Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Свердловский районный суд в составе:
председательствующего судьи ФИО7,
при секретаре ФИО2,
с участием административного истца ФИО1
представителя административного истца ФИО8, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации и Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельностио признании незаконным бездействие административного ответчика по управлению и распоряжением земельным участком, о возложении обязанностей на административного ответчика,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации и Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельностио признании незаконным бездействие административного ответчика по управлению и распоряжением земельным участком, о возложении обязанностей на административного ответчика.
Свои требования мотивирует тем, что ей на праве собственности принадлежит здание гаража 1965 года постройки, площадью 23,8 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: Пр и подготовке кадастровым инженером схемы границ участка под зданием гаража была обнаружена кадастровая ошибка. Границы участка с кадастровым номером №, принадлежащий органу местного самоуправления, пересекает принадлежащий административному истцу на праве собственности здание. Указанная кадастровая ошибка грубо нарушает прав и законные интересы собственника здания, лишает возможности реализовать прав, предоставленные Федеральным законом от 05.04.2021 № 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно право в упрощенном порядке оформить в собственность земельный участок под принадлежащим ей зданием гаража. Исправить кадастровую ошибку возможно только посредством обращения уполномоченного органа Департамента земельных отношений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с заявлением об её исправлении.
Согласно заключения кадастрового инженера ФИО3 год постройки гаража 1965, кадастровыйномер участку с кадастровым номером № осуществлено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно при формировании границ земельного участка гараж находился на данной территории и его границы не были учтены, участок был сформирован без учета фактического местоположения гаража.
Департамент земельных отношений осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности .
Административный истец обратился в Департамент земельных отношений с требованием осуществить необходимые действия по управлению и распоряжению земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, однако административный ответчик от выполнения возложенной на него функции уклонился.
Административный истец полагает, что нарушение ее прав стало возможно вследствие отсутствия должного контроля со стороны уполномоченного органа за действиями кадастрового инженера в процессе оформления земельного участка в муниципальную собственность. В результате представления недостоверной информации о собственниках объектов недвижимости и границах земельных участков на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок в границах не соответствующих действительности, что нарушает права истца.
Администрацией ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление №, которым утвержден проект межевания территории, земельного участка с кадастровым номером №.
На основании изложенного ФИО1 просит признать незаконным бездействие административного ответчика по управлению и распоряжению земельным участком, находящимся в муниципальной собственности и обязать его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем обеспечения ей беспрепятственной реализации права в упрощенном порядке оформить в собственность земельный участок под принадлежащим ей зданием гаража и снять с кадастрового учета (отменить межевание) земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410171:473 в связи с недостоверностью.
ФИО1 в ходе рассмотрения дела уточнила свои требования и просит признать незаконным бездействие административного ответчика по управлению и распоряжению земельным участком, находящимся в муниципальной собственности и обязать его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410171:473, установив их в координатах, согласно представленного межевого плана:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Обязать административного ответчика зарегистрировать, указанные изменения в установленном законом порядке в срок не позднее 30 дней с о дня вступления решения суда в законную силу; обязать административного ответчика утвердить схему расположения на кадастровом плане территорию земельного участка под объектом административного истца, зданием гараж, площадью 23,8 кв.м. с кадастровым номером 59№ расположенным по адресу:
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчиков привлечены Управление имуществом и градостроительной деятельности, Администрация в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании просит удовлетворить ее требования, на своих требованиях настаивает.
Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании поддерживает требования административного истца.
