ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5827/18 от 04.02.2019 Пушкинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2019 года г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,

при секретаре Цыгановой С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-864/2019 по административному иску ФИО1 к администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании решения незаконным, обязании направить уведомление о соответствии параметров и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованием о признании незаконным решения администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 13 ноября 2018 года № 195-и о недопустимости размещения индивидуального жилого дома, обязании направить уведомление о допустимости его размещения. В обоснование требований истец указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу Московская область Пушкинский район в районе д.Черноземово, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство. Истец обратился в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома, однако, уведомлением от 13 ноября 2018 года ему указано о недопустимости размещения индивидуального жилого дома в связи с тем, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов. С указанным решением истец не согласен, поскольку в действительности санитарно-защитная зона не установлена.

В судебном заседании представитель истца исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержал в полном объеме.

Ответчик, представитель администрации Пушкинского муниципального района Московской области, в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, пояснил, что санитарная зона установлена Правилами землепользования и застройки территории сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района Московской области, данных о том, содержатся ли сведения о границах санитарной зоны в ЕГРН не имеется.

Изучив материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.Материалами дела установлено:

Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:13:0040129:2161, расположенного по адресу <адрес> в районе д.Черноземово, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство;

07 ноября 2018 года истцом с целью строительства на принадлежащем ему земельном участке жилого дома в адрес Администрации Пушкинского муниципального района Московской области направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

Уведомлением от 13 ноября 2018 года № 195-и администрацией Пушкинского муниципального района Московской области истец уведомлен о недопустимости размещения индивидуального жилого дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов.

Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление санитарно-защитный зоны – как вида зоны с особыми условиями использования территории.

При этом в силу статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон определяется «Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил установлено, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Согласно пункту 5 Правил в границах санитарно-защитной зоны использование земельных участков в целях размещения жилой застройки не допускается.

В соответствии с пунктом 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Пункт 30 Правил предусматривает, что со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, отказывая заявителю в размещении индивидуального жилого дома на земельном участке, орган местного самоуправления должен был руководствоваться решением уполномоченного органа об установлении санитарно-защитной зоны, а также данными из ЕГРН о внесении сведений о такой зоне и об ограничениях.

Вместе с тем, доказательств установления санитарно-защитной зоны с соответствующими ограничениями, то есть внесение сведений в ЕГРН о такой зоне, что предусмотрено пунктом 25 Правил, ответчиком не представлено.

То обстоятельство, что границы санитарной защитной зоны отображены в составе графических материалов Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденных Решением №378/52 от 13.12.2017 Совета депутатов, само по себе не свидетельствует об установлении этой зоны с соответствующими ограничениями по правилам действующего законодательства.

Оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения – наличие ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующих на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, суд приходит к выводу о его необоснованности, что нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем, такое решение – уведомление является незаконным.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование истца об обязании ответчика направить уведомление о допустимости размещения индивидуального жилого дома, поскольку суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти.

Для восстановления прав истца суд полагает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть уведомление истца о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 13 ноября 2018 года № 195-и.

Обязать Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от 07 ноября 2018 года о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В удовлетворении требований об обязании администрации Пушкинского муниципального района Московской области направить уведомление о соответствии параметров и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А.Голубятникова

мотивированное решение

составлено 11 февраля 2019 года