административном исковом заявлении на отсутствие полномочий у первого заместителя председателя Думы на подписание оспариваемого решения, а также поясняет, что внесение проекта решения на рассмотрение в Думу и включения его в повестку дня произведено с нарушением требований нормативных правовых актов.
Обосновывая свои доводы, об отсутствии полномочий у иных лиц, кроме председателя Думы, на издание правовых актов по организации работы Думы, административный истец ссылается на положения ст.40 Устава города Перми, предусматривающей, что председатель Думы организует работу Думы, а также на ч.14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой организацию деятельности представительного органа муниципального образования осуществляет председатель представительного органа муниципального образования.
Однако из указанных нормативных правовых актов следует, что на председателя Думы возложена обязанность по организации её деятельности, что не лишает иных субъектов правотворческой инициативы права на внесение в Думу проектов правовых актов, в том числе по организационным вопросам.
Более того, п.3 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Пунктом 1 статьи 56 Устава города Перми также установлено, что решения по вопросам организации деятельности Думы принимаются Думой.
При таких обстоятельствах, доводы о наличии у председателя Думы исключительных полномочий по изданию правовых актов по организации работы Думы подлежат отклонению.
Не основаны на законе доводы административного истца о том, что поскольку председатель Думы избирается на срок полномочий Думы, т.е. на 5 лет, сокращение данного срока нелегитимно и досрочное прекращение полномочий председателя Думы возможно лишь по решению суда либо по собственной инициативе, поскольку п.1 ст.4 Регламента прямо предусмотрено, что полномочия председателя Думы могут быть прекращены по решению Думы.
В пункте 2 статьи 4 Регламента также указано, что досрочное прекращение полномочий председателя Думы не влечет за собой прекращения полномочий заместителей председателя Думы.
Таким образом, поскольку положения Регламента предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий председателя Думы по решению Думы, рассмотрение Думой вопроса о досрочном прекращении полномочий председателя Думы, соответствовало имеющейся у представительного органа местного самоуправления компетенции.
Право на внесение изменений в повестку дня заседания Думы предоставлено депутатам статьей 40 Регламента. Как следует из протокола заседания Думы, депутаты единогласно проголосовали за включение в повестку дня вопроса по рассмотрению проекта решения «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы», предложений доработать проект не поступало.
По смыслу положений ст.64 Регламента, установление 21-дневного срока направлению проекта правового акта в Думу, обусловлено необходимостью предварительного изучения проекта правового акта, в целях устранения каких-либо неясностей правового акта, однако как указано выше, депутаты единогласно проголосовали за включение вопроса по рассмотрению проекта решения «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы»» в повестку дня, не заявляли о необходимости предоставления им 21 дня для подготовки по представленному проекту решения. В связи с чем, несоблюдение установленного ст.64 Регламента 21-дневного срока по направлению проекта правового акта в Думу, не является существенным нарушением процедуры реализации правотворческой инициативы и не может повлечь за собой признание незаконным оспариваемого решения.
Суд также полагает, что отсутствуют нарушения п.3 ст.55 Регламента, данным пунктом предусмотрено право председатель Думы в течение 10 (десяти) рабочих дней вернуть субъекту правотворческой инициативы проект правового акта, в случае если он не соответствует установленным требованиям.
Однако из материалов дела следует, что председателем Думы была наложена резолюция о направлении проекта правового акта в комитеты Думы и иные органы для дачи заключений, правом на возврат правового акта председатель Думы не воспользовался.
Отсутствие указания при направлении в Думу проекта правового акта лица, уполномоченного для доклада на заседании Думы, не является существенным нарушением, влекущим отмену оспариваемого решения, как следует из материалов дела на заседании Думы докладчиком выступал депутат ФИО7, т.е. доклад по проекту решения был представлен на заседании Думы, докладчик ответил на возникшие вопросы.