Административный ответчик Департамент земельных отношений администрации извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представителем предоставлены возражения на исковое заявление. Из возражений следует, что в соответствии с п. 2.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации , утвержденного решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ основной целью Департамента является эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности , и участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, а также реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов по вопросам регулирования земельных отношений в пределах компетенции. Согласно данными из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находиться в муниципальной собственности. В границах данного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером №, который находиться в муниципальной собственности и объект недвижимости с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО1 на праве собственности. Ссылаясь на положения п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ указал, что в случае оформления права на земельный участок под каждым объектом недвижимости необходимо провести работы по разделу земельного участка, образование нового земельного участка будет осуществляться в соответствии с утверждённым проектом межевания территории. На территории где расположен земельный участок с объектом капитального строительства Постановлением администрации города Перми от 18.07.2011 № 360 утвержден проект межевания территории, не предусматривающий раздел земельного участка с кадастровым номером №. По вопросу разработки и утверждения нового проекта межевания территории, истцу было рекомендовано обратиться в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности. По данным публичной кадастровой карты, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают объект капитального строительства с кадастровым номером №. Следовательно, решению вопроса об оформлении права должно предшествовать рассмотрение вопроса об исправлении реестровой ошибки. Решение об исправлении реестровых ошибок принимает Управление Росреестра пов порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Административный ответчик полагает, что истцом не доказано наличие бездействия департамента и нарушение закона или иного нормативного правового акта со стороны департамента и просит отказать в удовлетворении требований (л.д.35-37).
Администрация извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие, отказать истцу в удовлетворении требований, представило письменные возражения в которых указало, что согласно данными из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находиться в муниципальной собственности. В границах данного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером №, который находиться в муниципальной собственности и объект недвижимости с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО1 на праве собственности. Ссылаясь на положения п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ указал, что в случае оформления права на земельный участок под каждым объектом недвижимости необходимо провести работы по разделу земельного участка, образование нового земельного участка будет осуществляться в соответствии с утверждённым проектом межевания территории. На территории где расположен земельный участок с объектом капитального строительства Постановлением администрации города Перми от 18.07.2011 № 360 утвержден проект межевания территории, не предусматривающий раздел земельного участка с кадастровым номером №. По вопросу разработки и утверждения нового проекта межевания территории, истцу было рекомендовано обратиться в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности. По данным публичной кадастровой карты, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» границы земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410171:473 пересекают объект капитального строительства с кадастровым номером №. Следовательно, решению вопроса об оформлении права должно предшествовать рассмотрение вопроса об исправлении реестровой ошибки. Решение об исправлении реестровых ошибок принимает Управление Росреестра пов порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Административный ответчик полагает, что истцом не доказано наличие бездействия департамента и нарушение закона или иного нормативного правового акта со стороны департамента и просит отказать в удовлетворении требований.
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельностиизвещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие, отказать истцу в удовлетворении требований, представило письменные возражения, в которых указало, что согласно ч. 3, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ. В соответствии с пунктом 1.1.1, 3.3 Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ№-п Министерство является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по управлению имуществом и распоряжению государственным имуществом (за исключением жилых помещений), в том числе в области в области земельных отношений и интеллектуальной собственности и в установленном порядке осуществляет учет, ведение реестра краевого имущества, в том числе жилых помещений, и выдачу выписок из указанного реестра. Из искового заявления следует, что земельный участок находиться в собственности муниципального образования. Сославшись на положения ст. 11.10, ч. 2 ст. 39.20 ЗК РФ, законот 07.12.2020 № 603-ПК «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами властии органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в закон«О градостроительной детальности в» и согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 законаот 07.12.2020 № 603-ПК, абзацев 3,4 пункта 3.ю81.13(2) Положения следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Министерство принимает решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории Пермского городского округа, о внесении изменений в документацию по планировке территории Пермского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний. Из отзыва ДЗО следует, что проект межевания территории, не предусматривающий раздел спорного земельного участка, был утвержден Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, то есть до 31.12.2020г. В связи с этим Министерство считает, что права администрации могут быть затронуты при разрешении данного дела. Согласно заявленным требованиям Министерство не является участником спорных отношений, к Министерству требования не сформулированы. Доказательств того, что оспариваемым бездействием ДЗО нарушены права административного истца, которые подлежат судебной защите в материалы дела не представлено. Министерство просит отказать в удовлетворении требований ФИО1
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Положениями ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и ч. 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме, а именно суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости –гараж с кадастровым номером № местоположение г. год завершения строительства 1965. Право собственности на указанный гараж-бокс перешло к ФИО1 (ФИО4) на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 и ФИО4
Согласно выписки из ЕГРЮЛ на 04.03.2021г. и на 22.08.2022г. объект капитального строительства с кадастровым номером № гараж местоположение , площадью 23.8 кв.м. год завершения строительства 1965, кадастровый номер объекта недвижимости в пределах которого расположен объект недвижимости № право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения от 10.12.2010г. (л.д.12-14, 51-54).
