ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5822/2016 от 10.11.2016 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2016 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при секретаре Русановой И.Е.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО4, предоставившего доверенность от 16.10.2015г., диплом о наличии высшего юридического образования, прокурора ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации <адрес> об оспаривании нормативно-правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с административными исковыми требованиями к Администрации <адрес> о признании недействующими постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ в части отнесения в приложении места положения <адрес> к 1-ой зоне (центральная часть города); постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ в части определения размера платы за наем дома в деревянном исполнении по социальному найму.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что пунктом 3.2.2 решения Думы города от 29.01.1998 года № 3, утверждена зона общегородского центра города, которая включает территорию, ограниченную улицами: <адрес> и южной границей, проходящей по границе охранной зоны природного парка «Самаровский чугас», в которую <адрес> не входит. Расчет и размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей по договору социального найма на основании обжалуемых постановлений являются незаконными в связи с неверным отнесением месторасположения <адрес> к центральной части города. Также указывает, что при расчете размера платы за пользование жилым помещением, износ жилых домов с муниципальных квартир рассчитан не по фактическому износу по состоянию на 01.10.2014г., а по состоянию на 2000-2001г.; не верно применен коэффициент амортизации жилого фонда. В результате на административного истца возлагаются платежи за наем жилого помещения в большем размере.

Административный истец в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях, поддержав доводы административного искового заявления и дав по ним пояснения.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представив письменный отзыв на иск, указал, что обжалуемые постановления приняты во исполнение требований ч.3 ст. 156 ЖК РФ, установление размера платы за пользование жилым помещением находится в исключительном ведении органов местного самоуправления и принимаются в соответствии с методическими указаниями, установленными уполномоченными лицами, прав истца не нарушают. Перерасчет платы за найм жилого помещения с учетом установленного процента износа жилого дома <адрес> произведен в соответствии с постановлением от 11.12.2012 г. № 1410. Решение Думы г. Ханты-Мансийска от 29.01.1998 г. №3 не подлежит применению в области жилищных правоотношений. Решением Думы утвержден генеральный план города, основной задачей которого является выявление проблем градостроительного развития территории города, обеспечении их решения, функциональное зонирование города, устанавливает характер развития города и другие задачи градостроительства и архитектуры города. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность постановлений.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием оснований для признания их незаконными, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании решения исполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в <адрес>, жилой площадью 32,7 кв.м, на состав семьи: ФИО1 - муж, ФИО6 – сын.

Согласно договора социального найма жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, нанимателем <адрес> в <адрес> является ФИО1; совместно с нанимателем в жилом помещении проживают: муж нанимателя - ФИО1, сын нанимателя - ФИО7 (приложение № 2 к договору)

Согласно п.1 ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ, (свидетельство о смерти серии I-ПН № 651089 от 19.04.2011 г.).

В соответствии с ч.2 ст. 82 ЖК РФ, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Согласно ч.2 ст.69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Административный истец указывает, что после смерти нанимателя договор найма на квартиру не изменялся. До настоящего времени в квартире зарегистрированы и проживают ФИО1, М.Н., обязанности по оплате обязанностей, установленных жилищным законодательством, выполняет он, о чем предоставлены квитанции.

Как было указано выше, в обоснование исковых требований административный истец, полагая обжалуемые постановления об утверждении положения о расчете размера платы за наем жилого помещения, об утверждении расчета платы за наем жилого помещения по социальному найму незаконными, ссылается на не соответствие их пункту 3.2.2. Решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Генеральный план <адрес>» в части отнесения жилого дома по <адрес> А к центральной зоне; указывает, что не учтен коэффициент амортизации, подлежащий применению, согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; не учтен процент износа жилого <адрес>%, установленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно ч.3 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Из указанной нормы следует, что установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) находится в исключительном ведении органов местного самоуправления и принимается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со ст. 156.1. ЖК РФ, плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы, предусмотренные установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи порядком.

Размер платы за наем жилого помещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения не может превышать максимальный размер указанной платы, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированно для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений.