Необоснованны доводы административного истца о нарушении п.п.2.1 и 2.2. ст.54 Регламента, поскольку пояснительная записка, содержащая обоснование принятия решения приложена к проекту правого акта, в ней содержится указание на то, что принятие проекта решения не потребует принятия, приостановления, изменения или признания утратившими силу иных правовых актов г.Перми.
Доводы административного истца об отсутствии заключения головного комитета опровергаются материалами дела.
В соответствии со ст.56 Регламента, при рассмотрении проекта, председатель Думы определил головной комитет, к компетенции которого относится рассмотрение данного проекта - Комитет по местному самоуправлению и регламенту.
Решение Комитета по местному самоуправлению и регламенту № было принято ДД.ММ.ГГГГ, Комитет решил рекомендовать Пермской городской Думе рассмотреть и принять проект решения.
Из протокола заседания Думы следует, что докладчиком по 22 вопросу, было представлено решение головного Комитета по местному самоуправлению и регламенту, также были представлены заключение Регламентской группы Пермской городской Думы, заключением Управления экспертизы и аналитики Пермской городской Думы, письмо Главы города Перми (л.д.147 том 1).
Отсутствие заключений Контрольно-счетной палаты г.Перми, прокуратуры г.Перми и Избирательной комиссии не является нарушением установленного Регламента.
В соответствии со ст.50 Устава города Перми Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно п.п. 7 п.1 ст.51 Устава города Перми Контрольно-счетная палата осуществляет финансово-экономическую экспертизу проектов правовых актов города Перми (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств города Перми, а также муниципальных программ.
В то время как в финансово-экономическом обосновании проекта решения указано, что реализация проекта решения не затронет доходную и/или расходную часть бюджета города Перми (л.д.100 том 1).
Таким образом, поскольку проект правового акта «Об организации деятельности Пермской городской Думы не включает в себя финансово-экономических вопросов, проведение по нему финансово-экономической экспертизы и представление заключения Контрольно-счетной палаты не требуется.
Статьей 52 Устава города Перми установлено, что Избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления города Перми.
Избирательная комиссия организует подготовку и проведение в соответствии с законодательством и настоящим Уставом муниципальных выборов, местного референдума, голосования по вопросам изменения границ города Перми, преобразования города Перми.
В связи с тем, что вопросы, регулируемые оспариваемым решением, не входят в компетенцию Избирательной комиссии, представление заключения Избирательной комиссии в данном случае также не требуется.
Полномочия органов прокуратуры оговорены в ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Статья 62 Регламента также предусмотрено, что Думой рассматриваются протесты, представления, требования прокурора
Следовательно, при выявлении фактов нарушения законов органы прокуратуры выносят акты прокурорского реагирования в виде протестов и представлений, которые в данном случае не вносились, подготовка прокуратурой заключения на правовой акта ненормативного характера, ни Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", ни Регламентом, не предусмотрено.
Подлежат отклонению доводы административного истца о необходимости проведения тайного голосования и о необходимости раздельного голосования по каждому из поставленных вопросов.
Статьей 47 Регламента определено, что тайное голосование проводится по решению Думы, а также по тем вопросам, по которым Регламентом, иными решениями Думы установлена тайная процедура голосования.
Решение Думы о проведении тайного голосования по рассматриваемому вопросу не принималось, Регламентом предусмотрено проведение тайного голосования только для выборов председателя Думы, первого заместителя председателя Думы, заместителя председателя Думы (ст.6 Регламента).
Поскольку оспариваемым решением прекращены полномочия председателя Думы и возложено временное исполнение полномочий председателя Пермской городской Думы на первого заместителя председателя Пермской городской Думы, т.е. вопрос об избрании председателя Думы либо его заместителей не рассматривался, проведение голосования в открытой форме соответствовало требованиям Регламента.
Как установлено судом, голосование происходило по проекту решения, предложенному депутатами, раздельное голосование по каждому вопросу, указанному в проекте решения, действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при внесении и включении в повестку дня заседания Думы проекта оспариваемого решения, а также при принятии решения, каких-либо существенных нарушений установленной процедуры, влекущих за собой незаконность данного решения, допущено не было, решение принято уполномоченным коллегиальным органом, кворум для принятия решения имелся.