Указанный гараж-бокс находится на земельном участке с кадастровым номером №, общая площадь 74+/-2 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под гаражи, правообладатель: Муниципальное образование (собственность, № от ДД.ММ.ГГГГ). в ЕГРН в 2014 году внесены сведения о переходе к администрации МО прав собственности на земельный участок площадь 74 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: в ходе межевания установлено фактическое нахождение на данном земельном участке гаража –бокса, принадлежащего истцу и гаража –бокса, принадлежащего администрации .
ДД.ММ.ГГГГ Свердловским районным судом по иску ФИО1 к Муниципальному образованию в лице администрации дело № о признании отсутствующим права собственности на ? доли на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу:; признании права собственности на ? долю в праве на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу:вынесено решение которым отказано истцу в полном объеме (л.д. 153-160 дела №).
При рассмотрении дела судом установлено, что истцом в материалы дела не представлено доказательств предоставления ФИО5 либо истцу спорного земельного участка под гараж-бокс на праве постоянного (бессрочного) пользования уполномоченным органом, материалы дела свидетельствуют о том, что доказательств, предоставления ФИО5, а в последующем ФИО1 испрашиваемого земельного участка для индивидуального гаражного строительства не имеется, не представлено доказательств того, что ФИО5 или ФИО6 обращались с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка в связи с имеющимся в собственности объектом недвижимости (гараж-бокс) и суд пришел к выводу, что требования истца о признании права собственности на земельный участок в сформированных границах фактически направлены на обход процедуры, установленной земельным законодательством для предоставления земельных участков. Так же судом установлено, что сведений о постановке на учет земельного участка с определением границ, на котором расположен гараж-бокс, суду не предоставлено, судом не добыто. Суд пришел к выводу, что право собственности на земельный участок может быть признано, только в случае если границы участка сформированы, межевание согласовано со смежными землепользователями, утверждена схема его расположения на кадастровой карте территории, произведен кадастровый учет и представлены документы, удостоверяющие право истца на земельный участок.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским деламвого суда от 09.10.2019г. решение Свердловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (л.д. 179-183 дела №).
Судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Свердловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским деламвого суда от 09.10.2019г. оставлены без изменения.
Судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в определении от ДД.ММ.ГГГГ указано: «С учетом действий администрации МО по проведению межевания нарушение прав и законных интересов ФИО1 не могло произойти непосредственно при проведении межевания, результаты которого не оспорены и не признавались незаконными в установленном законом порядке. Само по себе расположение капитального строения истца на земельном участке в непосредственной близости от гаража-бокса ответчика не влечет возникновения у ФИО1 права на получение половины земельного участка, переданного в собственность администрации МО на основании межевого плана, поэтому площадь и границы земельного участка, который может быть предоставлен истцу должен определяться самостоятельно» (л.д. 216 дела №).
Постановлением администрации от 18.07.2011 № 360 утвержден проект планировки и проект межевания территории (л.д. 27).
18.01.2022г. представитель ФИО1-ФИО8 обратился в Департамент земельных отношений администрации с заявлением об исправлении кадастровой ошибки (л.д. 7) и просьбой обратиться в орган кадастрового учета за исправлением кадастровой ошибки в местоположении земельного участка с кадастровым номером № в целях исключения пересечения границей участка с кадастровым номером № здания с кадастровым номером №, принадлежащий заявителю на праве собственности.