Порядок установления, изменения, ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. № 1356 утверждены Правила установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Согласно п.2 указанных Правил, при установлении размера платы за наем жилого помещения в расчете на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в наемном доме социального использования (далее - размер платы за 1 кв. метр жилого помещения) учитываются:

а) возмещение расходов собственника жилого помещения на строительство или реконструкцию наемного дома социального использования, в котором расположено предоставленное внаем жилое помещение или который является предоставленным внаем жилым домом, либо на приобретение всех помещений в таком наемном доме социального использования или такого жилого дома, включая расходы на: проведение строительно-монтажных работ при строительстве или реконструкции наемного дома социального использования; приобретение права собственности на все помещения в наемном доме социального использования или являющийся наемным домом социального использования жилой дом; оформление права собственности на все помещения в наемном доме социального использования или являющийся наемным домом социального использования жилой дом; приобретение права собственности или права аренды на земельный участок, на котором осуществлялось строительство (создание) наемного дома социального использования или на котором расположен наемный дом социального использования; оформление права собственности или права аренды на земельный участок, на котором осуществлялось строительство (создание) наемного дома социального использования или на котором расположен наемный дом социального использования; аренду земельного участка в период строительства (создания) на таком земельном участке наемного дома социального использования (арендная плата); подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства (создания) наемного дома социального использования; проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проведение такой экспертизы является обязательным; строительство систем инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (технологического присоединения) наемного дома социального использования к сетям инженерно-технического обеспечения, если это было предусмотрено проектной документацией; внесение платы за подключение (технологическое присоединение) наемного дома социального использования к сетям инженерно-технического обеспечения; благоустройство земельного участка, на котором расположен наемный дом социального использования; уплату налогов и иных обязательных платежей в связи со строительством или реконструкцией наемного дома социального использования либо приобретением всех помещений в наемном доме социального использования или являющегося наемным домом социального использования жилого дома; уплату цены за право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (далее - договор об освоении территории) и исполнение обязательств по договору об освоении территории, если строительство (создание) наемного дома социального использования осуществлялось в соответствии с договором об освоении территории;

б) расходы собственника и (или) наймодателя жилого помещения, если наймодателем не является собственник жилого помещения, связанные с капитальным ремонтом наемного дома социального использования;

в) возмещение расходов собственника и (или) наймодателя жилого помещения, если наймодателем не является собственник жилого помещения, связанных с оборудованием расположенных в наемном доме социального использования (многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки) помещений, предназначенных для удовлетворения социально-бытовых потребностей нанимателей, при условии наличия указанных помещений;

г) возмещение расходов собственника и (или) наймодателя жилого помещения, если наймодателем не является собственник жилого помещения, связанных с укомплектованием жилого помещения имуществом наймодателя (мебель, бытовая техника, предметы домашнего обихода), при условии, что жилые помещения укомплектованы указанным имуществом;

д) расходы собственника жилого помещения на аренду земельного участка, на котором расположен наемный дом социального использования (арендная плата);

е) расходы собственника и (или) наймодателя жилого помещения, если наймодателем не является собственник жилого помещения, связанные с управлением, содержанием и текущим ремонтом наемного дома социального использования;

ж) расходы наймодателя, связанные с содержанием и текущим ремонтом жилого помещения, если в соответствии с договором найма содержание и текущий ремонт жилого помещения являются обязанностью наймодателя жилого помещения;

з) расходы собственника и (или) наймодателя жилого помещения, если наймодателем не является собственник жилого помещения, на оплату процентов по кредитам (займам) на цели, предусмотренные подпунктами "а" - "е" настоящего пункта;

и) возмещение расходов собственника жилого помещения, связанных с уплатой налогов и иных обязательных платежей в связи с владением и (или) распоряжением жилым помещением;

к) возмещение расходов наймодателя жилого помещения, связанных с уплатой налогов и иных обязательных платежей в связи с предоставлением внаем жилого помещения;

л) стоимость услуг наймодателя по предоставлению нанимателю в пользование жилого помещения и имущества, предусмотренного подпунктами "в" и "г" настоящего пункта;

м) расходы собственника и (или) наймодателя жилого помещения, если наймодателем не является собственник жилого помещения, на возмещение предоставленной на возвратной и возмездной основе государственной, муниципальной и (или) иной поддержки для создания и (или) эксплуатации наемного дома социального использования и на уплату процентов и (или) иных платежей в связи с предоставлением такой поддержки, если эти расходы не входят в состав расходов, указанных в подпунктах "а" - "л" настоящего пункта.