Относительно доводов административного истца о незаконности подписания оспариваемого решения, судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем аппарата Пермской городской Думы председателю Пермской городской Думы ФИО1 направлены для подписания оформленные решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и решение № «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы» (л.д.184-230 том1).
ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя аппарата Пермской городской Думы председателю Пермской городской Думы ФИО1 направлено письмо № «О подписании решений», в котором указано, что служебными записками от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ направлены для подписания оформленные решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ истекает 10-дневный срок, установленный для подписания и опубликования решений Думы, принятых на пленарном заседании ДД.ММ.ГГГГ, просит подписать решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ и направить Главе города Перми те из них, которые носят нормативный характер (л.д.16 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем председателя Пермской городской Думы председателю Пермской городской Думы ФИО1 направлено письмо № «О подписании решений», в котором указано на необходимость подписания решения «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы», поскольку ДД.ММ.ГГГГ истекает 10-дневный срок для подписания решения (л.д.17-18 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 17-00 решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы», а также 20 других решений Думы, принятых на заседании ДД.ММ.ГГГГ, подписанные председателем Думы, в отдел делопроизводства аппарата Думы не поступили. Папки бордового цвета с надписью «Решения Пермской городской Думы. На подпись» в отдел делопроизводства не возвращены. Акт подписан заместителем председателя Думы ФИО16., и.о. руководителя аппарата Думы ФИО17, начальником организационного управления аппарата Думы ФИО19, начальником сектора секретариата аппарата Думы ФИО18., и.о. начальника отдела делопроизводства аппарата Думы ФИО20 Копия акта направлена председателю Пермской городской Думы ФИО1 (л.д.24, 25 том 2).
Аналогичный акт составлен ДД.ММ.ГГГГ в 09-40, копия акта направлена председателю Пермской городской Думы ФИО1 (л.д.26, 27 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ Регламентской группой Пермской городской Думы вынесено заключение №, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 17.00 председателем Думы не подписаны в полном объеме решения Думы, принятые ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Решение № и протокол сорок седьмого заседания Думы, что является прямым нарушением Регламента Думы (л.д.28-29 том 2).
В связи с установлением факта не подписания решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы», ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по местному самоуправлению и регламенту Пермской городской Думы принято решение №, в соответствии с которым, в целях обеспечения работы Пермской городской Думы и осуществления нормотворческой деятельности обратиться к первому заместителю председателя Пермской городской Думы ФИО5 с предложением подписать решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы» не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Копия решения направлена председателю Пермской городской Думы ФИО1, первому заместителю председателя Пермской городской Думы ФИО5 (л.д.20-23 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ в заключение Регламентской группы Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ и решение Комитета по местному самоуправлению и регламенту Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения, первому заместителю председателя Пермской городской Думы ФИО5 предложено подписать протокол заседания Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30, 31 том 2).
Из положений ст.40, п.3 ст.56 Устава города Перми следует, что решение Думы должно быть подписано её председателем в течение 10 дней с момента его принятия. Однако данная обязанность административным истцом не исполнена, что объективно подтверждается представленными доказательствами и не оспаривается административным истцом, каких-либо препятствий для подписания решения от ДД.ММ.ГГГГ№ Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы» у председателя Пермсокй городской Думы ФИО1, не имелось.
Не подписание председателем Думы решения, принятого Пермской городской Думой, фактически влечет за собой блокирование решения Думы и невозможность его исполнения, что препятствует реализации представительным органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и внутренней организации Думы.
Доводы административного истца о том, что не подписание данного решения обусловлено незаконностью его принятия, подлежат отклонению, поскольку Уставом города Перми либо Регламентом, председателю Думы не предоставлены полномочия по оценке законности принятого представительным органом местного самоуправления решения и его блокированию.