21.02.2022г. Департамент земельных отношений администрации дан ответ о том, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находиться в муниципальной собственности. В границах данного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО1 на праве собственности. Сославшись на п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ указал, что в случае оформления права на земельный участок под каждым объектом недвижимости необходимо провести работы по разделу земельного участка, образование нового земельного участка будет осуществляться в соответствии с утверждённым проектом межевания территории. На территории где расположен земельный участок с объектом капитального строительства Постановлением администрации от 18.07.2011 № 360 утвержден проект межевания территории, не предусматривающий раздел земельного участка с кадастровым номером №. По вопросу разработки и утверждения нового проекта межевания территории, рекомендовано истцу обратиться в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности. По данным публичной кадастровой карты, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают объект капитального строительства с кадастровым номером №. Следовательно, решению вопроса об оформлении права должно предшествовать рассмотрение вопроса об исправлении реестровой ошибки. Решение об исправлении реестровых ошибок принимает Управление Росреестра пов порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д.10-11).
В Земельном кодексе РФ в редакции Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 введено понятие "земельный участок".
Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно пункту 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (пункт 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 ЗК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченными органами, перечень которых определен в пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На территории, в том числе , распоряжение земельными участками осуществляют:
- Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по(статья 9 ЗК РФ, пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ);
-в лице Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями(статья 10 ЗК РФ, пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, статья 4 Закона Пермского края от 01.07.2009 N 463-ПК "О полномочиях органов государственной властив сфере земельных отношений").
Земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории распоряжается администрация в лице департамента земельных отношений (статья 11 ЗК РФ, абзац 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2.2.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации , утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, N 39).
В соответствии с п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка - лицо, являющееся собственником земельного участка, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения таким имуществом.
В силу п. 2.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации , утвержденного решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Положение о департаменте) основной целью Департамента является эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности , и участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, а также реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов по вопросам регулирования земельных отношений в пределах компетенции.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. Положения о департаменте департамент земельных отношений обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, с заявлениями о государственном кадастровом учете.
В соответствии с пунктом 1.1.1, 3.3 Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности, утвержденного Постановлениемот 15.12.2006 № 88-п (далее Положение о министерстве) Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности(далее Министерство) является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по управлению имуществом и распоряжению государственным имуществом (за исключением жилых помещений), в том числе в области в области земельных отношений и интеллектуальной собственности и в установленном порядке осуществляет учет, ведение реестра краевого имущества, в том числе жилых помещений, и выдачу выписок из указанного реестра.
Согласно пункта 1.1.5. Положения о министерстве Министерство является исполнительным органом государственной власти, преимущественно осуществляющим функции по осуществлению полномочий в сфере градостроительства и архитектуры.
В соответствии с п. 29 статьи 11 Устава к вопросам местного значения Пермского городского округа относиться, в том числе, утверждение подготовленной на основе генерального плана Пермского городского округа документации по планировке территории.
Полномочия по утверждению документации по планировке территории и полномочия по внесению в них изменений относились к ведению органов местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
от 07.12.2020 № 603-П «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной властии органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в закон«О градостроительной деятельности в» перераспределены полномочия между органами государственной властии органами местного самоуправления Пермского городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона от 07.09.2020 № 107-П Министерство является исполнительным органом государственной власти, преимущественно осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в установленными актамиисфере деятельности.