Постановлением от 11 декабря 2012 года № 1410 Администрации г.Ханты-Мансийска утверждено Положение о порядке расчета размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за наем для нанимателей по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений и найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда на территории города Ханты-Мансийска.

В соответствии с указанным постановлением оно было издано с учетом рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 02.12.1996 № 17-152 «Об утверждении методических указаний по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда. Определение базовой ставки за пользование жилым помещением производится из определения отчислений на полное восстановление муниципального, государственного жилищного фонда. При её расчете используется классификация основных средств, утвержденная постановления Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»; размер отчислений сгруппирован в 2 группы по капитальности жилых зданий (в капитальном исполнении; в деревянном и смешанном исполнении); балансовая стоимость жилого фонда; коэффициент износа; коэффициент благоустроенности.

Постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 09 октября 2014 года № 1002 «Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей по договорам социального найма, найма жилых помещений специализированного государственного и муниципального жилищного фонда, а также по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования» принято в соответствии с ч.3 ст.156 Жилищного кодекса РФ, с постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 11.12.2012 года № 1410 «Об утверждении Положения о порядке расчета размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за наем для нанимателей по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений и найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда».

Размер платы за наем для нанимателей по договорам социального найма, найма жилых помещений специализированного государственного и муниципального жилищного фонда, а также по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования установлен с учетом месторасположения жилого фонда; степени его износа с процентом износа от 0-20%, от 21-40%, от 41 до 60%.

Таким образом, оспариваемые административным истцом постановления приняты в соответствии и не противоречат ч.3 ст. 156, со ст.156.1 ЖК РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. № 1356.

Доводы о том, что обжалуемые постановления противоречат Решению Думы города Ханты-Мансийска от 19 января 1998 года № 3, которым утвержден «Генеральный план города Ханты-Мансийска», суд находит несостоятельными в виду нижеследующего.

Основной задачей генерального плана города Ханты-Мансийска является выявление проблем градостроительного развития территории города, обеспечения их решения, функциональное зонирование города, устанавливает характер развития города и другие задачи в области градостроительства и архитектуры города. В указанное решение периодически вносятся изменения. По состоянию на 03.06.2013 года градостроительный план не содержит деления города на зоны в зависимости от месторасположения (центральная, средняя, окраина); зоны города определены по функциональной принадлежности. Проектными решениями установлены следующие функциональные зоны: зона жилой застройки повышенной этажности; зона многоэтажной жилой застройки; зона жилой застройки средней этажности; зона индивидуальной жилой застройки; зона сезонного проживания (садово-огородные, дачные участки); общественно-деловая зона; производственная и коммунально-складская зона; зона транспортной инфраструктуры; рекреационная зона; зона специального назначения.

К рассматриваемым правоотношениям в области жилищных правоотношений не подлежит применению решение Думы г.Ханты-Мансийска 19 января 1998 года № 3 в части зонирования города, более того разночтения с обжалуемыми постановлениями не установлено.

Определение размера платы за наем жилого помещения установлено в зависимости от степени износа жилого фонда; с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а не с учетом определения коэффициента их амортизации, как полагает административный истец. В силу требований ч.ч.9, 11 ст.226 КАС РФ административным истцом доказательств применения того или иного коэффициента амортизации жилого фонда при расчете платы за наем жилого фонда не предоставлено.

При таких обстоятельствах приведенные административным истцом доводы о не соответствия их иным нормативно-правовым актам, о нарушении его прав обжалуемыми постановлениями не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Администрации г.Ханты-Мансийска о признании недействующими постановления от 11.12.2012 г. № 1410 «Об утверждении положения о порядке расчета размера платы за пользование жилым помещением (платы за найм) и платы за наем для нанимателей по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений и найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда» в части отнесения в приложении № 3 места положения <адрес> в <адрес> к 1-й зоне (центральная часть); постановления от 09.10.2014 г. № 1002 «О утверждении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей по договорам социального найма, найма жилых помещений специализированного государственного и муниципального жилищного фонда, а также по договорам найма помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования» в части определения размера платы за наем для нанимателей по договорам социального найма жилищного фонда в деревянном исполнении – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено 11 ноября 2016 года.