Таким образом, неисполнение председателем Думы своей обязанности по подписанию решения Думы, повлекло за собой необходимость подписания оспариваемого решения иным лицом.
В соответствии с п.4 ст.40 Устава города Перми в отсутствие председателя Думы его функции выполняет один из заместителей в соответствии с распределением обязанностей.
Постановлением председателя Пермской городской Думы от 08.11.2016 №4-1 утверждено Положение о распределении обязанностей между должностными лицами Пермской городской Думы (л.д.77-85 том 1).
В соответствии с п.3.3, 3.6, 3.10, 3.12 указанного Положения первый заместитель председателя Думы:
- организует нормотворческий процесс в Думе, осуществляет контроль за ходом нормотворческого процесс;
- осуществляет контроль за исполнением решений Думы, подписывает исходящие документы, связанные с осуществлением этого контроля;
- исполняет обязанности председателя Думы в отсутствие председателя Думы на основании распоряжения председателя Думы;
- решает иные вопросы по поручению Думы и председателя Думы; подписывает;
С учетом положений Устава, Положения о распределении обязанностей, а также принятого ДД.ММ.ГГГГ Думой решения о возложении временного исполнения полномочий председателя Пермской городской Думы на первого заместителя председателя Пермской городской Думы, Комитетом по местному самоуправлению и регламенту Пермской городской Думы обоснованно принято решение об обращении к первому заместителю председателя Пермской городской Думы ФИО5 с предложением подписать решение № «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы».
В сложившейся ситуации, при уклонении председателя Пермской городской Думы от подписания оспариваемого решения, действия первого заместителем председателя Пермской городской ФИО5 по подписанию данного решения были обусловлены необходимостью надлежащего оформления и дальнейшего исполнения решения принятого на заседании Думы 27.10.2020, поскольку неисполнение решения Думы является нарушением п.3 ст.7 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающего, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Суд также полагает, что поскольку заседание Думы проходило дистанционно, что не позволяет осуществить тайное голосование и делает невозможным принятие решения об избрании председателя Думы, возложение на ФИО5 обязанности по временному исполнению полномочий председателя Пермской городской Думы, являлось обоснованным и не нарушает требования закона.
Следует отметить, что в силу ст.218 КАС РФ удовлетворение требований о признании решения незаконным возможно лишь в случае, если решением нарушены права, свободы и законные интересы гражданина, в то время как оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку прекращение полномочий председателя Пермской городской Думы не влечет за собой прекращение статуса ФИО1, как депутата Пермской городской Думы, действующего на постоянной основе.
Ссылка административного истца, на то, что в связи с принятием оспариваемого решения он лишается гарантий, предусмотренных ст.7 Закон Пермского края от 10.05.2011 N 767-ПК основана на неправильном толковании закона.
В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 10.05.2011 N 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае" настоящий Закон устанавливает основные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае (далее - депутат, член выборного органа, выборное должностное лицо).
Статьей 7 Закона Пермского края от 10.05.2011 N 767-ПК установлены гарантии в области социально-трудовых отношений лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе.
Решение Пермской городской Думы от 04.10.2016 N 212 "О работе депутата Пермской городской Думы VI созыва ФИО1 на постоянной основе" удовлетворена просьба депутата Пермской городской Думы VI созыва ФИО1 о его работе на постоянной основе.
Таким образом, поскольку оспариваемым решением статус ФИО1, как депутата, действующего на постоянной основе, не прекращался, на него распространяются гарантии, установленные статьей 7 вышеуказанного Закона, каких-либо социальных, трудовых гарантий он не лишался.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение не нарушает его права и законные интересы, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационных вопросах деятельности Пермской городской Думы» и действия первого заместителем председателя Пермской городской ФИО5 по подписанию этого решения соответствуют требованиям закона и не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Пермской городской Думе, первому заместителю председателя Пермской городской Думы ФИО5 о признании решения и действий незаконными – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
<данные изъяты>