Из положений п. 2 ч. 2 ст. от 07.12.2020 № 603-П, абзацев третьего, четвертого пункта 3.81.13 (2) Положения о министерстве, следует, что Министерство принимает решения по подготовке и утверждении документации по планировке территории Пермского городского округа, о внесении изменений в документацию по планировке территории Пермского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В случае оформления прав на земельный участок под каждым объектом недвижимости (в рамках ст. 39.20 ЗК РФ), необходимо провести работы по разделу земельного участка. Образование нового земельного участка будет осуществляться в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
На территории , где расположен спорный земельный участок с объектом капитального строительства гараж-бокс, принадлежащий ФИО1 Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект межевания территории, не предусматривающий раздел земельного участка с кадастровым номером №
Исходя из заявленных требований истца о признании незаконным бездействие административного ответчика, о возложении обязанности зарегистрировать указанные изменения, утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка под объектом капитального строительства суд приходит к выводу, что истец заявляет об изменении границ земельного участка, который зарегистрирован в установленном порядке.
При этом необходимо учитывать позицию судов, высказанную при рассмотрении иска ФИО1 о том, что проведенное межевание земельного участка не оспорено и не признавалось незаконным в установленном законом порядке, само по себе расположение капитального строения истца на земельном участке в непосредственной близости от гаража-бокса ответчика не влечет возникновения у ФИО1 права на получение половины земельного участка, переданного в собственность администрации МО на основании межевого плана, поэтому площадь и границы земельного участка, который может быть предоставлен истцу должен определяться самостоятельно.
Главой 22 КАС РФ установлен порядок производства по административным делам об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц.
Гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 названной выше главы КАС РФ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия. Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий (пункт 5).
Положением о департаменте земельных отношений и Положением о министерстве не предусмотрены полномочия по обращению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением об изменении границ земельного участка. В связи с чем, судом не установлено бездействие Департамента земельных отношений администрации и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностив части обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением об изменении границ земельного участка с кадастровым номером №.
Суд отмечает, что требования административного истца к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельностине сформулированы.
Доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым бездействием Департамента земельных отношений администрации и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностисудом не установлено. Административный истец в судебном заседании пояснил, что препятствий в пользовании гаражом не имеется, вопреки положениям пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации который закрепляет обязанность административного истца по доказыванию нарушения прав и законных интересов административный истец не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым бездействием Департамента земельных отношений администрации и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности.
Кроме того, срок для обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом пропущен, в связи с тем, что на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации 21.02.2022г. дал ответ, с которым административный истец связывает бездействие административного ответчика, при этом имеется Постановление администрации от 18.07.2011г. № которым утвержден проект межевания территории, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, однако, ФИО1 административное исковое заявление подала только ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, на основании изложенного и с учетом того, что отсутствует совокупность условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ оснований для признания незаконными бездействие административного ответчика по управлению и распоряжению земельным участком, находящимся в муниципальной собственности и возложении обязанности его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением об изменении границ земельного участка с кадастровым номером №, установив их в координатах, согласно представленного межевого плана, не имеется.
Согласно разъяснений, содержащихся в абз. 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которым суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
Согласно предоставленным Департаменту земельных отношений администрации и Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельностиполномочий, оснований для возложения обязанности по изменению границ земельного участка с кадастровым номером №, утвердить схему расположения на кадастровом плане территорию земельного участка под объектом административного истца, зданием гараж, площадью 23,8 кв.м. с кадастровым номером №, расположенным по адресу:, во дворе при отсутствии права на земельный участок у административного истца, с учетом требований Земельного кодекса РФ суд не находит.
Следовательно, требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст.ст.174-180, 227, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО1 о признании незаконным бездействие административного ответчика по управлению и распоряжению земельным участком, находящимся в муниципальной собственности и возложении обязанности его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением об изменении границ земельного участка с кадастровым номером №, установив их в координатах, согласно представленного межевого плана:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
О возложении обязанности на административного ответчика зарегистрировать, указанные изменения в установленном законом порядке в срок не позднее 30 дней с о дня вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности на административного ответчика утвердить схему расположения на кадастровом плане территорию земельного участка под объектом административного истца, зданием гараж, площадью 23,8 кв.м. с кадастровым номером №, расположенным по адресу:, во дворе , оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Свердловский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья. Подпись
Копия верна
Судья ФИО7